![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы формирования и развития человека: антропологический подход
В системе антропологических взглядов Е. И. Рерих, имеющих непосредственное отношение к педагогике, значительное внимание уделяется проблеме факторов, определяющих развитие природного потенциала человека, формирование личности, становление его неповторимой индивидуальности. В разрешении проблемы соотношения биологического и социального в формировании и развитии человека воспитанию Елена Ивановна отводит решающую роль. В то же время в системе взглядов Е. И. Рерих по этой проблеме ведущую роль играет своеобразное понимание наследственности. С тем, как решается в Учении Живой Этики эта проблема, непосредственно связана трактовка понятий личность и индивидуальность. Обратимся к анализу этих понятий. Своеобразие толкования понятий личность и индивидуальность базируется на представлении о человеке как иерархической структуре физического, психического и духовного начал. По определению Е. И. Рерих, личность представляет собой совокупность физического и психического начал и их проявления. Совокупность этих начал определяется также как низшее Ego человека. Духовное начало понимается как индивидуальность, высшее " Я", " сознательное бессмертное Ego человека" (П., т. 1, с. 412), или высшее Ego. Елена Ивановна полагает, что человек, как иерархическая, многоуровневая структура, претерпевает циклические изменения своего состояния, вызванные чередованием пребывания в Плотноматериальном (физическом) и Тонкоматериальном мирах. В этом чередовании проявляется действие Закона Реинкарнации, который в системе философско-антропологических воззрений Е. И. Рерих занимает одну из ключевых позиций. Смысл этого закона заключается в отрицании смерти человека в ее традиционном понимании, в признании бессмертия духовного начала - высшего Ego. Низшее Ego (физическое и психическое начала) существует в течение одной земной жизни человека, оно - " сменяющееся земное проявление" (Там же, с. 413), которое после физической смерти человека распадается. Высшее Ego после распада низшего Ego сохраняется в виде энергоинформационной структуры и, таким образом, является вечно сущим. Высшее Ego не имеет " самостоятельного непосредственного проявления на земле" (Там же, с. 412) и для своей эволюции нуждается в многократном воплощении в Плотноматериальном мире, в слиянии с низшим Ego. В процессе многочисленных воплощений высшее Ego подлежит развитию (Там же, с. 413), в его эволюции Е. И. Рерих видит смысл человеческого существования. Низшее Ego служит основой эволюции человека (Там же, с. 416), так как, пребывая в Плотноматериальном мире, он имеет возможность приобретать и накапливать индивидуальный жизненный опыт " в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях" (Там же, с. 413), совершенствуя тем самым свою природу, т. е. эволюционировать. В силу неадекватности физических характеристик Плотноматериального и Тонкоматериальных миров высшее Ego человека может соприкасаться и получать впечатления из внешнего мира посредством низшего Ego. Низшее Ego передает впечатления и мысли высшему Ego, которое их ассимилирует. Соединяясь с " неумирающей сущностью" человека, его высшим Ego, эти впечатления и мысли становятся тоже бессмертными (Там же). Они служат теми накоплениями, которые в синтезе с накоплениями прошлых воплощений (Там же, с. 145) детерминируют дальнейшую эволюцию человека. Елена Ивановна подчеркивает, что не следует ни умалять и ни пренебрегать значением личности в формировании и развитии человека как преходящего элемента в его структуре. Она убеждена, что индивидуальность, высшее Ego человека слагается из его личности и через нее проявляется (Там же, с. 356, 357). Более того, определяя как " самодовлеющее" (Там же, с. 413) значение личности в формировании и развитии человека, Елена Ивановна считает полезным для каждого человека " выявить свою личность насколько возможно ярче" и добавляет: " само собою разумеется, не в ее отрицательных свойствах" (Там же, с. 356). Недооценка значения личности в формировании и развитии человека, по ее убеждению, может привести к превратному пониманию этой проблемы (Там же, с. 289). Ценность каждого земного проявления человека Е. И. Рерих видит в возможности " что-то улучшить" в нем и " что-то добавить" к его накоплениям (Там же, с. 414). Для иллюстрации своего понимания Закона Реинкарнации и процесса самосовершенствования человека (его высшего Ego) она прибегает к аналогиям. В одном случае эволюцию " человеческого существа" она сравнивает с ожерельем, " каждая буса которого одно из физических проявлений" (Там же, с. 419), и призывает стремиться к тому, чтобы каждый " новый облик", каждая новая личность была совершеннее и прекраснее предыдущей: " Мы должны думать о красоте этой настоящей жизни, смотреть на нее как на шлифовку лучшего алмаза в ожерелье духа нашего" (Там же, с. 356). В другом случае она предлагает " представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав" (Там же, с. 419). В письмах Е. И. Рерих можно найти еще одно пояснение понятий личность и индивидуальность. Индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями, она называет хранительницей Книги Жизни, в которой каждая личность имеет свою страницу. На нетленных страницах Книги Жизни записываются, запечатлеваются " лучшие земные проявления человека". Страницы этой книги разнородны по содержанию и " нередко прекрасные страницы чередуются с малозаполненными". Малозаполненными или вовсе вычеркнутыми оказываются страницы в том случае, когда проявления личности были " ничтожны и лишены преуспеяния" в духовном развитии (77, с. 60). Таким образом, Е. И. Рерих успешное и наиболее полное личностное развитие связывает со становлением неповторимой индивидуальности. Вместе с тем она полагает недостаточным наличие односторонней передачи впечатлений и мыслей низшим Ego высшему Ego. Для развития человека как индивидуальности и возможности ее проявления Елена Ивановна считает необходимым также установление и обратной связи между высшим и низшим Ego. Эту обратную связь она называет мостом или тропой между высшим Ego и интеллектом. При помощи интеллекта, способности мыслить, проницательности, совокупности умственных функций человек сможет превращать восприятия, " запечатления" (П., т. 1, с. 413), полученные от высшего Ego, в знания. Она убеждена, что лишь в том случае, когда этот мост состоялся, человека можно назвать духовно развитым, назвать истинной, неповторимой индивидуальностью: " Истинная индивидуальность <... > заключается в осознании своего истинного " Я", сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений" (Там же, с. 420). Видение человека как иерархической структуры, как единства физического и духовного, биологического и социального, преходящего и вечного определяет сложность и своеобразие трактовки Еленой Ивановной проблемы наследственности. В качестве рабочего определения понятия высшего Ego в контексте проблемы факторов развития человека мы вводим понятие индивидуально-духовной наследственности. Е. И. Рерих не разделяет идею, что ребенок рождается как tabula rasa. Анализ ее высказываний позволяет утверждать, что появившийся на свет ребенок - носитель двойственной наследственности: биологической и индивидуально-духовной (энергоинформационной). Биологическая наследственность - это филогенетически приобретенные качества, определяющие физические (" чисто технические" (Там же, с. 414)) способности. Индивидуально-духовная наследственность — это духовные накопления многочисленных прошлых воплощений, завоеванные " личным трудом и личными усилиями" (П., т. 2, с. 414), определяющие характер, наклонности, творческие способности, своеобразие и неповторимость индивидуальности. Накопленные за многие жизни наслоения наблюдений, хранящиеся в глубине сознания (в " чаше") в свернутом состоянии, называются в Живой Этике спящей мудростью (А., 152). У каждого человека " багаж накоплений" различен. Елена Ивановна выделяет некоторые признаки, по которым можно судить о качестве и количестве индивидуально-духовных накоплений. Малые накопления выражаются в слабости характера; такие люди, считает она, как правило, становятся узкими специалистами (П., т. 1, с. 414). И наоборот, твердость характера, знание цели, упорство в решениях и достижениях, уравновешенность, " прирожденная мудрость" (П., т. 2, с. 203, 42) - способность видеть и понимать сущность вещей, синтетический ум (П., т. 1, с. 414) свидетельствуют о богатстве накоплений. Таким образом, наследственность Елена Ивановна рассматривает как целостность — т. е. как сочетание биологических и индивидуально-духовных особенностей. Свойства особенностей как частей целого определяются этим целым и в то же время взаимоподдерживают и определяют как друг друга, так и свойства целого. Значительное внимание в работах Е. И. Рерих уделяется проблеме характера. Она убеждена, что характер человека предопределен прошлым жизненным опытом и " уже обозначен в утробе матери" (А., 552). Он влияет на особенности ее поведения, желания, вызывает " непонятные прихоти" (Бр., 177): " и чем ярче характер воплощающейся индивидуальности, тем ярче проявления ее и в желаниях матери" (П., т. 2, с. 330). Индивидуальные особенности начинают проявляться с момента рождения (М. О. I, 338) в виде идиосинкразии - в необъяснимых влечениях или отвращениях (А., 163) к чему-либо, " которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более, - подчеркивается в Учении, - нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании" (Бр., 152). В Живой Этике дается совет воспитателям " тоньше разбираться в способностях учеников", вести за ними наблюдения, изучать " врожденные симптомы" (А., 483, 163) спящей мудрости. В таком случае " учение может усваиваться детьми необычайно быстро, лишь бы наблюсти особенности ребенка. Он в большой степени вспоминает уже познанное ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребенку помогут вспомнить уже заложенное в нем. Тем легче после усвоить и новые предметы", но для этого " следует наблюдать" (Бр., 276). Изучение проявлений индивидуальных особенностей ребенка позволит увидеть, что в его характере нужно корректировать, что развивать, и создать для этого наиболее благоприятные условия и обстоятельства. Речь идет не " о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства" (А. Й., 457). Природный потенциал (индивидуально-духовная наследственность), раскрытие, развитие и обогащение которого является целью воспитания, в своем латентном состоянии рассматривается Еленой Ивановной и как фактор, влияющий на развитие личности. Количество и качество информационного содержания индивидуально-духовной наследственности (" чаши") во многом предопределяет и играет существенную роль в развитии и воспитании индивида. Вместе с тем индивидуально-духовная наследственность диалектически взаимосвязана с биологической природой человека. Для выявления и развития " каждой способности", утверждает Е. И. Рерих, необходим прежде всего " подходящий инструмент" (П., т. 2, с. 382). Физическое (биологическое) тело человека и является таким инструментом " для накопления новых духовных возможностей" (П., т. 1, с. 290). Иными словами, биологический фактор детерминирует степень развития природного потенциала и уровень достижений человека в какой-либо области его жизнедеятельности. Биологическому фактору, как это видно из приведенных высказываний, Е. И. Рерих не отводит решающей роли в развитии личности, однако считает, что он обусловливает возможность выявления и развития задатков, наклонностей ребенка, так как " нельзя ни в чем отделить физическое от духовного. Все так переплетено и зависит одно от другого" (Там же, с. 289). По мнению Елены Ивановны, духовный потенциал человека проявляется в его жизни лишь частично, а степень развертывания его зависит от свойств физического организма (П., т. 2, с. 358). В этом она видит проявление определенной закономерности, так как считает, что, по Закону Кармы [2], заложенное в прошлых существованиях предопределяет воплощение в физическом теле. Качество энергоинформационных накоплений, как результат определенного приобретенного в прошлом духовного опыта, служит причиной получения высшим Ego оболочки, которая в максимальной степени может способствовать совершенствованию заложенных (имеющихся) качеств и свойств и наработке новых, наиболее необходимых человеку. Е. И. Рерих убеждена, что если воплотившееся высшее Ego, даже с большими накоплениями, " попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа" (П., т. 1, с. 414), иначе - биологический организм не соответствует всем духовным накоплениям человека, - эти условия не будут способствовать " выявлению приобретенных им способностей" (П., т. 2, с. 381), а следовательно, и их развитию. " Так, истинно, мы приносим с собою свой старый багаж, но не все приобретенные способности могут быть выявлены в одной земной жизни <...> физический инструмент не приспособлен еще к выявлению разнородных накоплений нашей индивидуальности" (Там же, с. 392). Объясняя влияние биологического фактора на развитие природного потенциала, Е. И. Рерих ассоциирует для наглядности природный потенциал со скрипачом-виртуозом, а физическое тело -со скрипкой. Зависимость степени проявления природного потенциала от особенностей биологического организма она уподобляет тому, как раскрытие исполнительских возможностей музыканта зависит от качества музыкального инструмента. Так, для того, чтобы в полной мере скрипач-виртуоз мог показать свои дарования и мастерство, ему нужна скрипка высокого качества изготовления. Если музыкант " вместо Страдивариуса получает скрипку, сделанную из жести" (Там же, с. 382), он не сможет полностью показать свои исполнительские возможности. " Можно наблюдать, - писала Елена Ивановна, - как бывший музыкальный виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой координации центров для особых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или меньшее влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет" (Там же, с. 258). Исходя из данного высказывания, можно утверждать, что частичное проявление заложенных способностей будет выражаться в склонности и интересе к определенным видам деятельности, соответствующим имеющимся задаткам. По мнению Е. И. Рерих, сущность человека, сложенная многочисленными воплощениями, его природный потенциал не подлежит изменению, а нуждается в " облагораживании и возвышении", иными словами - в воспитании. Она глубоко убеждена в том, что психическое и