Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила формулирования аргументов по законам психологии
\. Найти и показать личный интерес собеседника в принятии этого тезиса (надо делать именно так, потому что тебе от этого будет лучше). «Прошу Вас выдать кредит, поскольку, если у нас с Вами сложатся деловые отношения, а моё предприятие по результатам Вашей же проверки, явно будет расширяться, Вам со временем его будет выгодно кредитовать». Есть соответствие 1-му правилу: найти и показать личный интерес собеседника в принятии этого тезиса (надо делать именно так, потому что тебе от этого будет лучше). Данный аргумент будет достаточно сильным. «Прошу выдать кредит, поскольку наша фирма расширяется, и нам для этого необходимо дополнительное финансирование». Нет соответствия 1-му правилу, в аргументации не показан личный интерес собеседника в принятии данного тезиса. Данный аргумент не будет достаточно сильным. 2. В аргументе должны учитываться индивидуальные особенности системы ценностей собеседника. Собеседнику, для которого важно респектабельно выглядеть: «К любой серьезной беседе надо готовиться заранее, потому что тогда Вы не будете выглядеть неуверенным человеком, и о Вас сложится мнение как о деловом партнере». Есть соответствие 2-му правилу: в аргументе учтены индивидуальные особенности системы ценностей собеседника. Данный аргумент будет достаточно сильным. «К любой серьезной беседе надо готовиться заранее, потому что эго главное правило психологии». Нет соответствия 2-му правилу; для собеседника важно выглядеть респектабельно (в отличие от собеседника, который мечтает стать хорошим психологом). Данный аргумент не будет сильным. Личный интерес - основа привлекательности аргумента. Для большинства людей самыми важными сообщениями кажутся те сообщения, которые имеют для них максимальную личностную значимость. Д. Льюис описывает фактор WIIFM - это аббревиатура вопроса: Л Я ТУТ ПРИЧЕМ? [8, с.ЗО]. Чтобы продемонстрировать, как работает этот фактор, автор предлагает вспомнить, как вы реагируете, находясь в салоне самолета в самом начале путешествия, на сообщения экипажа о мерах безопасности. Вам показывают запасные выходы, аварийные сигнальные полосы на полу салона, объясняют, где находятся кислородные маски, а также демонстрируют, как пользоваться спасательными жилетами. Многие ли пассажиры действительно слушают и смотрят объяснения? А если та же самая информация будет сообщена в других условиях, в воздухе, когда объявят, что из-за внезапного отказа гидравлической системы самолет вынужден будет совершить аварийную посадку? Фактор WIIFM можно сравнить с любимой радиостанцией, которую мы слушаем в течение дня в фоновом режиме. Небольшая доля информации действительно воспринимается нашим сознанием, и в основном это та информация., которая представляется для нас важной. Чтобы ваш аргумент был более убедительным, необходимо так составить сообщение, чтобы устранить действие фактора WIIFM. Ваш партнер должен понимать, какое значение ваше утверждение будет иметь для него лично. Упражнение, Прочитайте два варианта сообщения, представленных в приложении 4, и ответьте на вопрос, на какой из приведенных текстов вы с большей вероятностью обратили бы внимание? Передачу сообщения можно определить как усилия по приданию ему значимости. Чем большую личную значимость вам удастся придать своему аргументу, тем выше шансы, что его внимательно выслушают и примут к сведению. Сила аргумента - в силе потребности вашего партнера, которая будет удовлетворена, Рекомендация ведущему: предложите участникам тренинга представить следующую ситуацию: им необходимо убедить мини- стра образования (здравоохранения, строительства, связи и т.п.), чтобы он выделил, например, дополнительные фонды...(льготы, жилье и т.п.). Привести аргумент для министра надо таким образом, чтобы он содержал его личный интерес. Если у участников вызовет затруднение данное упражнение, обратите их внимание на схематическое изображение потребностей по А, Маслоу (приложение 5), обсудите в группе, каким образом должен быть составлен аргумент, чтобы он затрагивал потребности вашего собеседника. Вывод: формулируя аргумент, учитывайте выгоду собеседника. Чтобы заинтересовать партнера в том, что вы собираетесь ему сказать:
• «Хотя вам это и неизвестно...» Индивидуальная система ценностей собеседника - еще однс условие для формулирования аргумента. Убеждая вашего партнере в своей точке зрения, продумайте заранее, нет ли в структуре ценностей его личности чего-либо такого, что блокировало бы принятие вашего аргумента. А значит, готовясь к серьезной деловой беседе соберите информацию о характере вашего будущего собеседника постарайтесь предположить, что для него важно, значимо, имее~ смысл. В этом нет ничего предосудительного. Это обычная практик: дипломатии, которой не следует пренебрегать. Ценности личности можно разделить на абсолютные и опера циональные. Абсолютные ценности определяют устремления лич ности, в частности, те цели, которые человек ставит в жизни и к ко торым он в конечном счете стремится. Операциональные ценност регулируют способ достижения целей. В приложении 6 приведен) перечни возможных ценностей личности, однако они не являютс исчерпывающими. Среди ценностей личности устанавливается определенная иерархия. Например, честность входит в набор ценностей многих людей, однако места, которые она занимает в общем списке, могут быть разными. Некоторые ставят ее на первое место и считают недопустимым отклонения от абсолютной честности. Другие, у которых приоритетными являются другие ценности, например, достижение успеха, иногда могут поступиться строгими правилами и солгать «для пользы дела»; при этом, однако, их трудно назвать нечестными людьми.
|