![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы гуманистической педагогики Е. И. Рерих
Гуманистическую сущность педагогики Е. И. Рерих характеризуют идеи свободы ребенка и природосообразности в воспитании, персонализации педагогического взаимодействия. Важнейшей категорией философско-этического учения, которым руководствовалась Е. И. Рерих в своих педагогических взглядах, является категория свободной воли. В Учении Живой Этики она называется Законом Свободной Воли и представлена в качестве одного из 3аконов, определяющих нравственную организацию Космоса, действие которого распространяется на человека как неотъемлемую частицу Макрокосма. По убеждению Е. И. Рерих, стремление к свободному волеизъявлению свойственно самой природе человека: в нем " заложено желание, этот стимул к жизни, который, проходя успешно через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества" (П., т. 2, с. 413-414). Этот Закон в жизни человека проявляется в присущем ему стремлении к свободе, к свободному выбору нравственных ориентиров, образа жизни, жизненных целей, идеалов - иными словами, " единое выражение этой свободы есть свобода выбора, и выбор этот делает из него Бога или Дьявола" (Там же, с. 190). Е. И. Рерих различает две разновидности свободной воли: волю дисциплинированную и ее антипод - волю необузданную (Н., 456), которую называет своеволием (Н., 899). Подлинно свободной она считает волю дисциплинированную (Н., 832). Она убеждена, что стремление к воле дисциплинированной заложено в самой природе человека: " Из всех тварей лишь он один одарен сознательной свободной волей" (П., т. 2, с. 190). Однако это не означает, что дисциплинированная воля проявляется в жизни человека сама собой - ее необходимо культивировать в ребенке в процессе воспитания: " не нужно думать, что такая воля может образоваться самосильно, - ее нужно воспитывать, как ценный цветок" (Н., 813). Волеизъявление пронизывает всю психическую жизнь человека. Формирование и развитие воли происходит в процессе взаимодействия человека с социумом, в общении с другими людьми, в различных видах деятельности, в том числе и в " творческом труде" (Н., 729). Воспитывать волю Елена Ивановна рекомендует на разнообразных " уроках жизни". Для этого нет необходимости создавать специальные ситуации, применять какие-либо " искусственные методы" (Там же). " Не нужно ждать каких-то исключительных событий, чтобы упражнять волю. Пусть она растет на каждодневных проявлениях. <...> На каждом труде упражняемся в укреплении воли. На каждой встрече люди показывают волевой уровень" (Бр., 570). Необходимо также, чтобы учитель научил распознавать дисциплинированную волю и своеволие: " Пусть учитель скажет детям о различии между победной свободной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли... " (Н., 899). Размышления Е. И. Рерих о свободе воли не являются плодом абстрактного философствования. Они представляют собой исходный пункт, теоретическую базу гуманистической педагогики, ярким представителем которой она являлась. Идея свободной, дисциплинированной воли в ее конкретном педагогическом преломлении представляет собой утверждение идеи свободы ребенка, которая в процессе сотрудничества с учителем обеспечивает оптимальные условия для самостоятельного выбора содержания и направления развития, самоопределения и самореализации воспитуемого. Следует отметить, что проблема свободы ребенка в воспитании чрезвычайно актуальна для современного образования. Так, школа, по мнению Н. Н. Никитиной, способна реализовать " свою миссию духовного развития личности" - иными словами, продолжить процесс дальнейшей эволюции индивидуальности (высшего Ego), " лишь обеспечив воспитанникам свободу выбора во всем: в учебном процессе, в организации досуга и школьной жизни" (58, с. 25). Изучение творческого наследия Е. И. Рерих позволяет выделить ряд аспектов, под углом зрения которых она рассматривает понятие свободы личности как принципа гуманистической педагогики. Для нее свобода ребенка - это: - свобода самовыражения, возможность проявления и развития своего природного потенциала; - самодеятельность, свобода выбора направления деятельности, свобода действий и поступков; - свободомыслие, способность к интеллектуальному творчеству, умение преодолевать консервативную силу привычных стереотипов. Раскроем содержание этих положений, опираясь на высказывания Е. И. Рерих. Проблему свободы воли как возможности свободного проявления и развития природного потенциала ребенка Елена Ивановна связывает с понятием Кармы, которое занимает, как уже было замечено, особое место в ее философских воззрениях. Согласно Учению Живой Этики, существует Универсальный Космический Закон Кармы (его называют также Законом причины и следствия), который гласит: " Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий и так ad infinitum" (П., т. 1, с. 414-415). Воспитание, по мнению Е. И. Рерих, должно строиться с учетом этого Космического Закона. В контексте нашего исследования понятие Кармы применительно к человеку можно трактовать как некую совокупность физических, психических и духовных свойств и качеств, определяющих индивидуальное своеобразие личности, ее жизненных проявлений. По характеру и степени проявления причин и следствий во времени Карма подразделяется на Зрелую, Скрытую и Зарождающуюся. Зрелая Карма - это нечто предопределенное в жизни человека, от него не зависящее, а именно - место рождения, родители, родственники, наследственность, некоторые события его жизни и т. п. Этот вид Кармы должен рассматриваться как некая данность. Она не может быть изменена, ее следует учитывать в процессе воспитания. Скрытая Карма - это те последствия причин, которые остаются невостребованными, пока не будут созданы условия, необходимые для их проявления. Она присутствует в человеке в виде неосознанных стремлений, наклонностей. Учет этого вида Кармы в педагогическом процессе предполагает распознавание индивидуальных наклонностей ребенка, обеспечение оптимальных условий для проявления положительных или, напротив, для сдерживания негативных наклонностей. Зарождающаяся Карма - это будущие следствия тех мыслей, желаний, действий, поступков, которые имеют место в настоящем. Этот вид Кармы в наибольшей степени зависит от волеизъявления воспитуемого, он требует постоянной внутренней работы над собой, самовоспитания. Гуманистическая педагогика Е. И. Рерих предполагает необходимость в процессе воспитания учитывать Зрелую Карму, создавать благоприятные условия для проявления Скрытой Кармы и способствовать тому, чтобы повседневная жизнедеятельность воспитанника формировала в нем то, что она называла Зарождающейся Кармой. Е. И. Рерих считает бесспорным право ребенка на свободу реализации его собственной Кармы, ее наиболее полное проявление, т. е. наличие возможности строить свою жизнь самостоятельно. Ребенок, как субъект образования, представляет собой неповторимую индивидуальность, с присущими только ему наклонностями, способностями. Он носитель жизненной (психической) энергии, которая проявляется своеобразно и уникально, поскольку " неисчислимы индивидуальные выражения психической энергии <...