духовно-нравственное развитие человека в онтогенезе зависит не столько от скрытых свойств человека, его биологических особенностей, но главным образом от воспитания. В процессе воспитания происходит развертывание и совершенствование природного потенциала человека и в то же время от свойств индивидуальных накоплений, наследственности в целом зависит результативность этого процесса. Елена Ивановна убеждена, что в процессе воспитания должно происходить не только развертывание природного потенциала, но и его развитие и обогащение. Мы считаем, что это замечание Елены Ивановны имеет огромное значение для педагогической теории и практики. Расценивая воспитание как решающий фактор развития природного потенциала человека, формирования личности и становления его неповторимой индивидуальности, Е. И. Рерих называет понятие воспитание " великим понятием" (П., т. 2, с. 431). Роль воспитания она видит в возможности с его помощью преобразования биологического человека в духовного. Сущностная потребность в развитии, самосовершенствовании требует, чтобы воспитание носило сознательный и преднамеренный характер, т. е. соответствовало жизненно необходимой цели - продолжало процесс дальнейшей эволюции индивидуальности (высшего Ego). Эта точка зрения Е. И. Рерих получила развитие в работах С. Р Аблеева: " Содействие эволюции человеческого духа, что должно быть понимаемо как развитие человека в более совершенное духовное существо, в сущности, и является важнейшей задачей как всего Учения Живой Этики, так и новой педагогической практики" (4, с. 13). Воспитание в Живой Этике трактуется как преднамеренный процесс " облагораживания и возвышения" (Н., 425), совершенствования природы человека; " питание всем возвышенным и утонченным" (Там же) сущности индивида, т. е. как целенаправленное воздействие на индивидуально-духовную (энергоинформационную) наследственность, с помощью которого пробуждается скрытый положительный потенциал, проявляются дарования воспитанника и сдерживаются задатки, которые являются продуктом отрицательных накоплений прошлого опыта. Эту мысль А. Клизовский, один из последователей Учения Живой Этики, выразил следующим образом: " Система воспитания должна быть поставлена на таких основаниях, чтобы она давала возможность развития уже имеющихся в человеке полезных свойств и искоренения таких, которые вредны и нежелательны" (34, с. 54). В письмах Е. И. Рерих различным адресатам неоднократно подчеркивается, что " воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера" (П., т. 2, с. 429), " всё механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека <... > сфера которого лежит в мире побуждений и мысли" (П., т. 1, с. 224). Аналогичные представления о выборе приоритетов в воспитании имелись и у Н. И. Пирогова, на работы которого Е. И. Рерих ссылалась неоднократно. В статье " Вопросы жизни" он обращается к воспитателям подрастающего поколения: " Дайте созреть и окрепнуть <...> Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! " (66, с. 158). Целью воспитания Елена Ивановна считает " рождение истинного человека" (П., т.2, с.195), человека духовно развитого, нравственно воспитанного, носителя нового миропонимания, который мыслит себя жителем не только Земли, но и Вселенной (Там же, с.291). Поэтому задачу воспитания она видит в формировании у ребенка, а затем и взрослого человека направленности на общую судьбу со всем человечеством и всем Мирозданием, на Общее Благо (П., т. 1, с. 134) и Добро как основы жизни и пути самосовершенствования. Елена Ивановна расширяет содержание нравственного воспитания и считает, что нравственная организация Космоса должна распространяться на взаимодействие человека и Природы, человека и общества, человека и его внутреннего мира: во взаимодействии с Мирозданием - быть сотрудником, сотворцом; с другими людьми - строить взаимоотношения на принципах сотрудничества, владеть " искусством творить отношения"; с самим собой - подняться до уровня духовного человека, стать неповторимой индивидуальностью. В такой трактовке цели воспитания заложена возможность формирования не только планетарного, но и космического сознания человека, которое должно определять его жизненные проявления в соответствии с нравственной организацией Космоса: " нужно заботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение" (П., т. 2, с. 195). Е. И. Рерих считает необходимым воспитание ответственности человека перед самим собой, человечеством, Космосом не только за свои мысли и побуждения, о чем было нами сказано ранее, но и за саморазвитие и самовоспитание, а также самоуправление своим дальнейшим развитием. Это, по ее мнению, обеспечивается через развитие всех ценностных человеческих способностей и достижение " симфонии" нравственных качеств личности, таких, как ответственность (П., т. 1, с. 440), чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия (П., т. 2, с. 195), мужество, терпимость, преданность, бесстрашие, храбрость (А., 504), сознание долга, самообладание, достоинство и честь, честность, сердечная утонченность (М. О. II, 71, 97), милосердие (О., 107), находчивость (Н., 494) и др. Динамическую характеристику цели воспитания Е. И. Рерих связывает с саморазвитием и самовоспитанием человека, которые проявляются как " концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него" (П., т. 1, с. 224). Высказывания Е. И. Рерих по вопросам самовоспитания человека позволяют утверждать, что она выделяет его в самостоятельный, чрезвычайно значимый фактор развития и совершенствования личности. Смысл воспитательной работы Елена Ивановна видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию - осознанной, целенаправленной, систематической деятельности по самосовершенствованию. Возникновение сознательного стремления к самовоспитанию - показатель качественно новой и необходимой ступени развития личности. " Но самое малое усовершенствование нуждается в сознательном принятии его. Если это замечено даже около обиходных открытий, то насколько же оно почувствуется, когда коснется самого человека" (М. О. I, 47). Учитывая фактор наследственности и придавая " великое значение воспитанию" (Н., 425) в развитии природного потенциала и формировании личности, Е. И. Рерих связывает уровень результативности достижений с деятельностью самой личности. " Но, конечно, - писала она, - от каждого зависит степень развития его способностей" (П., т. 1, с. 64). В одном из писем, адресованном супружеской паре, Елена Ивановна давала рекомендации по воспитанию: " Пусть мальчик с ранних лет знает, что для каждого достижения нужен упорный и систематический труд и что лишь невежды полагают, что можно овладеть чем-то с наскока" (73, с. 255). Целенаправленная активность, саморазвитие, собственные усилия в различных видах деятельности - необходимые условия развития природного потенциала и формирования личности: " для того, чтобы сделаться выдающимся художником, артистом или учёным в любой области науки, нужны не только многие накопления в этом направлении в прошлых жизнях, но и годы упорного и постоянного труда в настоящей жизни" (П., т. 2, с. 325); " для развития каждой способности необходимо постоянное упражнение" (Там же, с. 294). Предпосылкой развития способностей и высоких достижений в определенной области она считает не только систематичность и постоянство определенного вида деятельности, но и воспитание потребности в этом виде деятельности: " Ведь гений, по определению одного мыслителя, есть одна треть способностей при двух третях упорного и систематического труда. Чудеса гения всегда были чудесами труда, но то, что в глазах других является тяжким трудом, то для гения всегда есть радость" (Там же). Рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, Е. И. Рерих раскрывает значение семьи как социального воспитательного коллектива в развитии и духовно-нравственном становлении ребенка. Основную функцию родителей она видит в воспитании детей, подготовке их к жизни: " Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения или смысла жизни, ими проходимой" (Цит. по: 18, с. 68). На это же указывал в свое время Н. И. Пирогов, который считал, что родители, желая дать своим детям " истинно человеческое воспитание" (66, с. 160), должны заботиться о " приготовлении нравственной стороны ребенка к той борьбе, которая предстоит ему впоследствии при вступлении в свет" (Там же, с. 157). Елена Ивановна подчеркивает особую роль матери в воспитании детей, которая " закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка <... >, дает направление и окраску или качество всем его стремлениям и способностям" (П., т. 1, с. 29), " закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности... " (П., т. 2, с. 308). Специфика отношения родителей к жизни, материальным и духовным ценностям, по убеждению Е. И. Рерих, будет сказываться на стремлениях и особенностях развития детей. Она высказывает сожаление по поводу состояния домашнего воспитания в условиях современных ей семей, т. к. считает, что из обихода многих семей вытеснены " высокие понятия", которые заменены стремлением к легкому достижению " пошлейшего благополучия и такой же известности" (Там же, с. 461). " Рассадником пошлости" (Оз. III: VI, 9) называются в Живой Этике семьи, которые культивируют в детях подобные стремления. Такие семьи, по мнению Елены Ивановны, часто " являют зрелище полного разъединения, антагонизма и служат очагами духовного разврата" (П., т. 1, с.227). Она ставит в прямую зависимость общее и духовно-нравственное развитие детей от характера взаимоотношений в семье. Истинной семьей, способной осуществлять свою основную функцию, Елена Ивановна называет такую семью, в которой приоритетными считаются духовные ценности, господствуют гуманные отношения, атмосфера уважения, доброжелательности и сотрудничества. Именно в таких семьях для наиболее полного развития природного потенциала ребенка, формирования его личности могут быть созданы благоприятные окружающая обстановка и " свойственные ему обстоятельства" (Бр., 163). В противном случае, утверждает она, если человек " рождается в условиях, не способствующих выявлению приобретенных им способностей <...