Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философские основы педагогических взглядов Е. И. Рерих
Утверждение Е. И. Рерих о синтетическом характере Живой Этики, вобравшей в себя научную, философскую, религиозную, эстетическую мысль предшествующих поколений, доказывается в ряде работ исследователей рериховского наследия. По мнению Д. А. Шарова, корни Учения уходят во все мировые религии и философские системы (116, с. 4). Г. В. Хомелев прослеживает связь Живой Этики с древнеиндийской философской системой веданты, пифагореизмом, христианством, буддизмом (108, с. 59-65). Н. Е. Самохина указывает на преемственность основных идей классической древнеиндийской философии, а также эзотерической традиции индо-тибетского буддизма, выразившегося в школе Калачакры, и Учения Живой Этики (91, с. 4-5). Появлению Учения Живой Этики непосредственно предшествовала созданная Е. П. Блаватской философская концепция теософия («эзотерическая философия») (20, с. 4), в которой изложены основные положения онтологических, космогонических и антропологических воззрений. Эти положения получили развитие в Живой Этике и приобрели ярко выраженную практическую направленность. В Учении Живoй Этики заложена идея эволюции человека и человечества в единстве со всем Мирозданием, диктуемая законами космического развития. Исследователь эзотерической философии Т. М. Новикова (57, с. 3) относит философскую концепцию Е. И. Рерих к научно-философской мысли космического направления. По мнению С. Семеновой, всех русских космистов объединяет то, что они " сумели соединить заботу о большом целом, о Земле, биосфере, Космосе с глубочайшими запросами высшей ценности -конкретного человека. Гуманизм - одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых, но это гуманизм не прекраснодушный и мечтательный, он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции" (92, с. 261-262). Исследователь рериховского наследия Н. Е. Самохина считает, что русские космисты подготовили почву, общественное сознание " к восприятию основных научно-философских идей нового Учения", Учения Живой Этики (90, с. 198). Философские взгляды Е. И. Рерих вытекают из картины мира, представленной в Учении Живой Этики, которая существенно отличается от картины мира, основанной на классической научной парадигме. Они базируются на положении о микрокосмической природе человека и его органичной и многосторонней причастности к Космосу и его законам. Космос, как это следует из Учения Живой Этики, включает в себя (содержит в себе) две основные структуры: Макрокосм - весь внешний для человека мир и Микрокосм - человека, его физическую и духовную организацию (природу). Космос имеет как физическую, так и нравственную организацию, в которых проявляется действие Универсальных Космических Законов, обусловливающих функционирование Макро- и Микрокосма: " Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами... " (П., т. 1, с. 228). К числу основных Универсальных Космических Законов относится Закон Единства всего сущего: " Великое единство в Космосе главенствует как мощный закон. <...> На Единстве зиждется все утвержденное Бытие. <...> Во всем своем проявлении этот закон собирает свои части, объединяя принадлежащее друг другу" (Там же, с. 47). Из Закона Единства следует понимание единства человека со всем Мирозданием, включенность в него. При этом человек (Микрокосм) в своей организации рассматривается тождественным Макрокосму (Там же, с. 343). Одной из ведущих категорий, характеризующих Космос, является категория Бытия. В Учении Живой Этики Бытие означает реальность бесконечного мира, его единство и вечносущность; оно включает в себя неразделенную и неделимую, видимую и невидимую, познанную или еще не познанную природу, объективный и субъективный мир. Основанием Бытия, по Е. И. Рерих, служит субстанция Духо-Материя, или Единый Элемент Духо-Материя, при этом дух и материя не противопоставляются друг другу, а представляют собой некий синтез, неразделимое, слитное, взаимопроникающее и взаимодействующее Единство. В своих рассуждениях о духе и материи Елена Ивановна приходит к выводу, что " одно не может существовать без другого" (П., т. 1, с. 341), поэтому привычное для западного сознания деление всего сущего на материальное и нематериальное, физическое и духовное, материю и дух, материальный мир и нематериальный Космос она считает устаревшим (П., т. 2, с. 267-268). В ее трактовке, материя