![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Кадровая политика предприятия
4.1.Понятие и составные элементы кадровой политики. Современная кадровая политика 4.2.Качества российского работника
1. Кадровая политика формируется государством, ведущими партиями и дирекцией предприятия и находит конкретное выражение в виде административных и моральных норм поведения работников на предприятии. Кадровая политика включает такие элементы: - тип власти в обществе; -стиль руководства; -философия предприятия; -правила внутреннего трудового распорядка; -коллективный договор. Исходными документами для формирования кадровой политики являются: - Библия (Ветхий и Новый завет); -Всеобщая декларация прав человека; -Конституция (Основной Закон); -Программа правящей партии; -Гражданский кодекс; -Кодекс законов о труде. Кадровая политика предприятия должна находить отражение в следующих документах: -устав предприятия; -коллективный договор; -правила внутреннего трудового распорядка; -контракт сотрудника; -положение об оплате труда; -положение об аттестации кадров. Типы власти мы рассмотрели (вопрос 3 темы кадровый потенциал) Типы власти в обществе сформировали три основных и один комбинированный стиль руководства. Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху. Демократический стиль характеризуется тем, что руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший " политик", " дипломат", " стратег", " хитрая лиса", просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, не поддающийся соблазнам. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета. Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, " сталкивает" их между собой, пытается быть " добрым шефом", но иногда невольно становится марионеткой в руках " серого кардинала", который фактически управляет предприятием. Это достаточно неустойчивый стиль руководства, происходящий от охлократии. Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Все три стиля могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определенной пропорции с преобладанием одного из них. Президент СССР М. С. Горбачев и Президент РФ Б. Н. Ельцин в разное время проявляли все три стиля руководства. Философия предприятия - это совокупность моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных достижению глобальной цели предприятия. Философия фирмы, как совокупность целей и правил поведения сотрудников, возникла в Японии в крупных компаниях «Mitsubishi», «Toyota», «Sony», а затем получила широкое распространение в США в компаниях «IBM», «General Motors». «McDonald's». А. Морита, президент «Sony», так сформулировал философские принципы предприятия нового типа: " Если бы удалось создать условия, в которых люди могли бы объединиться с твердым намерением совместно трудиться и использовать свои технические способности для осуществления своих сокровенных желаний, то такая организация могла бы принести огромное наслаждение и пользу".
Философии предприятия включает в себя следующие основные разделы: -цели и задачи предприятия; -декларация прав сотрудника; -деловые и нравственные качества; -условия труда, рабочее место; -оплата и оценка труда; -социальные блага; -социальные гарантии; -увлечения (хобби). Правила внутреннего трудового распорядка рабочих и служащи х являются важным нормативным документом, регламентирующим прием и увольнение сотрудников, рабочее время, организацию труда, порядок разрешения трудовых споров, получения социальных благ и гарантий, вознаграждения и наказания. Это внутренний нормативный документ, который, с одной стороны, должен соответствовать Кодексу законов о труде страны, а с другой стороны, учитывать специфику предприятия (отрасль, местоположение, кадровую политику, структуру персонала, тип собственности, технологию и организацию производства, финансовое состояние в части благ и гарантий и др.). Другим, не менее важным концептуальным кадровым документом является Коллективный договор - соглашение между администрацией, профсоюзным комитетом и трудовым коллективом предприятия по решению производственных и социальных задач и улучшению условий труда рабочих и служащих. На практике структура и содержание Коллективного договора многообразны, начиная с многостраничного документа объемом 50 и более страниц, включающего годовой план, положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, фрагменты философии предприятия и т.п., и заканчивая схематичным соглашением на одной-двух страницах. Коллективный договор, как правило, заключается на предприятиях с сильной профсоюзной организацией и сплоченным трудовым коллективом и отсутствует на многих частных и малых предприятиях, где условия труда рабочих и служащих оговариваются в контрактах при приеме на работу. Примерная структура коллективного договора содержит: -общее положение; -гарантии профсоюзной деятельности; -развитие и совершенствование производства; -тарифное соглашение; -работа с персоналом; -улучшение условий, охраны труда и окружающей среды; -обеспечение интересов трудящихся в социально-бытовой сфере; -структура зарплаты и сроки выплаты. В настоящее время в России утвердилась капиталистическая философия в бизнесе: постприватизация, накопление банковского капитала, передел собственности и рынков сбыта, абсолютизация роли прибыли, жесткая конкуренция. Кадровая политика предприятия в большей степени сейчас приобретает стратегический характер, т.е. цели ее определяются стратегией фирмы в целом и стратегией управления персоналом. Затем, возможно, мы будем наблюдать переход к социалистической философии на основе сочетания личных, групповых и общественных интересов, государственной социальной защиты и гарантий. Возрастет значение соблюдения прав человека в гуманном гражданском обществе. Вместе с тем нельзя не заметить ряд негативных явлений в кадровой политике. Они сохранятся в виде максимизации групповых интересов, психологии " заигрывания" руководства с собственниками имущества, протекционизма и семейственности в подборе и расстановке кадров, максимизации личных интересов руководства и различных злоупотреблений в сфере распределения доходов и прибыли.
2. При разработке кадровой политики интересен анализ положительных, отрицательных и наиболее типичных качеств работника, т.к. именно они определяют надежность системы работы с персоналом (табл. 1). Таблица 1. Качества российского работника
Продолжение таблицы 1
Контрольные вопросы: 1. Назовите основные элементы кадровой политики 2. Охарактеризуйте положительные и отрицательные качества российского работника
|