> нет двух живых существ с одинаковым выражением ее" (А., 598). Проблема отношения к индивидуальности находит у Е. И. Рерих своеобразное истолкование в контексте философской идеи единства и взаимообусловленности всего сущего. Согласно этой идее, " единство есть конгломерат множества индивидуальностей". " Сочетание и взаимодействие индивидуальностей во всевозможных условиях" рождает обновленные энергии, необходимые для существования Космоса (Н., 740). Из этого вытекает потребность ценить, " уважать индивидуальность", " почитать личность". " Индивидуальность личности должна быть заботливо охранена. Опытный школьный учитель чувствует, как должна быть сохраняема индивидуальность учеников. Только невежество может полагать, что можно всех обрезать по одной мерке" (Там же). Елена Ивановна предостерегала от пагубности ориентации в процессе воспитания на какого-то " усредненного" ребенка и еще большей пагубности игнорирования неповторимой индивидуальности каждого (П., т. 2, с. 196). Ратуя за создание школ нового типа, Е. И. Рерих пропагандировала персонализацию педагогического взаимодействия и выступала против уравниловки, сведения всех учащихся под общий знаменатель. Каждый ребенок, в чем она глубоко убеждена, - это уникальное, неповторимое явление. Каждый ребенок талантлив по-своему, в каждом заложено стремление проявить себя, свои индивидуальные качества свойственным для себя образом, а " со всякой уравниловкой могут примириться лишь самые бездарные" (Там же, с.202). Условием результативности педагогического процесса служит всестороннее изучение ребенка, верное определение в процессе наблюдения его способностей, особенностей физического организ-ма, качества сознания (А. Й., 457, 539). Внимание к жестам, эмоциональным реакциям (М. О. III, 503), движениям, взглядам (М. О. I, 331), словам и действиям (А., 271) ребенка позволит учителю составить представление о " характерных подробностях" (М. О. II, 174) его индивидуальности. В педагогическом процессе знание индивидуальных особенностей детей и опора на них обусловливают объективное отношение к каждому ребенку, определение необходимого направления его развития, подбор верных способов педагогического воздействия (О., 105) без насилия над свободной волей детей, без грубого вторжения в их Карму - " наблюдательность подскажет, какая мера уместна" (М. О. I, 622). Идея Е. И. Рерих об уникальности каждого ребенка и неповторимости его жизненного пути получила развитие в творчестве Ш. А. Амонашвили. Его гуманистическая педагогическая позиция заключается в том, что ребенка он мыслит неповторимым явлением (13, с. 13), причем уникальность каждого конкретного ребенка характеризуется не только своеобразием его физических, психических, духовных свойств и качеств, но и неповторимостью его миссии в жизни, в обществе. В этой связи Ш. А. Амонашвили смысл педагогической деятельности видит в помощи ребенку раскрыть и развить свой природный потенциал, причем, что важно подчеркнуть, не искажая его, ребенка, судьбы (12, с. 10-11). Реализация идеи персонализации (индивидуализации) воспитания мыслится Е. И. Рерих следующим образом. Учитель в процессе сотрудничества с ребенком определяет его наклонности, способности, интересы к тем или иным видам деятельности. При этом выявляются индивидуальные возможности ребенка и пути достижения цели. Наиболее оптимальным, с ее точки зрения, для распознавания и начального развития природного потенциала воспитанника является возраст до 10 лет, поэтому она рекомендует обучать детей в начальной школе в одинаковых педагогических условиях, а затем дифференцировать последние в соответствии с выявленными способностями и интересами. Действуя таким образом, учитель помогает проявлению того, что заложено в Скрытой Карме ребенка, и переводу этого ранее скрытого в Карму Зарождающуюся. В книгах " Учения Живой Этики" дается предупреждение, что внедрению в Карму извне должно предшествовать длительное наблюдение, изучение ребенка " Множество обстоятельств должно быть учтено прежде самого малого вторжения в Карму" (Н., 215), иначе " сколько можно нарушить грубым прикосновением" (М. О. II, 174). Грубое вмешательство в Карму, педагогическое воздействие, не соответствующее ей, т. е. не учитывающее индивидуальность ребенка, затрудняет, усложняет, наносит " непоправимый вред" (М. О. I, 19) и в конечном счете задерживает его развитие. Такое вмешательство расценивается как насилие над природой ребенка (Там же) и его личностью, неприемлемое в какой бы то ни было форме проявления. Более того, педагогическое воздействие, не соотнесенное с природным потенциалом ребенка и его интересами, по Живой Этике, считается преступным: " от учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление" (О., 207). Вся деятельность учителя должна быть направлена на становление и развитие личности ученика, пронизана стремлением приносить пользу воспитанникам, служить их благу (С, 211). Е. И. Рерих подчеркивает ведущую роль педагога в организации и осуществлении педагогического процесса и считает, что без учителя человек, опираясь в своем развитии лишь на личный опыт, не ушел бы " далеко <... > от наших предков каменного века! " (П., т. 1, с.75). Человеческое и гражданское предназначение учителя -передать подрастающему поколению вековую мудрость, накопленную человечеством, научить творчески пользоваться этим богатством, не ущемляя при этом свободы ребенка. Каждый человек в своей жизни не обошелся " без учительства" (М. О. II, 80) и носит на своей последующей судьбе отпечаток его воздействия. Учитель, выполняя роль связующего звена между настоящим и будущим, стоит выше требований общества и своей деятельностью творит будущее - в этом его " особая ответственность перед человечеством" (37, с. 104). Конфетные запросы общества, преломляясь через призму личности учителя, должны стать основанием для продвижения к лучшему будущему: " Направить сознание в будущее есть задача истинной школы" (Н. В., 27). Школьного учителя Е. И. Рерих мыслит " водителем в жизни", носителем перспективы психического и духовно-нравственного развития ребенка. Учитель не идет за природой детей, а находится впереди нее. Опираясь на природный потенциал ребенка, он предвидит направление, ближайший уровень и темп его развития, открывает возможности для самодвижения, определяет вехи, стимулирует активность и указывает " краткий и лучший путь" достижения цели (О., 108). Передавая накопленный багаж знаний и опыта, учитель, по мнению Елены Ивановны, экономит силы и время ученика и " тем самым дает ему возможность <...