Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея совершенствования содержания образования






Важное место в системе педагогических взглядов Е. И. Рерих занимают проблемы образования и умственного воспитания под­растающего поколения, при этом много внимания уделяется воп­росам содержания образования. " Забота о расширении сознания и соответствующем кругозоре должна стать основою и целью вос­питания" (П., т. 2, с. 367).

Школа, по ее мнению, должна обогащать человека широким спек­тром знаний из всех областей науки, поэтому необходимо равноправ­ное преподавание естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин, т. к. все они являются " ветвями того же древа Истины".

Е. И. Рерих ориентирует на главную цель школьного образова­ния - показать подрастающему поколению картину Мироздания в це­лом, а действительность как единое целое, научить использовать эти знания как орудие творческого освоения и преобразования мира. В этой связи обосновывается необходимость нововведений в школах. При составлении учебных планов " с одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой - нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения" (Б., 492). Чтобы сформировать у учащихся целостное представление о мире, Е. И. Ре­рих считает полезным использовать опыт различных направле­ний познания человеком мира и окружающей действительности, т. е. опыт познания через науку, искусство, философию, религию.

Для того, чтобы школа могла дать учащимся наиболее пол­ное представление об основах Бытия, космическом предназна­чении и роли человека в системе Мироздания, Елена Ивановна предлагает дополнить ряд общепринятых дисциплин новым со­держанием и ввести в учебный план такие предметы: космогра­фию, естественную историю, синтез науки, изучение красоты жиз­ни, сравнительную историю религий.

Взгляды Е. И. Рерих на формирование содержания образо­вания основываются на концептуальных идеях Учения Живой Эти­ки. В частности, на учении о Духо-Материи как основе и потенци­але всего сущего, дифференциации которой образуют физический (Плотный), психоэнергетический (Тонкий) и духовный (Огненный) миры, в которых живет и реализует себя человек. Внедрение этих знаний в школьные учебные планы она считает необходимой пред­посылкой полноценного образования подрастающего поколения. " Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей ре­альности; должна быть показана преемственность миров со все­ми научными сопоставлениями. <...> Нужно, чтобы школы приня­ли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всем величии" (М. О. II, 188).

Для полного и углубленного изучения Мироздания Е. И. Рерих рекомендует ввести в учебный план обобщающий предмет - кос­мографию. " Космография должна быть введена во всех школах как один из самых увлекательных предметов. Именно она должна вклю­чать все области мироведения. Если люди хотят преобразовать сознание народа, они должны ознакомить его с основами Ми­роздания и сделать это научно и привлекательно" (Н., 671). Пред­меты, входящие в содержание космографии, по ее убеждению, при­званы сыграть существенную роль в формировании у учащихся самого широкого, неограниченного, нового миропонимания. " Сре­ди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, аст­рохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету" (О., 110).

Наряду с астрономией Елена Ивановна предлагает преподавать астрохимию и астрологию, которые она считает науками будущего (П., т. 1, с. 238). Астрохимия - раздел астрономии, изучающий все много­образие химических явлений во Вселенной. Астрология - наука о звездах, толкование звезд, положение и движение которых связано с вероятнос­тями явлений и событий. " Астрология не что иное, как формула астрохи­мии" (А. Й., 18). Обе эти науки, по мнению Е. И. Рерих, тесно связаны между собой: " Астрохимия есть основа астрологии " (П., т. 1, с. 238). " Астрология основана на химизме светил" (Н., 296).

Космос оказывает огромное влияние на жизнь человека. Как бы пред­видя достижения современной науки, она писала: " Но если вспомним поражающие химические реакции, то нетрудно понять насыщенность пространства самыми действительными составами окисей металлоидов. Можно ли легкомысленно отрицать эволюционную мощь материи, ког­да из Беспредельного Резервуара льются на наши головы лучи неска­занного напряжения! " (А. Й., 18). Как пророчество звучит в Учении Живой Этики такая фраза: " Можно предвидеть, как впоследствии найдут астро-химическое основание многим явлениям" (М. О. I, 282).

Изучение этих предметов, по утверждению Елены Иванов­ны, способствует осознанию человеком своего положения в " ги­гантской лаборатории Вселенной" (П., т. 2, с. 34). Эти знания по­зволяют указать (это и делается в настоящее время) благоприятные сроки или, наоборот, рекомендовать людям, чув­ствительным к " атмосферическим явлениям", проявлять осторож­ность, " если химизм напряжен и тяжек".

Важный раздел учебного плана должны представлять есте­ственные науки, а потому " нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекают внимание самого раннего детского мозга. Дайте детям возмож­ность мыслить" (Н. В., 25).

