![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Роль человека в организации с позиций теории управления ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
5.1.Индивидуально-типологические особенности, биосоциальная природа и структура личности 5.2.Познавательные процессы 5.3.Эмоционально-волевая сфера личности 5.4.Темперамент и характер 5.5.Трудовая деятельность и ее основные характеристики 5.1.Наряду с понятием «человек» в управлении персоналом широко распространен термин «личность», который предполагает достаточно высокий уровень социальной зрелости. Например, маленький ребенок или психически больной человек не может считаться личностью. Рассмотрим важнейшие отличительные особенности личности. 1. Индивидуальность — неповторимое сочетание свойств личности; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека, 2. Активность — многообразная и многосторонняя деятельность, 3. Самосознани е — способность оценивать самого себя, система 4. Саморегулировани е — способность сознательно управлять своими поступками. 5. Релятивность — постоянные связи и отношения человека с обществом (классовые, семейные и др.). 6. Устойчивость свойств личности — при всей изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо 7. Единство личности — где каждая черта личности неразрывно связана с другими. Биосоциальная природа личности проявляется в том, что человек, с одной стороны, является биологическим существом, наделенным сознанием и обладающим способностью трудиться, познавать и изменять окружающий мир. С другой стороны, человек — существо общественное. Общественная жизнь и общественные отношения изменили и подчинили себе его биологическое начало. В кадровом менеджменте существует понятие «структура личности», которая имеет следующие составляющие. 1. Направленность личности, т.е. социально обусловленные особенности — интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрения, 2. Опыт, т.е. совокупность знаний, навыков, умений и привычек. 3. Устойчивые особенности отдельных психических процессов, 4. Биологически обусловленные особенности личности — возрастные и половые свойства, природные задатки, особенности высшей непрерывной деятельности. 5.2. Познавательная деятельность составляет одну из важнейших сторон жизнедеятельности личности. Она позволяет ориентироваться в действительности, способствует достижению поставленных целей. Познавательные процессы охватывают внимание, ощущения, восприятие, память, мышление и воображение. Внимание — это сосредоточенность человека на конкретных предметах и явлениях, обеспечивающая их четкое отражение. Оно характеризуется такими качествами, как: (объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение). - Объем внимания измеряется числом объектов, которое человек может отчетливо воспринимать одновременно. В среднем объем внимания составляет 4—6 объектов. - Устойчивость проявляется в длительном удержании внимания на чем-либо, что во многом зависит от объекта внимания. - Распределение внимания представляет собой способность человека выполнять одновременно несколько действий или вести наблюдение сразу за несколькими объектами. Во многих профессиях (водитель, летчик, преподаватель и др.) это свойство особенно важно. - Переключение внимания означает преднамеренный переход личности от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой. Например, учебная деятельность предполагает усвоение разных учебных дисциплин, переход от одних методов и форм обучения к другим (например, лекции, деловые игры, семинары и т.п.). Ощущение — это психологический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Они позволяют человеку не только определять движения и расположение своего тела, но и узнавать цвет, величину, запах и состояние предметов. Упорядоченное объединение отдельных ощущений приводит к созданию целостных образов в психике человека, т.е. восприятию. Восприятие — это процесс отражения предметов и явлений действительности в сознании человека. Образы предметов и явлений, сформированные в процессе восприятия и ощущения, могут быть воспроизведены впоследствии и в отсутствии самих предметов и явлений, т.е. в памяти. Память — это отражение прошлого опыта человека, запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прошлого опыта. Психологи считают, что большинство людей недостаточно используют свою память — лишь на 4%. Образы памяти называют представлениями. Представления являются переходом от чувственного отражения действительности к мышлению. Мышление — это высший познавательный процесс. С его помощью человек познает те общие закономерности в предметах и явлениях, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и составляют сущность объективной действительности. Например, невозможно непосредственно наблюдать физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, видеть строение атома, наблюдать общество первого тысячелетия до нашей эры. Однако при помощи мышления человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атомов, и историю человечества. Мышление опирается не только на представления, но и на речь. При этом речь выступает и как носитель информации, и как средство общения. Связь мышления с речью сохраняется в любом случае — выражает ли человек свои мысли вслух или думает «про себя». Мышление принимает три основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах. Суждени е отражает утверждение или отрицание связей между предметами и явлениями. Умозаключение — это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов. По своей природе мышление — процесс творческий, а творчество невозможно без воображения. Воображение — это представление результата деятельности до того как он будет достигнут реально. 