![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идея совершенствования содержания образования
Важное место в системе педагогических взглядов Е. И. Рерих занимают проблемы образования и умственного воспитания подрастающего поколения, при этом много внимания уделяется вопросам содержания образования. " Забота о расширении сознания и соответствующем кругозоре должна стать основою и целью воспитания" (П., т. 2, с. 367). Школа, по ее мнению, должна обогащать человека широким спектром знаний из всех областей науки, поэтому необходимо равноправное преподавание естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин, т. к. все они являются " ветвями того же древа Истины". Е. И. Рерих ориентирует на главную цель школьного образования - показать подрастающему поколению картину Мироздания в целом, а действительность как единое целое, научить использовать эти знания как орудие творческого освоения и преобразования мира. В этой связи обосновывается необходимость нововведений в школах. При составлении учебных планов " с одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой - нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения" (Б., 492). Чтобы сформировать у учащихся целостное представление о мире, Е. И. Рерих считает полезным использовать опыт различных направлений познания человеком мира и окружающей действительности, т. е. опыт познания через науку, искусство, философию, религию. Для того, чтобы школа могла дать учащимся наиболее полное представление об основах Бытия, космическом предназначении и роли человека в системе Мироздания, Елена Ивановна предлагает дополнить ряд общепринятых дисциплин новым содержанием и ввести в учебный план такие предметы: космографию, естественную историю, синтез науки, изучение красоты жизни, сравнительную историю религий. Взгляды Е. И. Рерих на формирование содержания образования основываются на концептуальных идеях Учения Живой Этики. В частности, на учении о Духо-Материи как основе и потенциале всего сущего, дифференциации которой образуют физический (Плотный), психоэнергетический (Тонкий) и духовный (Огненный) миры, в которых живет и реализует себя человек. Внедрение этих знаний в школьные учебные планы она считает необходимой предпосылкой полноценного образования подрастающего поколения. " Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. <...> Нужно, чтобы школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всем величии" (М. О. II, 188). Для полного и углубленного изучения Мироздания Е. И. Рерих рекомендует ввести в учебный план обобщающий предмет - космографию. " Космография должна быть введена во всех школах как один из самых увлекательных предметов. Именно она должна включать все области мироведения. Если люди хотят преобразовать сознание народа, они должны ознакомить его с основами Мироздания и сделать это научно и привлекательно" (Н., 671). Предметы, входящие в содержание космографии, по ее убеждению, призваны сыграть существенную роль в формировании у учащихся самого широкого, неограниченного, нового миропонимания. " Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету" (О., 110). Наряду с астрономией Елена Ивановна предлагает преподавать астрохимию и астрологию, которые она считает науками будущего (П., т. 1, с. 238). Астрохимия - раздел астрономии, изучающий все многообразие химических явлений во Вселенной. Астрология - наука о звездах, толкование звезд, положение и движение которых связано с вероятностями явлений и событий. " Астрология не что иное, как формула астрохимии" (А. Й., 18). Обе эти науки, по мнению Е. И. Рерих, тесно связаны между собой: " Астрохимия есть основа астрологии " (П., т. 1, с. 238). " Астрология основана на химизме светил" (Н., 296). Космос оказывает огромное влияние на жизнь человека. Как бы предвидя достижения современной науки, она писала: " Но если вспомним поражающие химические реакции, то нетрудно понять насыщенность пространства самыми действительными составами окисей металлоидов. Можно ли легкомысленно отрицать эволюционную мощь материи, когда из Беспредельного Резервуара льются на наши головы лучи несказанного напряжения! " (А. Й., 18). Как пророчество звучит в Учении Живой Этики такая фраза: " Можно предвидеть, как впоследствии найдут астро-химическое основание многим явлениям" (М. О. I, 282). Изучение этих предметов, по утверждению Елены Ивановны, способствует осознанию человеком своего положения в " гигантской лаборатории Вселенной" (П., т. 2, с. 34). Эти знания позволяют указать (это и делается в настоящее время) благоприятные сроки или, наоборот, рекомендовать людям, чувствительным к " атмосферическим явлениям", проявлять осторожность, " если химизм напряжен и тяжек". Важный раздел учебного плана должны представлять естественные науки, а потому " нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекают внимание самого раннего детского мозга. Дайте детям возможность мыслить" (Н. В., 25). Преподавание естественнонаучных дисциплин, по убеждению Е. И. Рерих, должно быть ориентировано на то, чтобы помочь учащимся осмыслить эволюционные процессы Макро- и Микрокосма, перспективы развития человечества. Из-за неадекватности физических характеристик материи миров Плотного, Тонкого и Огненного тонкоматериальные миры недоступны восприятию органами чувств физического тела человека. Однако, как замечает Е. И. Рерих (она это доказала своим примером), человек обладает огромным потенциалом психодуховной сферы жизнедеятельности. Тождественность тонкоматериальных компонентов человеческой структуры тонкоматериальным субстанциям Тонкого и Огненного миров обусловливает возможность дальнейшей эволюции человека. Елена Ивановна рекомендует дополнить учебную программу естественной истории этими знаниями, поскольку они способствуют усилению смыслового акцента. " Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. <...> С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесам жизни. <...> Тонкий мир будет изучаем, наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо все существует, значит, все ощутимо и познаваемо. Наконец, сокрушатся суеверия и предрассудки" (О., 114). Актуальна, на наш взгляд, позиция Е. И. Рерих по проблеме гуманитаризации образования - равноправного и равнозначного преподавания гуманитарных наук наряду с естественными. " Правильно сожалеете о пренебрежении к гуманитарным наукам, только разумное сотрудничество всех наук даст понятие о единстве знания" (Н., 142). Следует обратить внимание на рекомендации, которые даются в Живой Этике относительно такого учебного предмета, как История Отечества, изучение которого должно строиться в тесной взаимосвязи с мировыми историческими событиями. " Эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах. <...> Каждый должен знать истинную ценность своего отечества, но оно не должно быть растущим древом в пустыне, оно имеет свои сотрудничества со множеством народов. <...> Пусть процессы мира найдут живых толкователей" (Н. В., 28). Е. И. Рерих акцентировала внимание на проблеме, которая до сих пор остается в значительной мере нерешенной в нашей системе образования, а именно - на том, что знания, приобретаемые учащимися по разным учебным предметам, как правило, остаются разобщенными. Истинным, как это следует из Учения Живой Этики, является синтетическое знание, объединяющее в себе знания из различных отраслей науки. В этой связи предлагается дополнить учебный план новой обобщающей дисциплиной - синтезом науки. " В школах должен быть введен предмет - синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи" (Бр., 426). Синтез науки ориентирован на развитие у детей умения путем сравнения найти подтверждение из различных областей науки, сочетать необходимые познания, что потребует от них большой подвижности ума как показателя высокой степени сознания. В синтезе наук заложено поисковое, творческое начало: этот предмет уводит от узкой специализации, помогает каждому ученику не быть подражателем и пересказчиком чужих мыслей, а найти линию собственных научных исследований. " При ознакомлении с синтезом, - говорится в Учении, - учащиеся могут сознательнее выбрать свою ученую деятельность. Не забудем, что до сих пор такой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи. Также беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялое отношение к познанию. Это было не леностью, но просто незнанием смысла и цели предмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно" (Там же). На наш взгляд, в этом высказывании содержится очень перспективная мысль, своеобразный прогноз дальнейшего совершенствования системы современного образования. Действительно, без целостного взгляда на мир, без понимания внутренней связи и взаимодействия различных наук, его изучающих, невозможно формирование ни целостного мировоззрения, ни системы знаний. Причем, что важно заметить, такой синтез знаний должен складываться уже в начальной школе, чтобы последующие знания как бы включались в эту первоначальную систему, углубляя и расширяя ее. Особое внимание Е. И. Рерих обращает на необходимость сообщения учащимся информации о новых научных открытиях. Она писала: " Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессирует, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать новые методы во всей образовательной системе" (П., т. 2, с. 373). Для разрешения этой проблемы, с точки зрения Елены Ивановны, необходимо обеспечить оперативное сообщение учащимся о новых научных открытиях в доступном изложении. " Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах, - рекомендуется в Учении, - устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений" (Б., 492). Эта идея также заслуживает серьезного внимания современной педагогики. Права Е. И. Рерих: и сейчас достаточно много времени проходит, пока новые достижения науки смогут стать достоянием учебников, а потому издание в школе информационных бюллетеней, популярно излагающих сведения о новейших достижениях в различных областях науки, было бы и сегодня чрезвычайно полезным. При составлении учебных планов Елена Ивановна рекомендует уделять должное внимание музыкально-эстетическому комплексу предметов и предлагает ввести новую учебную дисциплину - изучение красоты жизни, - способную расширить кругозор и воспитать у детей уважительное отношение к духовным ценностям. В содержание этого предмета должна войти История Искусства и Знания, а также " он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям" (Н. В., 97). Наряду с естественнонаучными и гуманитарными предметами Е. И. Рерих рекомендует ввести в учебные планы прикладные дисциплины. Она советует проводить уроки по овладению основами искусств, ремесел, заниматься с учениками рукоделием, хоровым пением, народными танцами. Признавая религию одним из способов постижения мира и действительности, Е. И. Рерих рекомендует при составлении учебных планов не обходить стороной эту сферу познания. За последнее десятилетие наша школа прошла путь от огульного отрицания всего не укладывавшегося в рамки грубоматериалистических представлений, называемых в Учении Живой Этики младенческим материализмом, до попыток введения Закона Божьего. Это нововведение идет вразрез с остальными традиционно преподаваемыми предметами, дающими учащимся иные представления о природе и ее законах. Избежать этого противоречия позволит рекомендация Е. И. Рерих о введении в учебные планы сравнительной истории религий. Изучение этого предмета должно проходить в форме бесед о различных религиях. Содержание бесед, по мнению Елены Ивановны, должно зависеть от состава учеников и проходить в особом помещении, на стенах которого висят изображения всех основателей религий. Она убеждена, что такие беседы дадут учащимся представление о духовной эволюции человечества и позволят избегать главного бича человечества - религиозной нетерпимости. Содержание сравнительной истории религий должно быть ориентировано на возраст учеников. Елена Ивановна допускает, что изучение восточной философии может быть трудным делом для детского ума, но зато " светлые облики Великих Учителей прошлого и Святых", их жизнеописания и жизненные советы " найдут отклик в детском сердце и утвердят необходимое уважение к духовным ценностям и достижениям других народов" (П., т. 1, с. 420). Как уже было отмечено, Е. И. Рерих вполне справедливо настаивает на необходимости реализации через систему образования ряда воспитательных задач. Раскрывая роль содержания образования в нравственном и эстетическом развитии детей, она видела задачу школы в воспитании у учащихся уважительного отношения к знанию как непреходящей ценности. " С младенческого возраста, - писала она, - нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции" (П., т.2, с. 246). Убедительным доказательством значимости знания для общественного прогресса послужит, считает Елена Ивановна, ознакомление детей " с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за отказа своевременно принять то или иное научное открытие, то или иное расширение умственного кругозора" (Там же, с. 367). Наряду с воспитанием широчайшего кругозора и любви к знаниям, не менее важной задачей школы Е. И. Рерих считает развитие способностей учащихся: мышления, внимания, наблюдательности, памяти, воображения, интуиции, находчивости, сообразительности и др. При составлении учебных планов решению этой задачи должно уделяться особое внимание. Опираясь на философские идеи о субстанциональности мысли, а также микрокосмической природе человека и его многосторонней причастности к Космосу и его законам, Е. И. Рерих выдвигает настоятельное требование: " Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы, и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их" (П., т. 1, с. 140). Развитие у детей способности позитивного мышления имеет огромное значение и, по утверждению Елены Ивановны, нуждается в упражнении. " Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Такое мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным" (М. О. II, 61). На решение этой задачи должно быть нацелено преподавание каждого предмета, а также отводиться часы для проведения специальных уроков. Уже в начальной школе, считает Елена Ивановна, необходимо вводить уроки практической психологии. " Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме этих четырех областей в науке о мышлении многие качества требуют развития - четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Если бы часть усилий, затрачиваемых в школах на спорт (имеются в виду англосаксонские