Преподавание естественнонаучных дисциплин, по убежде­нию Е. И. Рерих, должно быть ориентировано на то, чтобы по­мочь учащимся осмыслить эволюционные процессы Макро- и Мик­рокосма, перспективы развития человечества.

Из-за неадекватности физических характеристик материи миров Плотного, Тонкого и Огненного тонкоматериальные миры недоступны восприятию органами чувств физического тела человека. Однако, как замечает Е. И. Рерих (она это доказала своим примером), человек обладает огромным потенциалом психодуховной сферы жизнеде­ятельности. Тождественность тонкоматериальных компонентов че­ловеческой структуры тонкоматериальным субстанциям Тонкого и Огненного миров обусловливает возможность дальнейшей эво­люции человека. Елена Ивановна рекомендует дополнить учеб­ную программу естественной истории этими знаниями, поскольку они способствуют усилению смыслового акцента. " Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. <...> С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесам жиз­ни. <...> Тонкий мир будет изучаем, наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо все суще­ствует, значит, все ощутимо и познаваемо. Наконец, сокрушатся суеверия и предрассудки" (О., 114).

Актуальна, на наш взгляд, позиция Е. И. Рерих по проблеме гума­нитаризации образования - равноправного и равнозначного препо­давания гуманитарных наук наряду с естественными. " Правильно со­жалеете о пренебрежении к гуманитарным наукам, только разумное сотрудничество всех наук даст понятие о единстве знания" (Н., 142).

Следует обратить внимание на рекомендации, которые дают­ся в Живой Этике относительно такого учебного предмета, как Ис­тория Отечества, изучение которого должно строиться в тесной вза­имосвязи с мировыми историческими событиями. " Эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах. <...> Каждый должен знать истинную ценность своего оте­чества, но оно не должно быть растущим древом в пустыне, оно имеет свои сотрудничества со множеством народов. <...> Пусть про­цессы мира найдут живых толкователей" (Н. В., 28).

Е. И. Рерих акцентировала внимание на проблеме, которая до сих пор остается в значительной мере нерешенной в нашей систе­ме образования, а именно - на том, что знания, приобретаемые учащимися по разным учебным предметам, как правило, остаются разобщенными. Истинным, как это следует из Учения Живой Этики, является синтетическое знание, объединяющее в себе знания из различных отраслей науки. В этой связи предлагается дополнить учебный план новой обобщающей дисциплиной - синтезом науки. " В школах должен быть введен предмет - синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен пони­мать их задачи" (Бр., 426).

Синтез науки ориентирован на развитие у детей умения путем сравнения найти подтверждение из различных областей науки, сочетать необходимые познания, что потребует от них большой подвижности ума как показателя высокой степе­ни сознания. В синтезе наук заложено поисковое, творческое начало: этот предмет уводит от узкой специализации, помо­гает каждому ученику не быть подражателем и пересказчиком чужих мыслей, а найти линию собственных научных ис­следований. " При ознакомлении с синтезом, - говорится в Учении, - учащиеся могут сознательнее выбрать свою уче­ную деятельность. Не забудем, что до сих пор такой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи. Также беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно эти пред­меты необходимы. При изучении языков обычно не указыва­лось, какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялое отношение к познанию. Это было не леностью, но просто незнанием смысла и цели предмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное вве­дение, то синтез науки просветит к труду самое малое созна­ние. Не следует думать, что такой синтез может быть воспри­нят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, из­ложение такого синтеза должно быть увлекательно" (Там же).

На наш взгляд, в этом высказывании содержится очень перс­пективная мысль, своеобразный прогноз дальнейшего совершен­ствования системы современного образования. Действительно, без целостного взгляда на мир, без понимания внутренней связи и взаимодействия различных наук, его изучающих, невозможно формирование ни целостного мировоззрения, ни системы зна­ний. Причем, что важно заметить, такой синтез знаний должен складываться уже в начальной школе, чтобы последующие зна­ния как бы включались в эту первоначальную систему, углубляя и расширяя ее.

Особое внимание Е. И. Рерих обращает на необходимость со­общения учащимся информации о новых научных открытиях. Она писала: " Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессирует, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать но­вые методы во всей образовательной системе" (П., т. 2, с. 373). Для разрешения этой проблемы, с точки зрения Елены Ивановны, не­обходимо обеспечить оперативное сообщение учащимся о новых научных открытиях в доступном изложении. " Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах, - реко­мендуется в Учении, - устроить информационные отделы с попу­лярным изложением новейших достижений" (Б., 492).

