Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Невербальная коммуникация. Чуткость в восприятии и понимании языка невербального общения развивается с опытом и возрастом
Чуткость в восприятии и понимании языка невербального общения развивается с опытом и возрастом. Ключевыми категориями в рассматриваемой проблеме являются: межличностное пространство, визуальный контакт, рукопожатие, выражение лица, позы и жесты. • Межличностное пространство - важнейший фактор не Общее правило: чем больше партнеры заинтересованы друг в друге, тем ближе они могут находиться по отношению друг к другу. Однако существуют определенные нормы и правила, которые следует учитывать при взаимодействии с собеседником. У каждого человека есть свое поле, нарушать которое в конкретных ситуациях - значит повредить делу. • Интимное расстояние - до 50 см. Так общаются близкие люди. • Межличностное расстояние - 0, 5 - 1, 2 м. Оптимально для • Социальное расстояние - 1, 2 - 3, 7 м. Целесообразно для со • Публичное расстояние - более 3, 7 м. Используется при вы Чрезмерно близкое или удаленное расстояние может отрицательно сказаться на общении, на переговорах. Чем ближе собеседники находятся друг к другу, тем труднее сохранять визуальньш контакт, и тем меньше они должны смотреть друг на друга в знак взаимного уважения. Рекомендация ведущему; в данной части тренинга уместно дать упражнение-эксперимент на установление участниками собственной границы межличностного пространства. Для этого необходимо построить участников в две шеренги лицом друг к другу. Одна шеренга стоит неподвижно, другая начинает медленно двигаться навстречу первой шеренге до тех пор, пока участники, стоящие неподвижно и фиксирующие собственные ощущения, не остановят двигающихся. Затем шеренги меняются ролями. Вывод: индивидуальные границы межличностного пространства могут различаться. Одни люди допускают меньшие расстояния в ситуации общения, другие предпочитают держать собеседника на удалении. Это зависит от культуральных особенностей ведущей репрезентативной системы, сложившихся между партнерами отношений, степени доверия к людям и т.п. • Визуальный контакт. Информация от одного партнера к другому может быть передана и воспринята самым точным образом с помощью глаз. Кроме того, визуальный контакт позволяет создать необходимую атмосферу в ходе переговоров. Поэтому важно контролировать свой взгляд и визуальный контакт в целом. Условием создания хороших отношений с партнером является контакт глазами в течение 60-70% времени общения. Собеседнику, встречающемуся взглядом с партнером менее трети этого времени, партнер бессознательно начинает не доверять. Однако не следует «терроризировать» партнера слишком пристальным взглядом: он мешает сосредоточиться. Поэтому максимально продолжительный взгляд - 12-15 секунд - возможен в начале и конце беседы. В середине беседы контакт глазами более 5-7 секунд вряд м целесообразен. Взгляд должен сосредоточиваться на воображаемом треугольнике на лице собеседника. Вершина его находится в центре лба основание - на уровне глаз партнера. Контролировать свои эмоции, жесты, позы возможно, но практически нереально влиять на реакцию зрачков. Они непроизвольнс расширяются, когда человек радостно возбужден или удовлетворен и сужаются, когда он сердится или у него мрачное настроение. Визуальный контакт легче поддерживать в приятной беседе, npi неприятном разговоре мы избегаем его. Отказ от прямого визуаль него контакта в этом случае есть выражение вежливости и по ним а ния эмоционального состояния собеседника. Настойчивый, присталь ный взгляд может вызвать возмущение, воспринимается как вмешательство в личные переживания или враждебность. Как правило, в ситуациях соперничества люди избегают визуального контакта, чтобы он не был понят как выражение враждебности (не случайно этологи не рекомендуют смотреть в глаза хищным животным, а также агрессивно настроенным нетрезвым людям). На говорящего смотреть легче, когда он находится на расстоянии. Чем ближе мы к собеседнику, тем больше избегаем визуального контакта. • Рукопожатие - непременный атрибут не только делового, но • Человек, подающий руку ладонью вниз, демонстрирует, чаще • Ладонь, развернутая вверх, свидетельствует о доверчивости, • Рукопожатие, при котором руки партнеров остаются в оди • Приветствие партнера прямой, несогнутой рукой, как и демон
