Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники ошибочного восприятия других людей
• Первое впечатление - ведет к поспешности в суждениях и • Предубеждения - неадекватное отношение к себе или друго • Психологическая установка - предварительный настрой на • Феномен «переноса» - бессознательное наложение прошлого • Стереотипы - широко распространенные обобщения, кото реотипы возникают потому, что это кратчайший путь в оценке ситуации, пулъ наименьшего сопротивления. • Гала-эффект (эффект ореола). Выводы и обобщения о людях • Эмоциональное состояние: эйфория способствует взгляду че • Представление о себе. Любое ущемление чувства собствен • Эффект контраста проявляется после общения с человеком, • Эффект проекции проявляется в том, что приятному для нас • Эффект контекста проявляется в том, что недооценивается Воспринимая неживые объекты, мы формируем более точный образ, чем при восприятии другого человека. Искажения при восприятии людей в результате действия описанных выше эффектов чаще всего бывают бессознательными. Поэтому на основе своего знания об их существовании мы можем корректировать собственное поведение. 4.2. Фаза ориентации, прояснения Цель данной фазы - выяснить суть проблемы, интересы, позиции, точки зрения собеседников. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: 1) получение полной информации о проблеме; 2) передача запланированной информации собеседнику; 3) выяснение интересов, мотивов и позиций собеседника; 4) анализ противоречий интересов, мнений; 5) определение сил и средств, имеющихся в распоряжении; 6) выяснение того, какие ещё надо решать проблемы. Рекомендация ведущему: до того, как будет введено понятие о различных приемах слушания, ведущий может сам продемонстрировать варианты техник слушания. Для этого он просит четверых добровольцев помочь ему в проведении упражнения. Каждый из помощников вспоминает какое-либо интересное событие своей жизни, непосредственным участником которого он был, располагается напротив ведущего и начинает рассказ. Ведущий начинает демонстрировать поочередно активное неслушание, статичное слушание, оценивающее слушание и активное слушание. Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывали актив' ныеучастники во время демонстрации? Что хотелось сделать? Что хотелось изменить? Особое внимание обращается на последнюю технику. Вводится понятие «активное слушание». Выводы: собеседнику важно, как его слушают. Умение слушать помогает решить такие важные задачи, как понять точку зрения партнера, стать на некоторое время на его позицию, увидеть ситуацию его глазами, полнее получить информацию о проблеме, «разговорить» партнера. 4.2.1. Виды слушания Почти все люди интуитивно предполагают, что нормальный слух является необходимым и достаточным условием эффективного слушания. В действительности это не так: слух является лишь необходимым условием, но не достаточным. Часто слушание воспринимается как пассивное поведение в разговоре, т.е. неречевое поведение, «неговорение». Когда один из партнеров говорит, другой, в лучшем случае, лишь молча ожидает перерыва в его речи, и как только тот замолчит, начинает говорить о своих проблемах. В худшем случае он начинает это делать, не дожидаясь перерыва. «Никто не стая бы вас слушать, если бы не рассчитывал сам вставить словечко», - в этом ироничном замечании Эда Хау подчеркивается, насколько важен для человека его собственный внутренний мир, как важно человеку высказаться и быть выслушанным. Именно поэтому умеющий слушать собеседник способен сформировать у партнера аттракцию, вызвать чувство приятного, привлечь к себе, вызвать симпатию. Стать хорошим слушателем - это, прежде всего, научиться слышать, усваииать мысли партнера и понимать его реакции. Не случайно древнегреческий философ Зенон из Китиона изрек, что «два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». Чтобы стать хорошим слушателем, необходимо помнить, что наш моз) способен воспринимать речь в два раза быстрее той скорости, с которой обычно люди говорят. Кроме того, разговор содержит не несущие в себе смысла слова или лишние звуки, такие, как «эв, «гм», «значит». «Способность помолчать несколько секунд, вместо того, чтобы спешно заполнить тишину звуками, является одним из ключевых навыков общения» [8, с.43]. Замедленная речь, повторения, междометия и слова-паразиты заставляют слушателей отвлекаться от того, что им говорят, и переключаться на более интересные мысли. Позволяя своему вниманию рассеяться, вы подвергаете себя риску стать жертвой ложных допущений и серьезного непонимания. Вспомните случаи из своей жизни, когда кто-то слушал вас таким образом, что хотелось говорить с этим человеком долго, когда возникало ощущение значимости для собеседника. Но таких слушателей, к сожалению, в жизни не так часто приходится встречать. Наиболее распространены следующие стили поведения, которые используют слушатели в процессе общения: • Оборонительное слушание. Так чаще всего слушают критику в • «Вежливое» слушание. В действительности это вовсе не • Селективное слушание. Этот вид поведения состоит в том, что
• Оценивающее слушание. Собеседник оценивает слова говоря • Игнорирование. Слова партнера не замечаются, его высказы • Статичное слушание. При таком стиле слушания мимика чело • Активное неслушание. Во время разговора собеседник занима 4.2.2. Активное слушание Ни один из перечисленных видов поведения при слушании не является эффективным, поэтому психологи уже давно задумались над вопросом о том, как повысить качество слушания. В результате была разработана техника так называемого активного слушания, которая основана на двух базовых положениях. • Положение первое: слушатель принимает на себя обязатель • Положение второе: слушатель стремится не формировать Обратите внимание, что речь не идет об абсолютно нейтральном слушании; воздерживаться от формирования суждений целесообразно лишь до того момента, пока слушатель не получит всю необходимую информацию. Причина этого требования состоит в том, что как только у человека складывается какое-то мнение, возражение и т.п., он перестает слушать. Остановимся подробнее на техниках активного слушания (рис.3).
Рис. 3. Структура техник активного слушания
|