Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Созвучие взглядов Е. И. Рерих гуманистически ориентированным взглядам представителей мировой педагогики дает возможность говорить о существовании некоего
Анализ высказываний Е. И. Рерих по вопросам воспитания и образования, приведенных в систему, соответствующую современным педагогическим представлениям, позволяет утверждать, что мы имеем дело с системой взглядов, многие элементы которой совпадают с традиционной гуманистически ориентированной педагогикой. Созвучие взглядов Е. И. Рерих гуманистически ориентированным взглядам представителей мировой педагогики дает возможность говорить о существовании некоего феномена общечеловеческой гуманистической педагогики, в содержание которой вносят свой вклад различные теории и концепции, сформировавшиеся под влиянием разнообразных философских, религиозных и иных идеологических воззрений. Вместе с тем педагогические взгляды Е. И. Рерих имеют свои специфические особенности, продиктованные своеобразием философии Учения Живой Этики, отличающие их от традиционных представлений. Педагогические взгляды Е. И. Рерих обнаруживают в себе основные характеристики целостной педагогической системы: в них раскрываются цель и содержание образования, формы организации и осуществления педагогического процесса, методы руководства деятельностью детей, стиль педагогических взаимоотношений и др. Обобщая результаты анализа творческого наследия Е. И. Рерих, считаем возможным утверждать, что в данном случае мы имеем дело с оригинальной педагогической теорией, объединяющей наиболее ценные достижения мировой педагогики, и есть основания систему этих взглядов именовать педагогикой Е. И. Рерих. Педагогические взгляды Е. И. Рерих оптимистичны по духу и гуманистические по сути; сущность их составляют безграничная вера в силы и возможности каждого ребенка, приоритетность интересов и потребностей человека, отказ от насилия как формы управления воспитательным процессом, утверждение идей природосообразности и персонализации воспитания. Теоретической основой педагогических взглядов Е. И. Рерих служат философско-антропологические, этические воззрения, вытекающие из Учения Живой Этики (концептуальные положения о микрокосмической природе человека и его единстве с социумом и Мирозданием; о нравственной организации Космоса, распространяющейся на развитие и воспитание человека, и др.). Отличительной чертой педагогических взглядов Е. И. Рерих является интегративный подход к рассмотрению различных педагогических явлений и процессов. Такой подход, имеющий целью воспитание человека в единстве его гармонично развитых физических, психических и духовно-нравственных качеств, обеспечивает целостность, единство взаимопроникающих компонентов воспитательно-образовательного процесса, преодолевает их функциональную раздробленность и обособленность. Не случайно в педагогической терминологии встречаются такие малоизвестные термины, как чувствознание, разум сердца, добромыслие, симфония нравственных качеств, искусство мышления, и др. Системообразующую основу педагогики Е. И. Рерих составляют идеи духовно-нравственного воспитания человека. Доминирование в целостном педагогическом процессе духовно-нравственного воспитания обосновывается определяемыми в Учении Живой Этики целевыми детерминантами воспитания человека - Общее Благо, гуманность, Истина, Добро, Красота, которые по сути являются вечными общечеловеческими ценностями. Пронизывающая педагогические взгляды Е. И. Рерих идея приоритетности воспитания перед образованием актуальна для современной отечественной педагогической действительности, характеризующейся утратой или сведением к минимуму воспитательной функции образовательных учреждений. На наш взгляд, использование педагогических идей Е. И. Рерих способно обогатить современную гуманистическую педагогику рядом положений, представляющих эвристическую и прогностическую ценность.
|