> скорейшего и дальнейшего продвижения и индивидуального творчества. Без преемственности накоплений где была бы эволюция? " (П., т. 1, с. 75). Гуманистическая педагогическая позиция Е. И. Рерих прослеживается и в том, как она решает проблему взаимоотношений учителя и учащегося. Реализация цели воспитания - наиболее полное раскрытие и обогащение природного потенциала человека, гармоничное развитие личности и становление неповторимой индивидуальности - во многом определяется позицией, ролью и функциями учителя в педагогическом процессе. Е. И. Рерих призывает учителя относиться к ученику как к " равноподобной сущности". Дети довольно тонко чувствуют отношение учителя к ним. Они легко раскрываются ему навстречу, легко и свободно проявляют себя, если учитель строит свои взаимоотношения с ними " на равных". Более того, советы и наставления такого учителя становятся ориентирами в их дальнейшей жизни. " Никогда, - утверждает Елена Ивановна, - дети не забудут того, кто подошел к ним как равный" (П., т. 2, с. 373). В процессе педагогического взаимодействия ученик должен не только ощущать себя личностью, но и чувствовать заинтересованность учителя в достижении совместных целей. " Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление дает мир чудесный" (М. О. I, 583).
Идея Е. И. Рерих о равноправных взаимоотношениях, сотрудничестве учителя и ученика чрезвычайно актуальна для современной педагогической действительности. В частности, по мнению Ш. А. Амонашвили, следует " сделать ребенка нашим (взрослых - учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты" (12, с. 47-48). По убеждению Е. И. Рерих, только тот учитель, который любит, живет, увлечен своим делом и умеет увлечь им своих учеников, способен осуществлять полноценную организацию и руководство деятельностью воспитанников, направлять и поддерживать их в жизненных устремлениях и поисках. " Счастье Учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут этому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневная задача, но люди испытываются именно на повседневности" (Бр., 471). Процесс взаимодействия учителя и ученика строится на глубокой вере в творческие силы и возможности ребенка и имеет своей целью воспитание у него чувства собственного достоинства (М. О. II, 188). Оптимистический дух педагогики Е. И. Рерих выражен в краткой и емкой формуле, обращенной к ребенку: " Ты все можешь". Эта мысль, подчеркивается в Живой Этике, должна стать " первой формулой образования" (О., 102), фундаментом целостного образовательного процесса. Е. И. Рерих советует учителю при взаимодействии с учеником опираться на лучшее в ребенке, культивировать сильные, положительные стороны его личности - своевременно замечать, поддерживать, поощрять и тем самым усиливать рост в нем потенциальных сил: " Умение поощрять есть первая основа учительства" (П., т. 2, с. 249). По мнению Елены Ивановны, сила и темп проявления природного потенциала сугубо индивидуальны. Поощряя реальные достижения ребенка, учитель предвосхищает и стимулирует процесс раскрытия и развития его способностей. Особенно важной считает она одобрительную оценку на начальных этапах учебно-воспитательного процесса: " Первое поощрение особенно важно, ибо оно может наметить весь последующий путь. Относясь слишком строго к первой работе, мы можем иногда задержать и даже совсем остановить рост незаурядных способностей. Так часто приходилось убеждаться, что первые удачные работы не доказывали еще особой даровитости ученика, чаще бывало, что первые слабые и даже грубые попытки развивались в нечто очень серьезное и большое. Ведь дремлющие способности просыпаются в нас очень разновременно" (Там же). Процесс воспитания должен быть ориентирован на становление свободной и творческой личности ребенка как предпосылки последующего самосовершенствования, самоопределения и самореализации. В осуществлении ведущего принципа гуманистического воспитания (65, с. 236) - непрерывного общего и профессионального развития личности существенную роль играет пример учителя: " сильнейшее убеждение - наглядный пример" (П., т. 2, с. 143), - писала Е. И. Рерих. Она подчеркивала неразрывную связь учителя и ученика в их совместном развитии в процессе сотрудничества и взаимодействия. Процесс познания, а следовательно, и процесс саморазвития, не следует понимать как нечто законченное, поэтому учитель должен стремиться к совершенствованию своих знаний и педагогического мастерства, показывать личным примером " постоянную дисциплину познавания" как " источник совершенствования" (А., 492) Ребенок развивается в процессе общения. Называя учителя " ведущим наставником-другом", Е. И. Рерих акцентирует внимание на необходимости создания дружеских, доверительных, искренних взаимоотношений, на готовности учителя в любой момент прийти на помощь ученику. Положительная эмоциональная атмосфера, на фоне которой протекает педагогический процесс, влияет на его результативность: " доброе настроение есть половина успеха" (М. О. II, 293) - и имеет огромное воспитательное значение для формирования нравственных качеств личности воспитуемого. В противном случае, если " поддельны улыбки воспитателей <... >, можно ли ожидать правдивости" от детей? (Оз. III: V, 19). Культура общения, владение искусством творить взаимоотношения с людьми составляют основное содержание профессиональной деятельности учителя и требуют столь необходимых качеств, как терпение, терпимость, педагогический такт: " Ведь самое трудное искусство есть искусство творить отношения между людьми. Ни одно искусство не требует такого терпения, вмещения и утонченной чуткости" (П., т. 2, с. 156). Педагогический такт служит предпосылкой построения субъект-субъектных отношений с учениками. Идеал педагогического такта Е. И. Рерих называет Высшим Водительством, которое заключается в косвенном педагогическом руководстве и воздействии на ученика, " в намеках, в бережном наведении сознания на расставленные вехи" (Там же, с.144), " как бы случайных знаках руководства" (А. И., 457). Иными словами, методы педагогического воздействия Елена Ивановна определяет с гуманистических позиций. Искусство воспитания, по ее мнению, заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальность ребенка и оберегая ее, предоставляя ему возможность проявить свою волю, " осторожными касаниями наводить <...