> он должен будет воспитывать в себе новые и часто даже противоположные качества" (П., т. 2, с. 381). Высоко оценивая роль воспитания и учитывая значение наследственности в развитии природного потенциала и формировании личности, Е. И. Рерих раскрывает влияние социальной среды на ход этих процессов. По ее мнению, социальная среда является одним из факторов развития человека, т. к. убеждена, что " для развития каждой способности необходимы < …> подходящие условия" (Там же, с. 294). Даже в том случае, когда ребенок обладает большими задатками и его биологические особенности способствуют их проявлению и развитию, необходимо, считает Елена Ивановна, наличие благоприятных условий для протекания процесса развития природного потенциала и формирования личности. " Заприте младенца, хотя бы гения от рождения, в пустую комнату и в полном одиночестве, и он вырастет идиотом. Как бы ни были велики прошлые накопления, для выявления их нужен не только подходящий инструмент, но и подходящие условия. Как говорит французская пословица: " обстоятельства создают великого человека" (Там же, с.382). Влияние социальной среды на общее и профессиональное развитие личности Е. И. Рерих показывает на примере женского образования. По ее убеждению, способности, которыми обладает человек, не зависят от пола. В то же время, сопоставляя умственное развитие мужчин и женщин, Елена Ивановна делает вывод, что " ее (женщины. - Н. Л.) мыслительная способность, может быть, в общей сложности развита сейчас несколько меньше, чем у мужчин, но ни в коем случае не в отдельных индивидуальных проявлениях" (Там же). Объяснение этому Е. И. Рерих находит в положении и роли женщины в обществе: на протяжении многих веков круг ее обязанностей во всех странах и различных слоях общества не выходил " за пределы отведенного ей малого поля деятельности, домашнего очага" (Там же, с. 383). Еще в прошлом столетии, писала Елена Ивановна, женщина была " лишена возможности пользоваться в полной мере величайшим человеческим преимуществом, приобщением к творческой мысли и созидательной работе. Она лишена не только равноправия, но во многих странах и равного образования с мужчиной. Она не допущена к выявлению своих способностей" (П., т. 1, с. 28). Такое положение женщины в обществе, как правило, за редким исключением, приводило к неполному, недостаточному развитию ее способностей: " если эта пониженность в мышлении (женщины. - Н. Л.) где-то и замечается, то только в силу того, что условия и обстановка ее жизни, созданные вековыми утеснениями, способствовали этому" (П., т. 2, с.382). Таким образом, саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности Е. И. Рерих связывает также с влиянием социальной среды, положением в обществе. Завершая рассмотрение взглядов Е. И. Рерих по проблеме факторов формирования и развития человека, отметим следующее. В своих высказываниях, затрагивающих эту проблему, Елена Ивановна (на наш взгляд, весьма удачно) преодолевает односторонность преформистских, биологизаторских и социологизаторских концепций развития человека - процесс эволюции человека она трактует как сложный процесс взаимообусловленного влияния биологических и социальных факторов, выделяя при этом в качестве ведущего - воспитание. Под воспитанием и формированием человека она понимает преднамеренное влияние на процесс эволюции природных свойств человека, их совершенствование в противоположность такому пониманию воспитания, как воздействие с целью выработки наперед заданных качеств личности, вызванных требованиями извне (например, социальной системой, идеологией и т. п.). Обращает на себя внимание мысль Е. И. Рерих о роли самовоспитания, которое она расценивает как самостоятельный, во многом определяющий конечный результат фактор развития личности. Е. И. Рерих касается малоизученной и современной философией, и психологией, и педагогической наукой проблемы духовного начала (высшего Ego) человека, роли личностных накоплений в процессе жизнедеятельности и роли обратного влияния духовности на развитие и становление личности. Нельзя не отметить также, что в числе ведущих целей формирования и развития человека Е. И. Рерих в соответствии с общей мировой традицией гуманистической педагогики на первый план выдвигает формирование нравственных, точнее - духовно-нравственных качеств, которые она рассматривает как системообразующее свойство личности, определяющее социальную ценность человека.
|