Законы психологии убеждающей коммуникации
1 закон. Понять - не значит принять. Если человек вас понял, то за этим, с точки зрения цели убеждения (достижения принятия вашей точки зрения), может последовать, а может и не последовать принятие позиции. Представьте себе, что к вам обращаются со сло вами: «В вашей работе самое главное - это знание психологии. Всё остальное можете забыть». Вы, конечно, поняли, что имел в виду автор этого обращения. А вот приняли ли?
2 закон. Доказать - не значит убедить. Даже если вы доказали свою точку зрения по всем законам логики, то это ещё не значит, что вы добились внутреннего согласия собеседника с вашей позицией. «Ты всё правильно говоришь, но я всё равно не согласен!» - знако мо? Эта ситуация называется априорным несогласием.
3 закон. Люди легче примут ту позицию» которая, как мини мум, не противоречит другим их собственным взглядам и, как мак симум, совпадает с другими их собственными взглядами. Объяснить это можно следующим образом. Мы создаем в своем сознании опре деленные представления (что равносильно накоплению информации в мозгу). Этот процесс требует затрат энергии. Чем больше было вложено инвестиций в старое представление, тем вернее, что оно будет защищаться и отстаиваться. Тем сложнее его будет разрушить.
4 закон. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому у них положительное отноше ние; и наоборот - труднее принимают позицию того человека, к которому у них эмоционально отрицательное отношение. Следова тельно, принятие или непринятие самой личности индуктора может как способствовать принятию его позиции («Если это говорил Эйн-
штейн - тогда да!), так и препятствовать («Слушай ты больше этого Иванова! Он тебе такого нагаворнт...»).
Следовательно, если вы хотите, чтобы ваша позиция была принята собеседником, то для этого необходимо:
• чтобы ваш собеседник понял все абсолютно точно так же, как понимаете вы те слова, которые ему адресовали; при этом,
• чтобы вы предъявили вашему собеседнику настоящие аргумен ты, сформулированные и предъявленные вами по всем правилам техники аргументации; при этом,
• чтобы ваша позиция, предъявляемая для принятия, не проти воречила его каким-либо иным позициям (если вы не собираетесь их опровергать с помощью своей аргументации); при этом,
• чтобы ваш партнер был расположен к вам, испытывал к вам положительные эмоции (и чем сильнее - тем лучше для принятия им вашей позиции).
Итак, мы рассмотрели условия, при которых можно добиться понимания партнером ваших слов. Не менее важным является умение аргументировать свою позицию.
|