Эта идея также заслуживает серьезного внимания современной педагогики. Права Е. И. Рерих: и сейчас достаточно много времени проходит, пока новые достижения науки смогут стать достоянием учеб­ников, а потому издание в школе информационных бюллетеней, по­пулярно излагающих сведения о новейших достижениях в различных областях науки, было бы и сегодня чрезвычайно полезным.

При составлении учебных планов Елена Ивановна рекоменду­ет уделять должное внимание музыкально-эстетическому комплек­су предметов и предлагает ввести новую учебную дисциплину - изу­чение красоты жизни, - способную расширить кругозор и воспитать у детей уважительное отношение к духовным ценностям. В содер­жание этого предмета должна войти История Искусства и Знания, а также " он должен касаться не только бывших пониманий, но и со­держать указания по современным достижениям" (Н. В., 97).

Наряду с естественнонаучными и гуманитарными предме­тами Е. И. Рерих рекомендует ввести в учебные планы при­кладные дисциплины. Она советует проводить уроки по овла­дению основами искусств, ремесел, заниматься с учениками рукоделием, хоровым пением, народными танцами.

Признавая религию одним из способов постижения мира и действительности, Е. И. Рерих рекомендует при составлении учебных планов не обходить стороной эту сферу познания.

За последнее десятилетие наша школа прошла путь от огульно­го отрицания всего не укладывавшегося в рамки грубоматериалистических представлений, называемых в Учении Живой Этики младенческим материализмом, до попыток введения Закона Божьего. Это нововведение идет вразрез с остальными традиционно преподаваемыми предметами, дающими учащимся иные представления о природе и ее законах. Избежать этого противоречия позволит рекомендация Е. И. Рерих о введении в учебные планы сравнительной истории религий. Изучение этого предмета должно проходить в форме бесед о различных религиях. Содержание бесед, по мнению Елены Ивановны, должно зависеть от состава учеников и проходить в особом помещении, на стенах которого висят изображения всех основателей религий. Она убеждена, что такие беседы дадут учащимся представление о духовной эволюции человечества и позволят избегать главного бича человечества - религиозной нетерпимости.

Содержание сравнительной истории религий должно быть ориентировано на возраст учеников. Елена Ивановна допускает, что изучение восточной философии может быть трудным делом для детского ума, но зато " светлые облики Великих Учителей прошлого и Святых", их жизнеописания и жизненные советы " найдут отклик в детском сердце и утвердят необходимое уважение к духовным ценностям и достижениям других народов" (П., т. 1, с. 420). Как уже было отмечено, Е. И. Рерих вполне справедливо настаивает на необходимости реализации через систему об­разования ряда воспитательных задач. Раскрывая роль со­держания образования в нравственном и эстетическом раз­витии детей, она видела задачу школы в воспитании у учащихся уважительного отношения к знанию как непреходящей цен­ности. " С младенческого возраста, - писала она, - нужно вос­питывать уважение к знанию. В школах на жизненных истори­ческих примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции" (П., т.2, с. 246). Убеди­тельным доказательством значимости знания для обществен­ного прогресса послужит, считает Елена Ивановна, ознаком­ление детей " с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за отказа своевременно принять то или иное научное открытие, то или иное расширение ум­ственного кругозора" (Там же, с. 367).

Наряду с воспитанием широчайшего кругозора и любви к зна­ниям, не менее важной задачей школы Е. И. Рерих считает развитие способностей учащихся: мышления, внимания, наблюдательности, памяти, воображения, интуиции, находчивости, сообразительности и др. При составлении учебных планов решению этой задачи долж­но уделяться особое внимание.

Опираясь на философские идеи о субстанциональности мысли, а также микрокосмической природе человека и его мно­госторонней причастности к Космосу и его законам, Е. И. Рерих выдвигает настоятельное требование: " Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявле­ния Природы, и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их" (П., т. 1, с. 140).

Развитие у детей способности позитивного мышления имеет огромное значение и, по утверждению Елены Ивановны, нуждает­ся в упражнении. " Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Такое мышле­ние должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным" (М. О. II, 61).

На решение этой задачи должно быть нацелено преподавание каждого предмета, а также отводиться часы для проведения специ­альных уроков. Уже в начальной школе, считает Елена Ивановна, необходимо вводить уроки практической психологии. " Нужно в шко­лах установить науку о мышлении не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме этих четырех областей в науке о мышлении многие качества требуют развития - четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Если бы часть усилий, зат­рачиваемых в школах на спорт (имеются в виду англосаксонские стра­ны. - И. Л.), уделялось мышлению, то скоро результаты были бы поражающими" (Цит. по: 18, с. 74-75).