> на полезное для них осознание" (П., т. 2, с. 300), т. е. пользоваться методами не прямого педагогического воздействия, а " наводить" ученика на правильный путь " окружным советом" (Н., 215). Сущность педагогического такта проявляется в таких качествах педагогического руководства, как " отзывчивость, зоркость и вмещение" (А., 490); в своевременном отклике на нужды детей, в адекватной оценке деятельности и хода развития ребенка в конкретной педагогической ситуации; принятии ребенка таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Полисубъектный (диалогический) подход в воспитании предполагает применение таких способов воздействия, которые не порабощают свободную волю детей, а лишь усиливают " возможности, получаемые индивидуально" (Н., 781), создают у ребенка ощущение " самостоятельности достижений" (А., 490), формируют уверенность в себе, вселяют оптимизм, стимулируют детскую активность и инициативу, стремление к дальнейшему росту. Гуманистическую позицию учителя и определяемые ею гуманистические методы педагогического воздействия Е. И. Рерих не считает единственным средством, обеспечивающим развитие, совершенствование воспитуемого. Многое в этом процессе зависит и от самого воспитанника. Это подтверждается следующим положением Учения Живой Этики и высказыванием Е. И. Рерих: " Учитель может указать направление, иногда может предостеречь, но множество действий нужно произвести самим. Притом нужно проявить эти действия добровольно. В этом добровольческом устремлении и будет заключаться самосовершенствование" (С, 306); " от каждого зависит степень развития его способностей" (П., т. 1, с. 64). Однако и позиция учителя, и то, как он строит взаимоотношения с учеником, также во многом определяют степень проявления самодеятельности ребенка, детерминирующей его психическое и духовно-нравственное развитие. Развитие человека определяется мерой его самодеятельности, самостоятельного волеизъявления. Это, по Живой Этике, основной закон развития (М. О. I, 399). Стремление к самодеятельности свойственно природе человека и в то же время является необходимым условием его самосовершенствования, поэтому реализация форм проявления самодеятельности детей - чрезвычайно важное (А. Й., 204) и необходимое (Бр., 120) условие их развития. Отсутствие самодеятельности, ожидание " во всем указки", по убеждению Елены Ивановны, негативно сказываются на развитии ребенка. Такое пассивное состояние и даже активное выполнение указаний извне, а не действие по внутреннему побуждению она сравнивает с " топтанием на месте или ношением воды в решете" (П., т. 2, с. 300). Стремление ребенка к самодеятельности, в процессе которой происходит раскрытие и развитие его уникального природного потенциала, должно подкрепляться поддержкой учителя. Призывая " хранить личный энтузиазм" (О., 74) в процессе сотрудничества, Елена Ивановна настаивает на предоставлении ребенку права самостоятельного и своеобразного, сугубо индивидуального способа выражения своего творческого потенциала. В Живой Этике выражается сожаление по поводу того, что взрослые часто " запрещают всякую импровизацию" (М. О. I, 267), мотивируя свою позицию небольшим жизненным опытом ребенка, в силу которого он использует не самые оптимальные способы достижения цели. По убеждению Елены Ивановны, для развития ребенка самыми ценными являются те способы самовыражения, которые найдены им самостоятельно (П., т. 2, с. 144). " Нехорош обычай педагогов, которые осмеивают каждую попытку своеобразного решения задачи. Нужно приветствовать поиски новых приближений к истине <...>. Следует проявить самое широкое допущение, только так можно строить сотрудничество" (А., 484). В системе педагогических взглядов Е. И. Рерих понятия самодеятельности и свободного волеизъявления тесно взаимосвязаны друг с другом. Они проявляют себя в таких процессах, как самопознание и самоисследование (Н., 877), самоуправление (И., 400) своей внутренней и внешней жизнью, в работе по совершенствованию своего внутреннего мира, в формировании личностных качеств и т. п. Мерой качества педагогического руководства и воздействия служит ответная реакция воспитуемого. Правильное взаимодействие, а следовательно, и взаимоотношения, поддерживающие творческую инициативу ребенка, сопровождаются его положительными эмоциями, радостью (А. Й., 457). В философски-этическом Учении Живой Этики раскрываются движущие силы эволюции человеческой личности, т. е. то, что инициирует процесс самодеятельности, то, что лежит в основе проявлений свободной воли. Согласно этому Учению, жизнь человека реализуется в трех планах (сферах) Бытия: в физическом, психоэнергетическом и духовном. В каждой из этих сфер Бытия действует своя цепь причин и следствий, но так как все эти сферы связаны между собой, то действие причин и следствий в той или иной сфере оказывает влияние на причины и следствия в других сферах. Таким образом возникают (создаются) сложные комплексы причинно-следственных связей. Доминирующей силой, выступающей в качестве причины, влияющей на порождаемые следствия, является мысль, т. е. то, что составляет основу духовной сферы Бытия. Именно мысль, мышление определяют собой ядро Кармы. Другой силой, определяющей Карму человека, обусловленной особенностями эволюционного этапа человечества, являются его желания, воля, а вместе с ними также чувства, эмоции, составляющие содержание психоэнергетической сферы Бытия. Что же касается физической сферы Бытия, проявляющейся в словах и поступках, то они не всегда характеризуют истинную сущность человека и в меньшей мере влияют на его развитие. Е. И. Рерих считает, что эволюцию человека, процесс его совершенствования определяет не столько само действие, сколько мотив, вызывающий это действие: " Карма прежде всего складывается из наклонностей, мыслей, побуждений человека, поступки - факторы второстепенные" (74, с. 91). Эта точка зрения служит обоснованием выбора приоритетов воспитания. Приоритетным объектом воспитания, что неоднократно подчеркивала Елена Ивановна в своих трудах, является внутренний мир человека, развитие и совершенствование которого обусловливает и в то же время изменяет, улучшает внешние его проявления, взаимоотношения с другими людьми, с Мирозданием в целом. При этом внутренний мир человека в педагогике Е. И. Рерих рассматривается прежде всего как субъект воспитания, ибо человек, управляемый свободной волей, - единственный владыка своей собственной судьбы. " Прекрасен закон, что мысль ведет человека. Прекрасная мысль не допустит до тьмы" (М. О. II, 431) и наоборот: " Кто приучит себя думать о мусорной яме, наверное, найдет ее" (Там же). Свобода выбора направления деятельности (Н., 872), действий (С, 30), поступков должна быть осмысленной, осознанной. В решении этой задачи важная роль принадлежит просвещению. " Просвещение лишь может осмыслить свободу избрания, потому просвещение есть утверждение Бытия. Каждая школа должна с малых лет давать просвещение, связывая действительность с сущностью сужденного. Лишь так можем связать наше Бытие с усовершенствованием" (М. О. I, 269). Иными словами, свобода выбора, чтобы стала разумной, осмысленной, нуждается в просвещении, образовании. В этом деле важная роль принадлежит школе. Гуманистическое образование в свете мировоззренческих идей Е. И. Рерих характеризуется формированием свободно мыслящего человека, его свободы от " всего навязанного, всяких догм и предвзятых суждений" (П., т. 1, с. 306). В Живой Этике высказывается мысль о необходимости учиться " беспредрассудочному познаванию" (Бр., 599). В учебном процессе следует предоставлять детям возможность самостоятельного поиска истины и " приучать к размышлению" (М. О. II, 411). Для этого требуется, чтобы сообщаемые учащимся знания преподносились не в виде готового рецепта и " окончательных