5.3. Эмоционально-волевая сфера личности охватывает эмоции и чувства, формы эмоциональных переживаний, волю. В узком смысле слова эмоции — это элементарные переживания выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т.п. Чувства присущи только человеку, поскольку в узком смысле этого слова основой чувств является потребность человека в определенным связях с другими людьми, например в общении и т.п. Однако в широком смысле понятия «эмоции» и «чувства» часто рассматриваются как тождественные. В повседневной действительности часто наблюдаются разнообразные проявления эмоциональных переживаний. В связи с этим возникает проблема их классификации. Так, в экстремальных условиях при неспособности человека справиться со сложившейся ситуацией развиваются аффекты. Аффекты — это эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они отличаются большой силой и способностью тормозить другие психические процессы. Аффекты обычно навязывают человеку стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации, например бегство или агрессию. Настроение — это общее устойчивое, относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, которое оказывает положительное или отрицательное влияние на все другие переживания и деятельность человека. Страсть — это сильное и глубокое чувство, целенаправляющее все основные мысли и действия человека. Все, что связано со страстью, интересует, волнует человека, привлекает его внимание, надолго остается в памяти. Любовь — это эмоционально-положительное отношение личности к предметам, явлениям, идеям, другим личностям. Она сопровождается потребностью «отдать себя» любимому предмету и одновременно сделать его своим. Существуют различные типы любви. Для обозначения их еще в древнегреческом языке были разработаны специальные термины: «эрос» означал плотскую или духовную восторженную- и страстную любовь; «филия» — любовь-дружбу; «сторге» — любовь-привязанность (особенно семейную); «агапе» — жертвенную любовь к ближнему Чувства считаются высшими проявлениями развития эмоций, так как составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека — общественного существа. К высшим чувствам относят нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Нравственные чувства — это сострадание, любовь, преданность, доброжелательность, справедливость, достоинство и т.п. Интеллектуальными чувствами называют те чувства, которые возникают у человека в процессе познания им окружающей действительности (любознательность, удивление и т.п.). Эстетические чувства появляются у человека при восприятии прекрасного, возвышенного, комического и трагического и выражают отношение личности к их отображению в искусстве. В процессе всей своей жизни человек ставит перед собой определенные цели, к которым стремится. Однако на пути к этим целям ему приходится преодолевать различные препятствия, проявлять волю Воля — это способность личности к внутренним усилиям, необходимым для осуществления выбранной цели деятельности; это сознательное регулирование личностью своих действий, проявляющееся и умении преодолевать трудности при достижении целей. Однако воля проявляет себя в двух функциях: побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, а тормозная выражается в сдерживании нежелательных проявлений активности. В своем единстве эти функции воли способствуют преодолению трудностей на пути к достижению целей. Великий педагог А.С. Макаренко говорил, что воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но желание и остановка, желание и отказ. 5.4.С точки зрения кадровых технологий и социализации личности, особенно в период профессиональной ориентации и адаптации, важную роль играют темперамент и характер. Темперамент — это сочетание устойчивых врожденных психических свойств, определяющих динамику деятельности человека. Со времен Древнего Рима сложилось представление о четырех основных видах темперамента (сангвиниках, холериках, флегматиках и меланхоликах), каждому из которых соответствует определенный тип нервной деятельности. Сангвинический темперамент характеризуется уравновешенностью, быстрым протеканием психических процессов, жизнерадостным настроением. Для сангвиников характерны живая и активная деятельность, быстрая приспособляемость к изменениям внешней среды. Они инициативны, охотно берутся за новые дела, легко переключают свое внимание. Х олерический темперамент, отличается повышенной эмоциональной возбудимостью. Мимика их выразительна. Движения и жесты быстры и резки. Настроение у холериков, как правило, бодрое, с резкими перепадами. Холерики способны включаться в работу со всей страстью. Однако они часто увлекаются, расточительно расходуют свои силы, не умея их рассчитывать, быстро устают психически и физически. Они излишне торопливы в поступках, принятии решений. Флегматический темперамент определяет пониженную эмоциональную возбудимость. Движения и жесты таких людей медленны и маловыразительны. У них обычно ровное, устойчивое настроение. Для флегматиков характерно серьезное отношение к любой работе. Прежде чем что-либо сделать, они обстоятельно обдумывают программу действий. Если им предлагается новое задание, то они тратят много времени на его обдумывание. Принятые решения они выполняют методично и неотступно. Начатое дело всегда доводят до конца. В коллективе флегматики отличаются, как правило, ровным отношением с коллегами, в меру общительны. Они обычно невозмутимы. К изменениям внешней среды приспосабливаются плохо из-за инертности. У флегматиков прекрасное самообладание. Люди, обладающие меланхолическим темпераментом, отличаются