Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы обучения родителей
Полное представление об особенностях воспитания ребенка с отклонениями в развитии родители могут получить лишь при том условии, если специально будут обучены этому. Как известно, любая наука, будь то общая или специальная педагогика, психология, начинается с определения предмета, задач и ее основных принципов. Учитывая важность осуществления коррекционно-воспитательной работы со стороны всех членов семьи «необычного» ребенка, следует предположить, что азы семейной педагогики они должны получить не просто в виде отдельных знаний, практических рекомендаций, а в виде принципов, раскрывающих сущность воспитания и обучения аномальных детей, 1. Учет структуры нарушения умственно отсталого ребенка. Ведущим дефектом олигофрена является недоразвитие познавательной деятельности. 2. Принцип доступности. Содержание обучения должно отражать актуальный уровень развития ребенка, т. е. тот уровень, на котором познавательные задачи являются доступными для ребенка. 3. Принцип повторяемости. Программный материал должен предлагаться так, чтобы дети в той или иной деятельности закрепляли новые знания, способы действия. 4. Принцип концентричности. Программа строится так, что каждая тема предлагается от простого к сложному. 5. Принцип деятельностного подхода к развитию психики ребенка. Психические процессы развиваются в практической деятельности, поэтому детям необходимо предлагать ту или иную деятельность. 6. Коррекционный принцип. Содержание обучения должно быть направлено на коррекцию того или иного нарушения в данный возрастной период, учитывая генетический хо» развития психики ребенка. Также следует учитывать методические принципы построения занятий: 1) смена видов деятельности; 2) повторяемость программного материала; 3) обеспечение переноса способа деятельности; игровая форма занятий. То, что дефектолог и воспитатель знакомы с данным подходом к отбору содержания коррекционно-педагогической работы, не означает, что о нем знают члены семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Приведем пример. В детском саду педагог дает родителям задание на выходные: закрепить порядковый счет в пределах пяти. Что делают родители? Наклеивают на лист бумаги предметные картинки и считают их вместе с ребенком. Происходит простое продолжение деятельности, которую осуществлял педагог в детском саду. Вместо того чтобы дома посчитать сколько фруктов лежит в вазе, сколько тарелок нужно для обеда и т. п., мать ограничивается дома занятием за большим письменным столом, к тому же не соответствующим возрасту ребенка. Если просто говорить родителям о необходимости применения в обучении ребенка наглядных и практических методов обучения, взрослые посчитают, что все делают правильно. Необходимо обратить их внимание на важность применения этих методов в свободное от занятий время. На первых порах задания педагога должны быть предельно просты и включать элементарные инструкции, типа такой: «Сначала посчитайте деревья около дома, потом дома нарисуйте это же количество в тетради». Преимущество семейного воспитания ребенка заключается не в строгом выполнении заданий, а в привнесении в воспитания и обучения эмоционально значимых для ребенка впечатлений, которые лежат в основе мотивации деятельности и развитии направленности личности. Разнообразие впечатлений, получаемых в результате вовлечения дошкольника во многие виды деятельности в различных ситуациях мщения будет способствовать более прочному закреплению знаний, умений, навыков, а также развитию способности использовать их в самостоятельной деятельности. Например, в игре с машинкой Костя Н. (7 лет, олигофрения в степени дебильности) рассказывает своему другу Никите (7 лет, олигофрения в степени дебильности) о том, что в его машине едет мама, папа и он: «Смотри, здесь я, папа и мама. Раз, два, три. Мы едем вместе подороге». Если раньше он играл с машинками (без пассажиров) вместе с другом, то теперь он только строит совместно с ним дорогу, а едет по ней без него. Очевидно, было стремление мальчика показать, что в выходные он хорошо провел время с родителями и получил положительный опыт общения с ними. Анализируя особенности семейного воспитания умственно отсталых детей в семье, можно прийти к выводу, что недостатки сводятся к нарушению тех или иных принципов воспитания и обучения. Предъявляя высокие требования к ребенку, родители не обращаются к наглядности. Научив чему-то, больше не возвращаются к данной теме, нарушая принцип повторяемости. Увидев в магазине игрушку, не соответствующую возрасту ребенку, покупают ее, не учитывая актуальный уровень развития и т. д. Итак, подобно тому, как содержание обучения в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушенным интеллектом подчиняется определенным принципам, такой же подход может быть положен в основу работы с родителями по поводу семейного воспитания. Обучение родителей данным Принципам может взять на себя педагог-психолог.
|