есть кристаллизованный дух, дифференциация или качество Духо-Материи, проводник или носитель духа, а дух есть энергия, которая не может проявиться вне материи, существует и определяется через нее. Е. И. Рерих убеждена, что " в своей ультимативности дух и материя едины" (Там же, с. 278), а существующий, " проявленный Мир" - это " стадии или степени проявления Духо-Материи" (П., т. 1, с. 385), которая беспредельна в своих дифференциациях, в видимых и невидимых проявлениях. Она предлагает заменить понятие " нематериальный Космос" новым, более точным термином - " Космос тонких субстанций или энергий" (П., т. 2, с. 268). Макрокосм, в представлении Е. И. Рерих, - это разноматериальная, разноплановая структура трех миров, существующих неслиянно, но в то же время неразделенно как некая Целостность, Единство. Макрокосм включает в себя мир материальный (или физический), который Елена Ивановна называет Миром Плотным, а также мир тонких субстанций (или энергий), к которому она относит мир психоэнергетический (или Мир Тонкий) и мир духовный (или Мир Огненный). Плотный, Тонкий и Огненный миры - это формы Бытия, происходящие из единого элемента Духо-Материи как основы, потенциала всего сущего. Они отличаются друг от друга степенью дифференциации Духо-Материи, пространственно-временным способом существования. Каждая форма Бытия характеризуется наличием и преобладанием признаков, свойств либо духа, либо материи. Так, " в Мире Огненном дифференциация между духом и материей почти неощутима, ибо материя принимает уже видимость света" (Там же, с. 278). По мере приближения к плотным слоям (миру материальному) дифференциация Духо-Материи (или разъединение духа и материи) становится резче, приобретая в мире физическом полное разделение (М. О. III, 519). Е. И. Рерих предлагает представить кусок льда (плотная материя), превращение его в воду (тонкое состояние материи) и, наконец, обращение воды в пар (дух) (П., т. 2, с. 356) как пример, иллюстрирующий соотношение духа и материи различных форм Бытия. Поскольку человек, как Микрокосм, в своей организации тождествен Макрокосму и содержит в себе все виды материи и энергии как выражение состояний первоэлемента Духо-Материи, - три плана Макрокосма " соответствуют принципам в человеческом строении или организме" (П., т. 1, с. 384). В Учении Живой Этики человек рассматривается как некая иерархическая система, единство трех его основных начал - физического, психического и духовного, каждое из которых представляет собой последовательную дифференциацию различных градаций плотности Духо-Материи: плотно-материальных (аналог всего объективного) - физическое начало и тонкоматериальных (аналог всего субъективного) - психическое и духовное начала. Основные начала человека в их совокупности - это сочетание разнокачественных материально-энергетических оболочек, субстанций высших и низших планов Бытия, соприсутствующих, пронизывающих и наполняющих друг друга концентрически. Они так же, как и формы Бытия, существуют неслиянно и неразделенно. Жизнедеятельность человека протекает на физическом, психическом и духовном уровнях одновременно, в их нерасчлененности и тончайшем взаимодействии как между собой, так и с тождественными планами Бытия. " Истинно, Космос в нас и мы в нем" (П., т. 2, с. 47), - утверждает Елена Ивановна. Каждое начало человека, составляющее его природу, имеет свои функции, обеспечивающие различные проявления его жизнедеятельности. " Человек имеет в себе три естества, и он должен усовершенствовать все три, чтобы достичь завершения, положенного для земной эволюции... " (Там же, с. 268). Физическое начало - биологический организм, " физическое тело" (П., т. 1, с. 238), взаимосвязанное и взаимодействующее с природным миром, подчиняется его законам. Психическое и духовное начала в их совокупности представляют собой различные состояния (или аспекты) сознания человека. В системе философско-антропологических взглядов Е. И. Рерих структура сознания представлена следующим образом: психическое начало человека включает в себя его чувства, разум и желания (волю), духовное начало - психическую энергию, Сердце [1] и самосознание. Свое сознание человек наполняет посредством мысли и таким образом создает свою внутреннюю сущность. Принципиально важной отличительной чертой мировоззрения Е. И. Рерих служит концептуальное положение Учения Живой Этики о субстанциональности мысли. Мысль - явление