страны. - И. Л.), уделялось мышлению, то скоро результаты были бы поражающими" (Цит. по: 18, с. 74-75). В Живой Этике и письмах Е. И. Рерих даны исчерпывающие советы и рекомендации по развитию вышеуказанных способностей, предлагается разработать специальные программы упражнений: " Для всех чувств нужно составить программу упражнений" (М. О. I, 69); " для развития каждой способности необходимы постоянное упражнение и подходящие условия" (П., т. 2, с. 294). В деле воспитания и образования подрастающего поколения Е. И. Рерих считает немаловажным раскрыть и развить творческие способности учащихся и подчеркивает, что " ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного личного выявления" (Там же, с. 372). Елена Ивановна считает бесполезным запоминание большого количества информации в ущерб осмыслению ее содержания и творческому применению полученных знаний. " Бессердечное чтение и даже заучивание мало помогают" (М. О. II, 248), так как превращают человека в автомата, повторяющего " чужие формулы" (П., т. 1, с. 31), а для общего, психического и духовно-нравственного развития чрезвычайно важным Е. И. Рерих считает не повторение чужих мыслей, пусть даже и великих людей, но " претворение их в своем сознании, пропускание через свою призму" там же, с. 411). Поэтому школа, как уже было отмечено, должна заложить в ребенке основу умения пользоваться приобретенными знаниями, умение рассуждать, самостоятельно, творчески мыслить: " чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению" (М. О. II, 411), ведь " без умения мыслить нельзя продвинуться в познании" (П., т. 2, с. 158). Указывая на необходимость развития способностей учащихся в процессе усвоения знаний, Е.И.Рерих предостерегает от односторонности в решении этой проблемы. По ее убеждению, развитие способностей учащихся наряду с усвоением необходимого объема знаний должно быть не самоцелью, а средством преобразования природы человека, его духовно-нравственного развития. Формальное развитие способностей учащихся она считает нецелесообразным, так как оно " не может преобразить внутреннего человека, преображение которого и есть единая цель всех истинных Учений" (П., т. 1, с. 224). Поскольку сфера внутреннего человека лежит в его " мире побуждений и мысли", Е. И. Рерих нацеливает на то, чтобы приобретаемые учащимися знания могли служить инструментом творческого освоения мира и познания самого себя как органичной частицы этого мира. Завершая рассмотрение вопросов, связанных с содержанием образования, следует отметить, что Е. И. Рерих не была сторонницей ранней специализации. В своих работах она неоднократно обращается, как было отмечено ранее, к педагогическим статьям Н. И. Пирогова, который, как известно, пропагандировал идею " общечеловеческого образования" и призывал к человечности как основе воспитания. Николай Иванович считал антигуманным преждевременное получение " специально-практического образования" и приравнивал его к варварскому обычаю " выдавать дочерей замуж поневоле" (66, с. 158). Е. И. Рерих полагала, что система образования должна обеспечивать подрастающему поколению всестороннюю общеобразовательную подготовку (П., т. 2, с. 153). Убедительное суждение по этой проблеме можно встретить также в Живой Этике: " Нельзя навязывать ребенку специальность, когда он не может еще найти свои способности. Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям. Так, можно объединить образование тех, кто не может сразу обнаружить свои задатки" (М. О. II, 59). Анализ высказываний Е. И. Рерих и положений Живой Этики по существу рассматриваемой проблемы позволяет прийти к следующим выводам. Рекомендации по вопросам образования органично сочетают в себе материальный и формальный подходы к отбору его содержания, что, на наш взгляд, в наибольшей степени обеспечивает гармоничное развитие целостного человека: его природы и социокультурных качеств. В свете идеи гуманизации современного образования, когда все более утверждается переход от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному подходу к определению сущности содержания образования, актуальны мысли Елены Ивановны о развитии способностей ребенка в процессе усвоения знаний, которые служат не целью, а средством преобразования человеком себя и окружающего мира. Следует особо отметить предлагаемые Е. И. Рерих нововведения в школе. Включение в учебный план таких предметов, как синтез науки, космография, естественная история, изучение красоты жизни, сравнительная история религий, а также создание при школе информационных отделов с целью оперативного сообщения учащимся о новейших научных достижениях помогут им, на наш взгляд, составить целостную картину мира, найти свое место в потоке бытия, понять смысл собственной жизни, прийти к личной свободе и ответственности, сознательно выбрать будущую профессию.
|