формул" (М. О. I, 399), а лишь побуждали к " процессу размышления" (М. О. II, 411). В противном случае изучаемый материал является предрассудком и вырабатывает " мозговую мускульную крепость", бесполезную для эволюции личности. Предмет изучения, по Е. И. Рерих, должен служить материалом для собственного понимания смысла вещей и явлений, творческого использования знаний. " Знание есть неотъемлемое право человека. Свобода познания есть участие в эволюции. Каждый препятствующий свободе познания есть враг эволюции" (Н., 798). Считая знание истинным и единственным двигателем эволюции человека (П., т. 2, с. 246), Елена Ивановна говорит о необходимости познавания на протяжении всей жизни. По ее мнению, процесс обучения в школе должен строиться таким образом, чтобы на последующих возрастных этапах он перерастал в процесс самообучения -жизненно необходимый, постоянный вид деятельности. Поэтому для самосовершенствования и последующей жизни школа " должна быть лишь входом в настоящее познавание" (М. О. I, 529). Для того, чтобы образование стало внутренней потребностью человека на протяжении всей его жизни, оно должно сопровождаться положительными эмоциями, а это значит, что ценны не только сами знания, но и процесс их приобретения. В Живой Этике подчеркивается, что чем глубже процесс познания будет " восчувствован", тем больше радости он принесет субъекту познания (М. О. I, 529). К сожалению, отмечается в Учении, в школе (что можно отнести и к нашему времени) это не всегда имеет место: " Редко учитель умеет зажечь радость познания" (Н., 881). Для того, чтобы изучаемый материал (и процесс познания) приносил учащимся удовлетворение, степень его сложности должна требовать посильных волевых усилий. По мнению Е. И. Рерих, изучаемый материал не должен быть чрезмерно облегченным или сложным, а рассчитан на уровень развития, индивидуальные и возрастные возможности ребенка: " Учитель не должен преждевременно перегрузить сознание ученика" (Н., 663) и в то же время - " лишь на трудном действии растут силы" (73, с. 51). Аналогичным образом эту" проблему трактовал видный отечественный психолог Л. С. Выготский. Рассматривая вопрос о " зоне посильной трудности" школьного обучения для детей, он подчеркивал, что " слишком легкое и слишком трудное обучение одинаково малоэффективно" (27, с. 149). Для возбуждения активности детей, творческого осмысления ими новых знаний содержание урока разрабатывается в соответствии с интересами и способностями каждого ребенка. Иными словами, индивидуально-творческий подход обеспечивает оптимальное развитие личности ребенка, в том числе и его познавательной сферы, в педагогическом процессе: "... лучший способ преподавания <... > индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика! " (Н., 477). Деятельность школы, как это следует из высказываний Е. И. Рерих, не ограничивается лишь просвещением, формированием системы знаний и развитием мышления. Она должна научить ребенка ориентироваться в жизненных обстоятельствах, занимать самостоятельную позицию, делать самостоятельный выбор между дозволенным и недозволенным, возможным и невозможным, приемлемым и неприемлемым, уметь принимать взвешенные и ответственные решения в ситуациях нравственного выбора. Подобной педагогической позиции придерживался в свое время Н. И. Пирогов, который считал, что полному развитию " всех умственных способностей в молодом человеке" должно предшествовать нравственное становление личности (66, с. 161). В основе решения этих воспитательных задач должно лежать, по убеждению Е. И. Рерих, формирование мотивов, ориентированных на Добро и Общее Благо. Отношение к мысли как движущей силе эволюции человеческой личности и основе проявления его свободной воли определяет своеобразие педагогических взглядов Е. И. Рерих, которое проявляется в том, что мышление она рассматривает не только как познавательный процесс, но и раскрывает значение его нравственно-содержательной стороны. Е. И. Рерих полагает, что для того, чтобы знания служили средством улучшения окружающего мира и не превратились в мощную разрушительную силу, они должны базироваться на нравственной основе, " иначе пропасть между знанием и нравственностью делается губительной" (Бр., 145). Признавая истинным субстанциональность мысли, а мысль добрую как соединение высших субстанций, Елена Ивановна убеждена не только в общеполезности добромыслия, но и в его необходимости для " раскрытия всех сил, заложенных в человеке", их правильного развития (П., т. 2, с. 311). Человек наполняет свое сознание посредством мысли так же, как " мостовая пути складывается из малых камней" (А. И., 629), а для того, чтобы этот " строительный материал" способствовал развитию и духовно-нравственному совершенствованию личности, формированию благоприятной Зарождающейся Кармы, важно " не разобщать сердце с явлением ума" (И., 178). Иными словами, человек должен строить свой внутренний мир, наслаивать свое сознание посредством мысли, по законам Добра и Красоты. Направленность на служение Благу, " сознательное стремление к Добру" служит регулятором развития человека, его действий, поступков. В мышлении формируется действие, содержатся его направление, качество и свойство. Воспитание направленности мышления ребенка к Добру служит " первоосновой доброго действия" (М. О. II, 336) и является необходимой предпосылкой формирования нравственных качеств личности. В воспитании добромыслия Елена Ивановна считает важным претворение каждого " зародыша" Добра в действии повседневности. По ее словам, " как вера без дел мертва" (П., т. 2, с. 9), так и слова Добра, даже много раз произнесенные, но не закрепленные в жизненных действиях, поступках, остаются пустым звуком. Такое состояние мышления она называет " инертной серединой" и считает его бесполезным для развития и духовно-нравственного самосовершенствования. Процесс воспитания добромыслия Елена Ивановна рекомендует строить по принципу нарастания, т. е. этот процесс должен представлять собой постепенное сживание воспитуемого с таким образом мысли. Лишь при воспитании постоянства добромыслия, которое должно стать естественным состоянием духовно развитого человека, " постоянство и устойчивость во благе" (М. О. I, 304), " самоприказ к Добру и к Общему Благу" (Н., 867) будут детерминировать волеизъявления человека. Нравственное мышление и его гармонизация с внешними проявлениями позволят человеку жить в мире с самим собой и окружающим. Необходимой составляющей свободомыслия, по утверждению Е. И. Рерих, является умение управлять собственным мышлением. Дисциплинированность мышления, предполагающая его направленность и упорядоченность, - важный показатель качества этого процесса. Дисциплинированное, гармоничное добромыслие отличается от мышления хаотичного, " шатающегося", близкого к безмыслию. Навязчивые, неоформленные, неконтролируемые мысли, как " шелуха", по ее выражению, засоряют сознание человека и могут безраздельно овладеть им. В процессе