духовного плана, она относится к высшим проявлениям, видам, слоям материи, пронизывает все сущее, состоит из особого тонкоматериального вещества, несет тончайшие энергии. Мысль Елена Ивановна считает органическим созданием самодействия " со всеми признаками самодовлеющего существования", т. е. обладающей самостоятельной действенной силой. В силу иного, более сложного, чем физическая реальность, многомерного пространственно-временного способа существования сознания человека мысль - как субстанция духа - бессмертна, вечна, не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, она неуничтожима. Распространению мысли нет предела, действие ее мгновенно (" безвременная быстрота передачи мысли" (А., 360)). Все мировое пространство заполнено вибрациями разумных энергий, составляющих энергоинформационное поле планеты и Космоса. Энергоинформационное поле планеты (психосфера Земли) состоит из различных слоев, отличающихся качественно-содержательным наполнением. Высшие слои психосферы Земли насыщены совершенными и возвышенными мыслями, низшие -вибрациями низменных чувствований и мыслей. В процессе мышления человек не только наполняет свое сознание посредством мысли, но и взаимодействует с Мирозданием (через тождественные планы Бытия), вещественно изменяет пространственную среду. Человек своими мыслями напитывает пространство (тонкую материю пространства), которое вибрирует этими мыслями. Мысль, даже мимолетная, живет, аккумулируется в пространстве и, как все сущее, не может пребывать в неизменном состоянии: с ней происходит трансмутация, она притягивается к различным сферам пространства, создает новые сочетания, " оплодотворяя все сущее". Во всей Вселенной действует принцип Равновесия, или Великой Целесообразности, или Закон Тождественности - подобное притягивает подобное, где мысль действует, как магнит. Каждая законченная, отчетливая мысль, попадая в энергоинформационное пространство, притягивает равновибрационные (подобные себе) свободные пространственные токи, сочетая их и таким образом усиливаясь. Мысль, притягивая и сочетая пространственные энергии, строит вокруг себя соответствующие формы - мыслеобразы. Как было отмечено выше, одной из основополагающих идей Учения Живой Этики является утверждение, что Космос, все его структуры и компоненты имеют не только физическую, энергетическую, но и нравственную организацию. Это утверждение служит основанием для четкого различения и оценки этических категорий. В этой связи по-разному оцениваются в Живой Этике мысли - в зависимости от их нравственной сущности. Мысли возвышенные, добрые, направленные на Общее Благо, как соединение высших субстанций, несут " токи прекрасные" (Н., 213). Вливаясь в высшие слои пространства, такие мысли рождают созидательную энергию, необходимую для его обогащения: они являются и " возбудителями и как бы обновителями Вселенной" (Там же). " Сила, идущая на благо, всегда умножается в пространстве" (И., 213) - эти мысли действуют укрепляюще на наполненное вибрациями пространство и таким образом служат " заградительной сетью всего человечества" и " великой защитой здоровья планеты" (М. О. II, 308). Антиподы добрых, возвышенных мыслей - мысли, наполненные злобой, гневом, раздражением, - несут энергии, которые " затемняют" пространство и нарушают его равновесие. Как и всякая мысль, будучи явлением субстанциональным, такие мысли не могут быть уничтожены, им можно только противопоставить мысли добрые, возвышенные, их можно " подавить лучом света" другой мысли. Это становится возможным, потому что чем возвышеннее, утонченнее мысль, тем она сильнее. Е. И. Рерих убеждена в том, что каждый человек в процессе мышления принимает участие в Мироздании и своими мыслями непрестанно или создает, или разрушает. Это налагает на него ответственность за качество мыслей (Н., 213), за качество мышления (А., 141). Она считает, что возможности человека, связанные с его психической сферой жизнедеятельности, несут в себе огромный творческий потенциал и при мышлении созидательном превращают его в подлинного сотрудника Природы. В этом Елена Ивановна видит самоценность доброй мысли и настаивает на необходимости воспитания ее и самовоспитания добромыслия. В Живой Этике подчеркивается, что добрые мысли -это воспитанные мысли (С, 127). Человек не только действует своими мыслями на окружающую среду, а также сам впитывает (в соответствии с уровнем своих вибраций) или