• Крепкое рукопожатие, сопровождающееся хрустом пальцев, • Пожатие кончиков пальцев - это вариант пожатия прямой не Нейтрализовать доминантное или «дистанционное» рукопожатие можно несколькими способами. Когда вы берете обращенную вниз ладонь «властного» партнера, сделайте шаг вперед правой ногой, затем переставьте левую ногу вперед-влево и встаньте перед этим человеком слева, вторгаясь тем самым в его личную зону. Слегка развернувшись влево, вы оказываетесь под углом к партнеру, и в этот момент вам несложно выровнять положение рук или развернуть руку партнера. Другой способ - обхватить руку партнера сверху за запястье и затем встряхнуть ее. Это делает вас хозяином положения, поскольку вы берете верх над рукой партнера. Однако здесь необходима осторожность, так как это может сбить с толку человека с властными намерениями и - это главное - полномочиями. Рукопожатие, при котором рука одного из партнеров помешается в две руки другого, называется «перчатка». Его инициатор стремится подчеркнуть, что он честен и ему можно доверять. Такое рукопожатие часто используется по отношению к хорошо знакомым людям, если использовать его в момент знакомства, можно получить противоположный эффект. Приветствие с использованием обеих рук выражает искренность, доверие или глубокие чувства по отношению к партнеру. Рука на плече партнера означает большую глубину чувств, по сравнению с предплечьем. Однако прикосновение к плечу, предплечью или запястью является вторжением в личную зону. Это возможно только между людьми, испытывающими особо эмоциональный подъем в момент рукопожатия. В ходе приветствия не следует слишком долго задерживать в своей руке руку партнера; у него может возникнуть ощущение попадания в капкан, что, естественно, вызывает раздражение. • Выражение лица. Ничто не обладает большей силой выразительности, чем лицо, которое является главным показателем чувств и настроения. Легче всего распознаются на лице положительные эмоции (счастье, любовь, удивление, восторг); труднее — отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Общение только выиграет, если вы будете сдерживать отрицательные эмоции и не стесняться в выражении положительных. Всегда приятнее иметь дело с жизнерадостным, оптимистичным партнером, нежели с мрачным и угрюмым. Лицо человека асимметрично: левая сторона больше отражает эмоции, чем правая. Поэтому, если возникает потребность не слишком демонстрировать свои чувства и настроение, можно слегка повернуться к партнеру правой стороной лица. Улыбка на вашем лице, пожалуй, наиболее универсальное средство, способствующее развитию отношений. Мы улыбаемся не только потому, что рады чему-либо, но и потому, что это помогает нам чувствовать себя увереннее и независимее. При встрече улыбка спо- собствует снижению напряжения и более раскованному и спокойному обшению. Она говорит о дружелюбии и расположении. Уильям Джемс и Николай Николаевич Ланге были убеждены, что на наше психологическое состояние оказывают влияние наши позы, выражения лица, действия. < (Мы печалимся, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, пугаемся потому, что дрожим, А НЕ НАОБОРОТ» (У Джеймс). • Позы и жесты говорят о многом: установке, чувствах, возрасте, даже национальности партнера. Они могут быть сигналом заинтересованности, безразличия или окончания встречи. В деловой практике можно выделить несколько основных групп жестов и поз, отражающих различное внутреннее состояние или установку партнеров (приложение 3). Более подробно с их описанием можно познакомиться в книге Адана Пиза «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» (2003). Рекомендация ведущему: для закрепления материала можно предложить участникам тренинга несколько упражнений на распознавание и интерпретацию сигналов невербальной и параяингви-стической коммуникации. Например, изобразить ту или иную эмоцию, передать информацию с помощью жестов, проговорить одну и ту же фразу, используя различные интонации и т.п.
|