самоуправления мышлением, наряду с умением порождать, укреплять, углублять и сосредоточивать мысль, самым сложным она считает способность человека избавляться от мыслей назойливых, мешающих, несвоевременных, образование которых она сравнивает с " рефлекторными спазмами". Свободомыслие - свобода человека от подобных мыслей требует воспитания умения пресекать такие " рефлекторные спазмы". Это умение служит предпосылкой самовоспитания, т. к., наблюдая и оценивая поток своих мыслей, человек делает сознательный выбор необходимого для саморазвития. Такая контрольно-оценочная деятельность позволяет сознательно предотвращать погружение в потоки низких, безнравственных мыслей, предопределяющих развитие человеческих недостатков и пороков. Считая воспитанными мысли добрые (С, 127), Е. И. Рерих советует с детских лет приучать к строгой мыслительной дисциплине. Такая позиция Елены Ивановны созвучна современным педагогическим представлениям - в одной из своих последних работ Б. М. Бим-Бад утверждает: " Дисциплина ума и его моральность неразрывны" (64, с. 94). Задача учителя - воспитать у ребенка стремление превратить дисциплинированное добромыслие в собственный образ жизни. Для этого в процессе приучения к мыслительной самодисциплине следует " не уподобляться мигающей лампе". Это значит, что воспитание и самовоспитание дисциплинированного мышления (свободомыслия) требуют прежде всего постоянства этой деятельности, а также внутренней решимости, целеустремленности, настойчивости, тщательности, усилий и терпения воспитуемого. Сосредоточение на какой-либо работе - действенный прием отвлечения внимания от навязчивых мыслей (П., т. 1, с. 303). Поскольку невозможность обособленного, независимого " от всего человечества и Космоса" существования налагает на человека " великую ответственность" " за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок" (П., т. 2, с. 47), детей следует приучать думать о последствиях своих поступков, действий, приучать к осознанию этой ответственности. С этой целью Елена Ивановна рекомендует дополнить учебный план беседами о Законе причин и следствий, Законе Свободной Воли. Такие беседы " с первых лет" будут приучать детей осмысливать свой выбор, предвидеть последствия предполагаемого выбора: " Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. <...> Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. <...> Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления" (Бр., 144). По мнению Е. И. Рерих, развивать и совершенствовать процесс мышления необходимо с детства. " Ничего нет тайного в искусстве мышления и в утончении сознания. <...> Каждый ребенок может быть направлен к мышлению" (М. О. II, 61). Процесс мышления Елена Ивановна называет искусством. Она убеждена, что понятие искусство как способ накопления знания, пополняющегося всю жизнь, пресытиться которым невозможно, и как бесконечное творчество приложимо ко всем сферам жизнедеятельности человека. Поиск совершенства в мышлении и способах его выражения приближает этот психический процесс к области искусства. Процесс мышления она еще называет мыслетворчеством, т. к. его результатом является изменение пространственной среды. В таком тесном переплетении нравственного и эстетического компонентов образования прослеживается своеобразие педагогических взглядов Е. И. Рерих, выраженных в интегративном подходе к рассмотрению различных проблем, в том числе и вопроса воспитания искусства мышления. Видное место в системе педагогических взглядов Е. И. Рерих занимает проблема формирования способности к творческому мышлению, креативности как качества личности. Эта проблема рассматривается ею в связи с вопросом о роли и функциях привычек в процессе воспитания и самовоспитания. Обращает на себя внимание своеобразный и на первый взгляд противоречивый характер высказываний Елены Ивановны о привычках. С одной стороны, она как будто говорит о важной роли привычек и, следовательно, необходимости их воспитания: " Привычки слагают качества", формируют характер (П., т. 2., с. 372). Желая подчеркнуть их основополагающее значение в формировании качеств личности человека, она воспроизводит широко известную в педагогической среде фразу: " Привычка - вторая природа" (Там же, с. 275), которую К. Д. Ушинский вполне справедливо дополнил словами: " природа, послушная искусству воспитания" (103, с. 277). В то же время, рассуждая о роли свободы личности как высшей ценности и необходимого условия саморазвития и реализации природного потенциала человека, Е. И. Рерих приходит к убеждению, что привычки представляют собой некий тормоз, ограничивающий возможности эволюции личности: порабощают сознание человека, способны подавлять волю и даже доводить человека до полного безволия (Н., 825, 832, 411), если в своих действиях он руководствуется не свободной волей, а сформировавшимися привычками. " Свободный человек не будет скован привычками", так как подлинная, а не мнимая свобода волеизъявления несовместима " с внутренним рабством" (Н., 825, 832). Многие привычки, бытующие в жизнедеятельности людей, представляют собой некий атавизм, т. е. формы поведения, изжившие себя в ходе эволюции, ставшие аморальными, тормозящими процесс духовно-нравственного совершенствования человека. " Атавизм, - пишет Е. И. Рерих, - и семья, и школа дают наросты привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг эволюции" (П., т. 2, с. 276), поэтому советует ограждать детей от жизненных явлений и обстоятельств, в которых они могли бы приобрести привычки, называемые ею " сором жизни". " Ребенок не зол от рождения, но очень быстро может усвоить наследие атавизма. Из мельчайших подробностей жизни могут слагаться дурные привычки, которые можно назвать вратами зла" (Н., 328). Атавистические привычки, по мнению Е. И. Рерих, имеют животный характер, чуждый природе истинно духовно развитого человека; усвоенные ребенком, они, по ее выражению, становятся " мозолями души", неким противоестественным образованием в его духовном мире. Сопоставление высказываний Е. И. Рерих о привычках, сделанных ею по разному поводу, позволяет утверждать, что их противоречивость только кажущаяся. Она считает вредными, препятствующими проявлению свободной воли только " привычки самости", которые не направлены на служение Добру (П., т. 2, с. 276). Именно такие привычки и делают человека своим рабом (Бр., 529). Анализ высказываний Е. И. Рерих по существу рассматриваемой проблемы показывает, что она четко различает две основные разновидности привычек: динамические и статические привычки. Статические привычки выражают стремление к покою, стабильности. Они проявляют себя как " застой воли и сознания", как склонность к бездействию, пассивности, как " психическое расслабление", " духовная неподвижность" (Бр., 28, 44). Такие привычки делают ребенка инертным, неспособным реагировать на воздействия, вызываемые постоянно изменяющимися жизненными ситуациями (П., т. 2, с. 275). Динамические же привычки проявляют себя как склонность к постоянному движению, обновлению. Они обладают внутренней силой, проявляют себя в действиях, способствующих эволюции человека. Такие привычки позволяют человеку адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные обстоятельства, " сопутствовать" эволюционным процессам, совершающимся в окружающем мире. Основное свойство динамических привычек - подвижность - проявляется в постоянной готовности человека к деятельности творческой, созидательной. Динамические привычки являются основой подлинного свободомыслия и такой важной черты личности, как креативность. Е. И. Рерих убеждена, что " навязанные догмы", " стандарт жизни", " заученные принятые формулы", не используемые в жизни творчески, оригинально, а только бездумно повторяемые, " отучают" человека от процесса мышления, лишают свободы мысли, рождают внутреннее состояние " обычности и мертвенности", пассивное состояние, притупляющее творчество (П., т. 1, с. 31, 106, 298). Она призывает каждого человека бороться против " мертвенности и невежества" (Там же, с. 106) в себе, развивать стремление и способность " стандарт жизни <... > умело обойти", отбросить предрассудки и идти новым путем (Оз. II: VI, 4), приветствует " необычность и находчивость огня творчества" (П., т. 1, с. 106). Так Е. И. Рерих подходит к обоснованию необходимости самовоспитания качества личности, называемого креативностью, качества, которое должно стать еще одним компонентом Зарождающейся Кармы. Обладание креативностью Елена Ивановна считает " самым необходимым вопросом"; развивается это качество в процессе воспитания как основа успешного достижения цели - " подвижность в искании", как умение " найти новые пути" (В., 486, 484) и " новые подходы к обстоятельствам", как способность к " неожиданным действиям и таким же следствиям" (А. Й., 198, 262). Высказывая свою точку зрения о необходимости развития креативности, Е. И. Рерих подчеркивает нравственную суть этого глубинного свойства индивида и считает долгом каждого развитого сознания в процессе жизнедеятельности стремиться " противостоять всякому злу" (П., т. 2, с. 375). Елена Ивановна полагает, что не существует безусловных, абсолютно справедливых нравственных формул, так как " эволюция предпосылает относительность каждого понятия" (Там же, с. 376). Нравственные постулаты, преломляясь в сознании человека, получают жизненность в его действиях. В процессе самосовершенствования происходит развитие в сознании человека самих нравственных идеалов, они приобретают более ярко выраженный характер, силу и значение, изменяя его жизненные проявления. Оригинально мыслить, принимать нестандартные решения и творчески действовать, применяя " каждое понятие соизмеримо и целесообразно на каждой жизненной ступени", поможет, считает Е. И. Рерих, развитое чувствознание (Там же), которое в свою очередь развивается в процессе " искания новых путей" (Б., 496). Креативность, судя по высказываниям Елены Ивановны, не является свойством человека, присущим исключительно интеллектуальной сфере. В ее представлении, это качество личности как целостного образования, в котором различные компоненты сознания образуют органичное единство. Одно из проявлений такого понимания этого единства она выражает понятием " чувствознание". Чувствознание - это знание в соединении с эмоционально-ценностным отношением к нему. В таком толковании знание перестает быть продуктом исключительно формальнологических операций, оно становится достоянием внутреннего мира личности, обеспечивающим ее духовно-нравственное совершенствование. Чувствознание - это проявление прежнего жизненного опыта человека в виде мгновенных импульсов, озарения, интуиции; это " так называемая интуиция, но особо высокого качества" (П., т. 1, с. 391); это область высших духовных проявлений, высшего " Я", Сердца - средоточия Добра, камертона, создающего внутренний настрой человека на Добро. Человек духовный в состоянии " зоркости", т. е. высокой степени внимания к своей внутренней жизни, способен воспринимать импульсы чувствознания на уровне рассудка, которые позволяют действовать нестандартно, оригинально. " Чувствознание развивается через искание новых путей, потому подвижность - признак чувствознания. <... > решительное отречение от старых привычек и устремленное искание - основа успеха" (Б., 496). Процесс освобождения от " вредоносных" (Н., 370) привычек, " отягощающих дух наш" и являющихся препятствием (П., т. 1, с. 184, 223-224) в духовном развитии человека, требует напряжения воли (Бр., 64), так как " подавление", " искоренение" таких привычек, предупреждает Е. И. Рерих, дело нелегкое (П., т. 2, с. 275). В качестве средств, способствующих искоренению негативных привычек, она рекомендует использовать ведение дневников, в которых ребенок может записывать результаты самонаблюдения и прослеживать работу, которую он ведет по искоренению этих привычек (П., т. 1, с. 90). В Живой Этике рекомендуется также известный с древних времен прием, который заключается в замене нежелательных привычек полезными (С, 488). Завершая рассмотрение взглядов Е. И. Рерих, составляющих основу ее гуманистической педагогики, подчеркнем, что она стремится к поискам новых подходов ко всем вопросам жизни и воспитания подрастающего поколения (П., т. 1, с. 105). Елена Ивановна верит в возможность осуществления важнейшей задачи, которая стоит перед школой, - воспитание нового поколения людей, свободно мыслящих, духовно и нравственно развитых, способных путем творческой деятельности преобразовывать действительность: " От школьной скамьи народы будут знать о жизнедательном значении строительства и творчества во всех его видах" (П., т. 1, с. 105). " Можно преобразить всю земную жизнь проявлением свободной воли" (Н., 778). Идеал воспитания в педагогике Е. И. Рерих, как это видно из проанализированных высказываний, характеризуется двумя диалектически взаимосвязанными качествами личности: наличием свободной воли и постоянным, неустанным стремлением к самосовершенствованию. Гуманистический подход к человеку и его воспитанию Елена Ивановна связывает с проявлением свободной воли, под которой она понимает возможность проявления и развития природного потенциала; свободу выбора направления деятельности, свободу действий и поступков; способность к интеллектуальному творчеству, умение преодолевать консервативную силу привычных стереотипов. Провозглашая индивидуальность высшей ценностью, Е. И. Рерих в понятие гуманистической педагогики включает такое построение педагогического процесса, которое диктуется индивидуальным своеобразием каждого ребенка, с присущими только ему наклонностями, способностями. Гуманистический характер педагогического взаимодействия " на равных" предполагает построение субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, взаимоуважение и бережное отношение к неповторимой индивидуальности каждого ребенка. В организации и осуществлении педагогического процесса Е. И. Рерих ведущую роль