отталкивает энергии, имеющиеся в этой среде. Мысль, как величайший магнит, приносит из пространства тождественный ответ: " губительные посылки" или помощь - " Радость может магнитным током привлечь из пространства радость" (П., т. 1, с. 53). Мысли добрые, возвышенные притягивают из пространства обновленную энергию, побуждающую к новому творческому труду. Эти мысли благотворно влияют на состояние и развитие человека, служат для него щитом, заградительной сетью от пространственных токов, влияющих отрицательно. Елена Ивановна убеждена, что ни одно действие земное не остается без ответа со стороны Тонкого Мира. Такое кругообращение энергий позволяет говорить не только об обмене веществ организма, но и об обмене тонкоматериальных веществ, который в свою очередь влияет на обмен веществ на физическом плане, на состояние организма в целом, психическое и духовно-нравственное развитие человека. Созидательное мышление способно к безграничному развитию. Человек " может развить свое мышление до любого предела. Он может стать щедрым до предела самопожертвования. Но чем он больше дает, тем больше получает, и мысль его нарастает в кругообороте", отсюда закономерна рекомендация: " Пусть в школах твердят эту истину" (Н., 206). Влияние человеческой мысли распространяется также и на других людей, независимо от расстояния. Позитивный строй мыслей человека сказывается благотворно на окружающих: " Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо" (С, 63). Негативный строй мыслей Елена Ивановна считает безнравственным, называет их " мыслями разрушения" (А., 141), т. к. такие мысли, по ее мнению, ядовиты и несут разрушительные энергии. Яд раздражения в Живой Этике называется империлом. " Испаряясь", империл согласуется с аналогичным пространственным ядом - аэроперилом и таким образом усиливается. В результате происходит разрушение и " заражение" пространства. Негативное влияние империла распространяется и на других людей, особенно если организм другого человека ослаблен по какой-либо причине (страх, заболевание, переутомление). Распространяя разрушительные энергии, можно нанести непоправимый вред неповинному человеку. Однако, если мысли злобы направляются человеку, который не имеет в себе подобных этим мыслям вибраций, а потому не ассимилирует их, получается эффект бумеранга: мысли вернутся к тому, кто их породил, усиленные тождественными токами пространства, и он получит еще большую порцию яда (П., т. 1, с. 53). В контексте изложенного становятся понятны и близки утверждение и призыв: " Прошло время, когда называли какую-то отвлеченную психологию, теперь поняли, что она есть самая реальная лаборатория, где изготовляются яды. Но могут быть созданы и благие лекарства. Только нужно приложить мышление к добру" (Н., 460); " Давно пора перестать отделять нравственность от биологии" (М. О. I, 267). Здесь имеется в виду влияние психического состояния человека на его биологическую природу. Расценивая мысль как реальную действенную силу, Е. И. Рерих считает человека подлинно общественным лишь при созидательном характере мышления, поэтому призывает к решению самой насущной, на ее взгляд, задачи - совершенствованию качества мышления (П., т. 1, с. 46). Мысль, как материя более тонкого плана, влияет и на самого ее создателя: на нервную систему, физическое состояние в целом и даже может, как утверждается в Живой Этике, изменять температуру тела, состояние крови. Возвышенные, добрые мысли повышают жизненный тонус, влияют укрепляюще на нервное вещество, очищают кровь и становятся таким образом " прекрасной сокровищницей здоровья" (М. 0. I, 177). Мысли негативные унижают человеческое достоинство, снижают интеллект, " поедают" жизненную энергию, ослабляют иммунитет, понижают работоспособность, могут стать причиной многих заболеваний (не только психических, но и физических: сердечные, желудочные, кожные - последствия грязных мыслей). Заставляет задуматься сравнение воздействия негативного мышления с влиянием наркотиков на организм: " Мысленные отравления больше вредят, нежели даже наркотики" (И., 125). Елена Ивановна описывает воздействие яда раздражения - империла. Возникая, империл дает " сильную вспышку", а затем, накапливаясь в организме, отлагается " на стенках нервных каналов и таким путем распространяется по всему организму" (А. Й., 15). Империл уничтожает жизненную энергию, " делает наш сосуд (организм. - Н. Л. ) хрупким" и постепенно разрушает своего породителя. " Следите за здоровьем, не ослабьте его раздражением! " (П., т. 1, с. 112), - советует Е. И. Рерих. Организм, отравленный и обессиленный негативными мыслями, становится более восприимчивым к инфекционным заболеваниям. " Значит, даже против чисто физических болезней нужно искать причину в качестве мышления" (С, 303), так как духовные явления тесно связаны с физическими. Признавая незыблемыми концептуальные положения Учения Живой Этики о субстанциональности мысли и реальной включенности человека в процессы космического миротворчества, о единстве и взаимозависимости Макро- и Микрокосма, что обусловливает (как было отмечено нами ранее) ответственность человека за качество своего мышления, Е. И. Рерих считает необходимым, начиная с детского возраста, " всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире" (П., т. 1, с. 141) и непреложности законов Природы (Там же, с. 140). Обсуждая с последователями Учения Живой Этики вопросы воспитания подрастающего поколения, в том числе вопросы содержания образования, Елена Ивановна рекомендовала дополнить учебный план этими знаниями. Она объясняла, что сознание детей не искажено ложными представлениями об обособленном существовании человека от всего сущего, поэтому " дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим самомнением" (Там же). Духовное начало в представлении Е. И. Рерих, как уже было сказано выше, включает в себя психическую энергию, Сердце и самосознание. Согласно Учению Живой Этики, основа всего сущего, основа Мироздания, субстанционально-генетическое начало Вселенной есть Огонь, который находится везде, во всем и все в себе содержит, он есть начало и конец всего. Главным атрибутом субстанционально-генетической основы Бытия, его выражением является психическая энергия (М. О. II, 440). Психическая, или духовная, энергия (И., 369) в Живой Этике определяется как основа Бытия (М. О. I, 211), первопричина всего, побуждающая и останавливающая причина (А., 426), она движет силы, порождающие жизнь, это энергия Жизненного Начала (А. И., 628, 388). Психическая энергия как " вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе" (П., т. 1, с. 218), приводит в движение миры (А., 426), присутствует в каждом живом существе (М. О. I, 158), в каждом движении человека. В Учении Живой Этики она называется всеначальной или всенасыщающей (А., 478, 388) и вездесущей, т. к. обеспечивает непрерывное наполнение жизни (М. О. II, 140). Она сочетается со всеми проявлениями жизни. Психическая энергия порождает сознание (А. И., 502); сознание - начало действия психической энергии (А., 477), она - всеначальная познавательная сила (Бр., 55). Психическая энергия, как основа жизнедеятельности человека, присутствует во всех ее проявлениях: в процессах функционирования организма, сознания, во внешних жизненных проявлениях. Характеризуя роль психической энергии в жизнедеятельности человека, один из последователей Е. И. Рерих - А. Клизовский писал: " <...> каждое наше действие, каждое желание и каждая мысль есть проявление Психической Энергии" (35, с. 8). Она вызывает действие и в то же время порождается, возобновляется, усиливается этим действием; бездействие, психическое расслабление, " духовная неподвижность" влияют разлагающе на психическую энергию (Бр., 44). Действие, согласно Учению Живой Этики, является ближайшим коррелятом психической энергии (О., 221), т. е. психическая энергия и действие имеют смысл лишь во взаимной их соотнесенности, взаимосвязи и взаимозависимости, где изменение одного влечет за собой изменение другого. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека необходимо постоянное напряжение психической энергии, проявляющееся в стремлении к лучшему качеству жизни, к самосовершенствованию, к высшим достижениям (М. О. III, 411). В Живой Этике указывается, что, осознав психическую энергию как основу Бытия, " поймем жизнь как самоусовершенствование" (М. О. I, 211), отсюда - необходимость совершенствования на протяжении всей жизни (А., 598). Психическая энергия требует бережного отношения, постоянного возобновления и пополнения ее запаса (А., 401). Причем возобновляется она не физическим отдыхом, но " прежде всего чувством" (А., 515). На страницах книг " Учения Живой Этики" можно найти примеры возобновляющего влияния чувств на психическую энергию, таких, как радость, восторг (М. О. III, 450), любовь (С, 278), восхищение, любование природой (А. Й., 546), спокойствие – чувство, противоположное смятению, уравновешенность (Бр., 74, 44), нервный подъем. (А. Й., 650), милосердие, сострадание, сочувствие (С., 374) и т. п. В то же время есть чувства, которые действуют разрушающе на психическую энергию, - это раздражение (М. О. I, 242), смятение (Бр., 44), страх, сомнение, саможаление (А. Й., 389), растерянность, трусость (М. О. Ill, 413), недовольство, уныние, утомление (А., 303, 482), лень (А., 352; П., т. 2, с. 244) и т. п. Из сказанного ясно, что положительное, возобновляющее воздействие на психическую энергию оказывают лишь чувства нравственно-эстетические по своей сути. Психическая энергия имеет разные состояния, различающиеся качеством (М. О. Ill, 403). Чем выше ее качество, чем она совершеннее, утонченнее, тем она более жизненная, более мощная, творящая, действенная, созидательная. Утончение, улучшение качества самой психической энергии зависит от стремления человека к совершенствованию в различных сферах жизнедеятельности (А. Й., 471), процесса развития сознания (А. Й., 502), образа мышления (А. Й., 471). В то " же время в процессе совершенствования, утончения психической энергии происходит насыщение высших проявлений жизненных функций человека (М. О. III, 403), его высших устремлений, высших чувствований (М. О. II, 221), возвышенных мыслей (М. О. III, 402). Улучшение качества психической энергии необходимо " не только для текущей жизни, но как постоянное и неотъемлемое приобретение и преимущество для будущего" (А. Й., 553). Усовершенствование психической энергии повлечет за собой совершенствование человека, что в свою очередь поможет решению " как этических, так и экономических постулатов" (М. О. I, 211), " гармонизации жизни" (Бр., 22). Согласно Учению Живой Этики, понятие психической энергии - одно из основополагающих понятий, которое человек должен усваивать с детства, но, к сожалению, " для краеугольных понятий воображение людей не воспитано. Между тем один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребенка" (А. Й., 553), поэтому " не будем откладывать действий по образованию человека как носителя психической энергии" (А., 514). Совершенствование человека и окружающей его действительности, прогресс человечества Е. И. Рерих связывает с развитием и совершенствованием Сердца - иными словами, с нравственным становлением и самосовершенствованием человека (П., т. 1, с. 289). Природное стремление к высшему качеству Бытия, совершенствованию во всех областях жизни заложено в Сердце человека (С, 418). Критерием в сознательном стремлении служат смыслообразующие элементы духовности - Истина, Добро, Красота (А., 475, 471, 478). Е. И. Рерих считает чрезвычайно важным развитие этой способности человека в процессе воспитания, так как убеждена, что проводником психической энергии будет лишь Сердце, устремленное к Общему Благу (П., т. 2, с. 409), высшему качеству жизни (Бр., 290). Сердцем Елена Ивановна называет не физический орган, а духовный аспект сознания, нравственный строй, основанный на идеалах Истины, Добра и Красоты, которым руководствуется человек в процессе жизнедеятельности. Сердце человека обнаруживает себя в таких ценностных ориентациях личности, как любовь, подвиг, труд, творчество, в стремлении к которым происходит самосовершенствование человека, формирование нравственных качеств личности. Эти ценности в Живой Этике называются благими вершинами восхождения (С, 75). Сердце также обнаруживает себя и становится способом жизни человека, его " благими основами жизни" (С, 389) в таких нравственных качествах личности, как общечеловечность, сострадание, мужество, терпение, милосердие, преданность (С, 7, 418, 201, 389), доброжелательность (И., 106), самоотверженность (О., 111), великодушие, искренность, задушевность (М. О. III, 123, 207, 597) и т. п. Сердце - это место локализации, средоточия психической энергии; оно живет этой энергией и управляет ею (М. О. III, 421). Сердце служит проводником психической энергии, т. к. она действует через Сердце (А., 392). Микрокосмическая природа человека обусловливает его положение в структуре Мироздания: причастность, с одной стороны, к миру физическому (видимому), с другой - к духовному (невидимому) и выполнение связующей роли между ними. Сердцу человека отводится функция единой природной связи мира видимого и невидимого (И., 449), естественной связи Макро- и Микрокосма (С, 255). Сердце также является местом накопления и претворения космических энергий. Оно при помощи психической энергии трансмутирует, преображает космические энергии и тем самым создает более совершенные вибрации (С, 138, 145). Космическая энергия, трансмутированная в сознании человека, затем возвращается в пространство в преображенном виде (И., 296) и способствует функционированию и эволюции Космоса. Считая человечество аккумулятором и трансмутатором психической энергии, Е. И. Рерих возлагает на человека миссию сотворца Природы и видит в этом его космическое предназначение. Эту роль в жизни человека выполняет Сердце. Оно собирает различные энергии, образующиеся в процессе его жизнедеятельности, преобразует, совершенствует их (П., т. 1, с. 217) и таким образом способствует развитию и самосовершенствованию самого человека: " в Сердце происходит трансмутация нашего сознания, следовательно, всего нашего существа" (Там же, с. 289). Глубокое убеждение Е. И. Рерих в том, что человечество вступает " в эпоху развития духовного сознания, имеющего свое основание в Сердце" (П., т. 2, с. 311), приводит ее к мысли о необходимости воспитания и развития Сердца как наиглавнейшем задачи современности (Там же, с. 305). Недостаточно воспитанное, неразвитое Сердце Елена Ивановна называет окостеневшим (П., т. 2, с. 409), окаменелым (А., 44), акультурным (С, 9), невежественным. В Живой Этике содержится обращение к воспитателям молодого поколения: " Упасите детей от такого невежества" (А., 44). Человек, по мнению Е. И. Рерих, - носитель изначального нравственного побуждения, которое под воздействием среды, воспитания и самовоспитания может замолчать или развиться в совесть, поэтому воспитание она определяет прежде всего как " внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет" (П., т. 2, с. 429). Смысл воспитания Елена Ивановна видит прежде всего в пробуждении этического сознания и дальнейшем нравственном самосовершенствовании (П., т. 1, с. 186). Внесение в сознание и раскрытие в процессе воспитания ребенка этических ценностей оказывается для него функцией его воли, направленной на эти ценности. Сердце в совокупности с другими составляющими духовного начала (психическая энергия, самосознание) Е. И. Рерих называет высшей триадой или " наше истинное индивидуальное Я" (Там же, с. 195) и призывает в процессе жизнедеятельности прислушаться к голосу своего высшего " Я" - совести. Считая нравственное становление и самосовершенствование основой, стержневым моментом общего и психического развития человека, она полагает, что Сердце должно быть судьей и мерилом " во всех вопросах" (П., т. 1, с. 171) - " всегда и во всем должно руководить нами Сердце" (П., т. 2, с. 90). Недифференцированное оценивающее сознание проявляется в чувствознании как выражение внутреннего убеждения, основанного на знании и опыте (П., т. 1, с. 391). Е. И. Рерих считает, что бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а затем в интеллектуальном акте. Раскрывая содержание понятия чувствознание, она уточняет, что " это не просто знание, но чувствознание, ибо все знание, получаемое нами, прежде всего основано на чувстве" (П., т. 2, с. 280). Чувствознание, или шестое (П., т. 1, с. 229), этическое чувство в виде мгновенных импульсов, озарений (Там же, с. 386), тончайших чувствований, прозрений (С, 522, 514) позволяет распознать этические ценности. Язык Сердца не нуждается в многословии, т. к. Сердце передает мысль без звука (С, 578, 107), молниеносно (Н, 182). Импульсы чувствознания Е. И. Рерих считает трудно воспринимаемыми и причину этого видит в разделении чувств и мысли. На вопрос: " Может ли быть чувство не на основе мысли? " (Н., 182) - в Живой Этике дается ответ: на уровне " сознания в степени чувствознания" (А. И., 535) граница между чувством и мыслью исчезает, т. е. чувствознание представляет собой слитное единство мысли и чувства. Для того, чтобы в ситуациях нравственного выбора голос совести " не пропадал втуне", требуется сознательное восприятие этих импульсов (С., 546). Иными словами, необходимо в процессе мышления импульсы чувствознания претворять в слова, в противном случае они " могут пребывать без откровения" (Н., 182), т. е. оставаться неосознанными. Способность человека чутко воспринимать и осознавать сердечные импульсы подлежит развитию, для чего необходимо вести наблюдения за деятельностью собственного Сердца, начиная с детского возраста: " Так можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее больших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложением обратить внимание на их собственные ощущения" (С., 425). Развитие этой духовной способности происходит в результате воспитания, которое в Живой Этике называется " сердечным" (С., 498). " Этот предмет (сердечное воспитание. - Н. Л.)нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твердо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями Сердца. Так будут заложены торжественность и любовь к Прекрасному" (Там же). Связывая нормальное функционирование психической энергии человека с его нравственной жизнью, Е. И. Рерих приходит к убеждению о необходимости развития с детских лет нравственно-эстетических чувств, формирования основ культуры чувств. " Конечно, нужно воспитание Сердца, но это лежит в сфере чувств (С., 446). Это утверждение, на наш взгляд, заслуживает особого внимания, т. к. в настоящее время главный акцент в педагогической практике делается на развитие рассудочной сферы сознания. Еще в 40-е годы XX столетия Елена Ивановна высказывала несогласие с таким положением вещей в современной ей системе образования (и по сей день эта проблема продолжает оставаться актуальной). Непропорциональное развитие рассудка и сердца человека она считает явлением уродливым, т. к. нравственные основы должны быть " принадлежностью знания" (Бр., 145). На это же обращает внимание и А. Г. Андреева (14) в своей диссертации " Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики ". Е. И. Рерих глубоко убеждена, что в процессе воспитания необходимо стремиться к достижению равновесия (или гармонии) в развитии рассудка и чувств человека, к формированию основ нравственной культуры. " Каждая обособленная или взятая по отдельности человеческая способность имеет значение не абсолютное, но относительное. Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, - явления уродливые. Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть дост ижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека. Бедствие нашего времени, именно, и заключается в установившемся страшном разнобое между умом и сердцем. Если мы имеем перед собою Беспредельность, то, конечно, все способности могут развиваться беспредельно. Но опять-таки, правильное развитие их будет обусловлено равновесием или гармоническим раскрытием всех сил, заложенных в человеке. Синтез есть высшая гармония... " (П., т. 2, с. 310-311). По мнению исследователя рериховского наследия Л. В. Шапошниковой, " в результате такого синтеза сердце становится умным, а разум сердечным" (113, с. 26). Таковы основные положения философско-этического Учения Живой Этики, которые явились мировоззренческой основой педагогических взглядов Е. И. Рерих. К ним относятся: исходные представления о Мироздании, его структуре; о Едином Элементе Духо-Материи, по-разному дифференцирующемся в различных сферах Бытия; о микрокосмической природе человека и взаимоотношении Макро- и Микрокосма; о наличии, наряду с физической, нравственной организации Космоса; о субстанциональности мысли, роли мышления во взаимодействии человека с окружающим миром и зависимости характера влияния мысли от ее нравственно-эстетической сущности; о психической энергии и ее роли в функционировании Макро- и Микрокосма; о духовно-нравственном аспекте сознания - Сердце. Однако нельзя не обратить внимания на этические аспекты этого Учения, которые имеют бесспорный гуманистический смысл и общечеловеческую ценность. Имеются в виду следующие положения: - ответственность человека за свои жизненные проявления: мысли, побуждения, поступки; - взаимосвязь нравственного здоровья с физическим и психическим здоровьем; - взаимообусловленность духовно-нравственного, общего и психического развития; - определяющее значение нравственного самосовершенствования в преобразовании человеком самого себя и в совершенствовании таким путем окружающей действительности. Эти положения самым непосредственным образом предопределили гуманистическую сущность педагогических идей Е. И. Рерих. Но прежде чем перейти к изложению основ педагогических взглядов, необходимо раскрыть ее представления о закономерностях и факторах развития человека. Наряду с философско-этической концепцией, развиваемой Е. И. Рерих, своеобразие толкования факторов, определяющих развитие человека, составляет теоретическую основу ее педагогических взглядов.
|