слабой эмоциональной возбудимостью. Их движения и жесты обычно медленны. Мимика у меланхоликов слабая. Настроение — грустное, лирическое. Меланхолики стеснительны и замкнуты. Они с трудом вступают в контакт с людьми, не верят в свои силы, постоянно чувствуют себя обиженными. Меланхолики легко уязвимы и плаксивы. В сложных ситуациях они часто теряются, проявляют недостаточное самообладание, суетливы. В спокойной обстановке меланхолики обычно хорошо справляются со своими обязанностями. Таким образом, темперамент имеет отношение ко всей характеристике личности человека. Однако следует помнить, что часто встречаются люди со смешанным типом темперамента. Существует и другая классификация психического склада людей. В частности, в зависимости от их метода мышления, отношения к информации и контактов с внешней средой. Экстраверт — отличается легкой приспосабливаемостью к окружающему миру, постоянно множит контакты с окружающими, активно включается в работу, легко запоминает лица, числа, легок на подъем и т.п. Такому человеку по душе работа менеджера, так как он любит постоянно находиться в окружении людей, водовороте дел и событий. Интроверт — «обращенный внутрь» — ограничивает контакты с окружающими, уходит в себя. Он избегает новостей и событий. Такой человек с трудом приспосабливается к новой обстановке. Он обычно мнителен: его постоянно беспокоят какие-то неприятные ощущения. Между этими двумя психологическими типами людей могут быть и переходные, у которых признаков «экстра» и «интро» примерно поровну. Таких людей относят к амбавертам. Свойства темперамента следует рассматривать в связи с другими свойствами личности, в первую очередь с особенностями характера и способностями. Характер — это совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении. Характер человека проявляется в его отношении к труду, обязанностям, окружающим людям и к самому себе. Содержательную сторону характера составляет его направленность, т.е. потребности, интересы, идеалы и убеждения личности, которые определяют жизненные цели личности. Направленность обусловливает формирование таких стержневых черт характера, как воля, целеустремленность, оптимизм и т.п. Менеджеру необходимо не только знать темперамент своих подчиненных, но и представлять себе специфику характера каждого работника. Психологи выделяют девять наиболее ярких типов характеров. Под эти определения подпадают 55—60% людей. 1. Гиперактивный, или гипертимный, тип. Этим людям присущи 2. Аутистический тип. Для таких людей характерны малообщи-тельность, холодная официальность в отношениях с сослуживцами. Они 3. Лабильный тип. Этому типу свойственна быстрая смена настроения, грубость повергает их в уныние, похвала окрыляет. Идеальная работа — библиотекарь, архивариус, расчетчик, программист 4. Демонстративный тип. Обладатели такого характера стремятся к успеху, всегда хотят хорошо выглядеть, не могут критически относиться к себе и своим действиям. Сфера их деятельности — рекламные агенты, адвокаты, представители и т.п. 5. Психастенический тип. Этих людей отличают добросовестность, 6. Застревающий тип. Ему свойственно властолюбие с элементами деспотизма, эгоизм, стремление показать себя, черствость, злопамятность. Таким людям опасно доверять власть, им лучше поручать 7. Конформный тип. Люди этого типа легко адаптируются в новых 8. Неустойчивый тип. Проявляется в отсутствии твердых внутренних принципов и убеждений, чувства долга, стремлении к сиюминутным удовольствиям. Такие люди нуждаются в постоянном контроле, но они мобильны и контактны. Неплохой тип характера, например, 9. Циклоидный тип. Он характеризуется перепадами настроения Остальные 40—45% персонала представляют собой комбинации перечисленных типов характеров.
5.5. Человек реализует себя в определенной деятельности, т.е. в труде. Труд — это целесообразная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом. Трудовая деятельность человека характеризуется следующими физиологическими критериями: 1) тяжесть работы — количество затрачиваемой работником энергии для выполнения этой работы; 2) напряженность работы — напряжение нервной системы: памяти, внимания, слуха, зрения и т.д.; 3) интенсивность труда — затраты энергии работника в единицу 4) темп работы — число движений человека в единицу времени; 5) ритм работы — равномерное чередование выпуска продукции Все эти понятия учитываются при организации трудовой деятельности на предприятии. Во время трудовой деятельности функциональная способность человеческого организма может значительно изменяться во времени. Эти изменения называются динамикой работоспособности. Различают следующие стадии работоспособности. 1. Нарастающая работоспособность. В этот период работоспособность повышается и в конце его достигает максимального уровня. 2. Стадия устойчивой работоспособности. Она характеризуется 3. Стадия развивающегося утомления. На этой стадии уровень технико-экономических показателей начинает снижаться, ухудшается качество продукции, нарастает напряженность физиологических функций. В процессе труда изменяется и природа самого человека: развиваются его способности и умения, появляется производственный опыт. Роль труда состоит в том, что он является одним из основных условий здоровья, самоуважения и счастья человека.
Контрольные вопросы 1. Каковы индивидуально-типологичекие особенности личности? 2. Какова структура личности? 3. Что представляют собой познавательные процессы? 4. Что такое темперамент и какие виды темперамента вы знаете? 5. Что такое характер и как он влияет на трудовую деятельность? 6. Каковы основные характеристики трудовой деятельности?
|