отводит педагогу, который путем длительного наблюдения и изучения ребенка предвосхищает и стимулирует процесс раскрытия и развития его способностей, дарований. Такой подход позволяет сохранить активную позицию педагога, избежать педагогического популизма, крена в детоцентризм, абсолютизации роли ребенка в учебно-воспитательном процессе, органично сочетать уважение к ребенку с разумными требованиями к нему. Е. И. Рерих подчеркивает, что педагогическое руководство и воздействие на ученика должно носить не прямой, а косвенный характер, что позволяет избежать принуждения и снимает сопротивление ребенка при воспитательном воздействии на него. Заслуживают внимания мысли Е. И. Рерих о важности и значимости развития у детей такого качества, как креативность, то есть способности к самостоятельному, критическому, нестандартному мышлению и творческой деятельности. Она считает также необходимым научить ребенка самостоятельно ориентироваться в жизненных обстоятельствах, принимать ответственные, взвешенные решения в ситуациях нравственного выбора, творчески пользоваться приобретенными знаниями. Исследование методологических и теоретических основ педагогических взглядов Е. И. Рерих показало следующее. Философско-антропологические представления, вытекающие из Учения Живой Этики, определяют гуманистическую сущность педагогики Е. И. Рерих. Концептуальные положения Учения Живой Этики - о микрокосмической природе человека, его единстве, многосторонней причастности и взаимодействии с Мирозданием (со своим внутренним миром, социумом, Космосом), а также положения Учения о нравственной организации Космоса и субстанциональности мысли, оцениваемой в зависимости от ее нравственно-эстетической сущности, - определяют необходимость воспитания у ребенка, а затем и взрослого человека направленности на общую судьбу со всем человечеством и всем Мирозданием, на Общее Благо и Добро как основы жизни и пути самосовершенствования. Формирование в процессе воспитания космического сознания человека, определяющего его жизненные проявления, предполагает выработку гуманистической мотивационно-ценностной направленности личности, социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, способствующих развитию человека и прогрессу человечества в целом, а в конечном счете - созданию нравственно-экологической гармонии человека с Мирозданием. Взгляд на человека как носителя жизненной (психической) энергии определяет в педагогическом процессе отношение к каждому ребенку как неповторимому, своеобразному, уникальному явлению, субъекту образования и жизнедеятельности. Это обусловливает важность реализации личностного подхода в воспитании, персонализации педагогического взаимодействия. Одно из ведущих утверждений Учения Живой Этики состоит в требовании создать условия, обеспечивающие постоянное напряжение психической энергии, направленной на совершенствование качества жизни и на самосовершенствование человека. Такой подход ставит воспитанника в положение субъекта воспитательного процесса, обосновывает необходимость диалогического (полисубъектного) построения педагогического процесса. Учение о своеобразии духовной природы каждого человека, необходимости ее проявления, развития и обогащения служит обоснованием принципа природосообразности в воспитании, а вместе с тем необходимости реализации ведущего гуманистического принципа - непрерывности общего и профессионального развития личности. Идея основополагающего значения развития Сердца, т. е. духовно-нравственного начала человека, в его самосовершенствовании и преобразовании окружающего мира предопределила приоритетность воспитания перед образованием, доминирование нравственности в целостном воспитательно-образовательном процессе. Космические Законы Свободной Воли и Кармы служат обоснованием необходимости создания гуманных отношений между учителем и учеником, обеспечивающих оптимальные условия для самореализации и самоопределения воспитуемого, свободы выбора им нравственных ориентиров, образа жизни, жизненных целей и идеалов, а также ответственности за сделанный выбор и его осуществление.
Глава II ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Е. И. РЕРИХ В Учении Живой Этики формулируется целый ряд положений, которые выступают в роли доктрин, определяющих основные направления воспитательно-образовательного процесса. К ним относятся: " доктрина Сердца, доктрина труда, доктрина красоты, доктрина эволюции, доктрина напряжения, доктрина наиболее жизненная! " (И., 1). Изучение философско-педагогических взглядов Е. И. Рерих позволяет трактовать вышеизложенные доктрины следующим образом. Доктрина Сердца - это совокупность нравственных правил, норм и убеждений, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности. Для этого необходимо в процессе воспитания пробуждение этического сознания, формирование основ нравственной культуры личности. Доктрина труда признает труд основой жизни и развития человека, так как он служит возбудителем жизненной, психической энергии и условием достижения поставленной цели. Отсюда - необходимость воспитания любви и уважения к труду, формирования потребности в трудовой деятельности. Доктрина красоты означает необходимость совершенствования человеческой природы путем воспитания, способность воспринимать и осознавать красоту окружающего мира, искусства, строить свой внутренний мир и взаимоотношения с внешним миром по закону Красоты. Доктрина эволюции предполагает непрерывность и беспредельность саморазвития, самосовершенствования человека и соответствие воспитания этой жизненно необходимой цели. Доктрина напряжения выдвигает необходимость постоянного стремления человека к лучшему качеству жизни, к высшим достижениям. Доктрина наиболее жизненная - доктрина наиболее полного раскрытия, развития и обогащения природного потенциала человека. Содержание этих доктрин уже частично было затронуто и раскрыто в I главе. Здесь же мы намерены сосредоточить внимание на главных направлениях воспитательно-образовательной деятельности, которые позволили бы наиболее полно раскрыть содержание этих доктрин в форме, приближенной к современным, общепринятым педагогическим представлениям. В связи с этим изложение практической части педагогического наследия Е. И. Рерих мы начали с анализа вопросов дидактики, так как через систему образования, какой ее видит Елена Ивановна, реализуются те воспитательные задачи, которые представлены в упомянутых доктринах. Такой подход к пониманию и истолкованию педагогических взглядов Е. И. Рерих, по нашему мнению, соответствует интегративной природе ее педагогики. Анализ творческого наследия Е. И. Рерих позволяет выделить в качестве главных ее взгляды на такие аспекты педагогической деятельности, как содержание образования и его роль в формировании личности, нравственное и эстетическое воспитание, а также понимание труда как основы жизни, средства воспитания и развития человека. Рассмотрение этих вопросов и составляет содержание данной главы.
|