В Живой Этике и письмах Е. И. Рерих даны исчерпывающие советы и рекомендации по развитию вышеуказанных способнос­тей, предлагается разработать специальные программы упраж­нений: " Для всех чувств нужно составить программу упражнений" (М. О. I, 69); " для развития каждой способности необходимы по­стоянное упражнение и подходящие условия" (П., т. 2, с. 294).

В деле воспитания и образования подрастающего поколе­ния Е. И. Рерих считает немаловажным раскрыть и развить твор­ческие способности учащихся и подчеркивает, что " ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность не­посредственного личного выявления" (Там же, с. 372).

Елена Ивановна считает бесполезным запоминание большого количества информации в ущерб осмыслению ее содержа­ния и творческому применению полученных знаний. " Бессердеч­ное чтение и даже заучивание мало помогают" (М. О. II, 248), так как превращают человека в автомата, повторяющего " чужие формулы" (П., т. 1, с. 31), а для общего, психического и духовно-нравственного развития чрезвычайно важным Е. И. Рерих считает не повторение чужих мыслей, пусть даже и великих людей, но " пре­творение их в своем сознании, пропускание через свою призму" там же, с. 411). Поэтому школа, как уже было отмечено, должна заложить в ребенке основу умения пользоваться приобретенны­ми знаниями, умение рассуждать, самостоятельно, творчески мыслить: " чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению" (М. О. II, 411), ведь " без умения мыслить нельзя продвинуться в познании" (П., т. 2, с. 158).

Указывая на необходимость развития способностей учащихся в процессе усвоения знаний, Е.И.Рерих предостерегает от односторонности в решении этой проблемы. По ее убеждению, развитие способностей учащихся наряду с усвоением необходимого объема знаний должно быть не самоцелью, а средством преобразования природы человека, его духовно-нравственного развития. Формальное развитие способностей учащихся она считает нецелесообразным, так как оно " не может преобразить внутреннего человека, преображение которого и есть единая цель всех истинных Учений" (П., т. 1, с. 224). Поскольку сфера внутреннего человека лежит в его " мире побуждений и мысли", Е. И. Рерих нацеливает на то, чтобы приобретаемые учащимися знания могли служить инструментом творческого освоения мира и познания самого себя как органичной частицы этого мира.

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с содержанием об­разования, следует отметить, что Е. И. Рерих не была сторонницей ранней специализации. В своих работах она неоднократно обращает­ся, как было отмечено ранее, к педагогическим статьям Н. И. Пирогова, который, как известно, пропагандировал идею " общечеловеческого об­разования" и призывал к человечности как основе воспитания. Николай Иванович считал антигуманным преждевременное получение " специ­ально-практического образования" и приравнивал его к варварскому обычаю " выдавать дочерей замуж поневоле" (66, с. 158). Е. И. Рерих полагала, что система образования должна обеспечивать подрастающему поколению всестороннюю общеобразовательную подготовку (П., т. 2, с. 153). Убедительное суждение по этой проблеме можно встретить также в Живой Этике: " Нельзя навязывать ребенку специальность, когда он не может еще найти свои способности. Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям. Так, можно объединить образование тех, кто не может сразу обнаружить свои задатки" (М. О. II, 59).

Анализ высказываний Е. И. Рерих и положений Живой Эти­ки по существу рассматриваемой проблемы позволяет прийти к следующим выводам.

Рекомендации по вопросам образования органично сочета­ют в себе материальный и формальный подходы к отбору его содержания, что, на наш взгляд, в наибольшей степени обеспе­чивает гармоничное развитие целостного человека: его природы и социокультурных качеств.

В свете идеи гуманизации современного образования, ког­да все более утверждается переход от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному подходу к определе­нию сущности содержания образования, актуальны мысли Елены Ивановны о развитии способностей ребенка в процессе усвоения знаний, которые служат не целью, а средством пре­образования человеком себя и окружающего мира.

Следует особо отметить предлагаемые Е. И. Рерих нововведе­ния в школе. Включение в учебный план таких предметов, как синтез науки, космография, естественная история, изучение красоты жиз­ни, сравнительная история религий, а также создание при школе информационных отделов с целью оперативного сообщения уча­щимся о новейших научных достижениях помогут им, на наш взгляд, составить целостную картину мира, найти свое место в потоке бы­тия, понять смысл собственной жизни, прийти к личной свободе и ответственности, сознательно выбрать будущую профессию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал