Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы обучения родителей






Полное представление об особенностях воспитания ребенка с отклонениями в развитии родители могут получить лишь при том условии, если специально будут обучены этому.

Как известно, любая наука, будь то общая или специальная педагогика, психология, начинается с определения предмета, задач и ее основных принципов. Учитывая важность осуществления коррекционно-воспитательной работы со стороны всех членов семьи «необычного» ребенка, следует предположить, что азы семейной педагогики они должны получить не просто в виде отдельных знаний, практических рекомендаций, а в виде принципов, раскрывающих сущность воспитания и обучения аномальных детей,

1. Учет структуры нарушения умственно отсталого ребенка. Ведущим дефектом олигофрена является недоразви­тие познавательной деятельности.

2. Принцип доступности. Содержание обучения должно отражать актуальный уровень развития ребенка, т. е. тот уровень, на котором познавательные задачи являются доступ­ными для ребенка.

3. Принцип повторяемости. Программный материал должен предлагаться так, чтобы дети в той или иной деятельности закрепляли новые знания, способы действия.

4. Принцип концентричности. Программа строится так, что каждая тема предлагается от простого к сложному.

5. Принцип деятельностного подхода к развитию психики ребенка. Психические процессы развиваются в практической деятельности, поэтому детям необходимо предлагать ту или иную деятельность.

6. Коррекционный принцип. Содержание обучения должно быть направлено на коррекцию того или иного нарушения в данный возрастной период, учитывая генетический хо» развития психики ребенка.

Также следует учитывать методические принципы построения занятий:

1) смена видов деятельности;

2) повторяемость программного материала;

3) обеспечение переноса способа деятельности; игровая форма занятий.

То, что дефектолог и воспитатель знакомы с данным подходом к отбору содержания коррекционно-педагогической работы, не означает, что о нем знают члены семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Приведем пример. В детском саду педагог дает родителям задание на выходные: закрепить порядковый счет в пределах пяти. Что делают родители? Наклеивают на лист бумаги предметные картинки и считают их вместе с ребенком. Происходит простое продолжение деятельности, которую осуществлял педагог в детском саду. Вместо того чтобы дома посчитать сколько фруктов лежит в вазе, сколько тарелок нужно для обеда и т. п., мать ограничивается дома занятием за большим пись­менным столом, к тому же не соответствующим возрасту ребенка.

Если просто говорить родителям о необходимости применения в обучении ребенка наглядных и практических методов обучения, взрослые посчитают, что все делают правильно. Необходимо обратить их внимание на важность применения этих методов в свободное от занятий время. На первых порах зада­ния педагога должны быть предельно просты и включать элементарные инструкции, типа такой: «Сначала посчитайте деревья около дома, потом дома нарисуйте это же количество в тетради».

Преимущество семейного воспитания ребенка заключается не в строгом выполнении заданий, а в привнесении в воспитания и обучения эмоционально значимых для ребенка впечатлений, которые лежат в основе мотивации деятельности и развитии направленности личности. Разнообразие впечатлений, получаемых в результате вовлечения дошкольника во многие виды деятельности в различных ситуациях мщения будет способствовать более прочному закреплению знаний, умений, навыков, а также развитию способности исполь­зовать их в самостоятельной деятельности. Например, в игре с машинкой Костя Н. (7 лет, олигофрения в степени дебильности) рассказывает своему другу Никите (7 лет, олигофрения в степени дебильности) о том, что в его машине едет мама, папа и он: «Смотри, здесь я, папа и мама. Раз, два, три. Мы едем вместе подороге». Если раньше он играл с машинками (без пассажиров) вместе с другом, то теперь он только строит совместно с ним дорогу, а едет по ней без него. Очевидно, было стремление мальчика показать, что в выходные он хорошо провел время с родителями и получил положительный опыт общения с ними. Анализируя особенности семейного воспитания умственно отсталых детей в семье, можно прийти к выводу, что недостатки сводятся к нарушению тех или иных принципов воспитания и обучения. Предъявляя высокие требования к ребенку, родители не обращаются к наглядности. Научив чему-то, больше не возвращаются к данной теме, нарушая принцип повторяемости. Увидев в магазине игрушку, не соответствующую возрасту ребенку, покупают ее, не учитывая актуальный уровень развития и т. д.

Итак, подобно тому, как содержание обучения в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушенным интеллектом подчиняется определенным принципам, такой же подход может быть положен в основу работы с родителями по поводу семейного воспитания. Обучение родителей данным Принципам может взять на себя педагог-психолог.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал