Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
П&ле опыта получите. ун н k-a о и QHifoe окружение
Рис. L Двусторонняя коммуникация Любая коммуникация начинается с того, что у одного из участников коммуникации появляется желание выразить какую-либо мысль или чувство. Так возникает смысл сообщения, посылаемого другому человеку. При том, что этот смысл может быть вполне определенным, существует множество способов передать его, пользуясь разными средствами общения. Придание смыслу сообщения определенной формы называется кодированием информации. Кодирование - первый этап на пути движения информации от одного коммуникатора к другому. При условии, что код понятен соответствующему получателю, природа сообщения не имеет значения. Это может быть устная речь или письменный текст, азбука Морзе, сигналы семафора, дым или кинетическая речь. Получатель декодирует сообщение и понимает его точно и недвусмысленно. Однако процесс кодирования не так прост. Каждый, кто когда-либо пытался выразить мысли и чувства на неродном для него языке, может вспомнить тс муки, которые при этом испытывал. Аналогичные трудности возникают и при общении па родном языке. Например, в разговоре с профессиональным автомехаником, вы пытаетесь объяснить ему, что с вашим автомобилем что-то не иак, при этом самый сложный термин, который вы знаете - это «капот». Разговор в этом случае будет напоминать общение на разных языках. Оказывается, человек почти никогда не может абсолютно точно выразить свою мысль или чувство - этому препятствуют так называемые коммуникативные шумы. Коммуникативные шумы (аналогичный термин используется в электронике) - то, что приводит к искажению исходного сигнала. Выделяют несколько видов коммуникативных шумов: • физический шум - физиологические и/или психологические • неадекватный язык - общение возможно только в том случае, • недостаток компетенции в обсуждаемой области; • культурологический шум — процесс общения имеет отчетливую • ментальные фильтры - заранее сформировавшиеся убежде • эмоциональные фильтры - эмоции, которые владели вами непосредственно перед коммуникацией. Отрицательные эмоции заставляют нас смотреть на все происходящее через «темные очки», а положительные - через «розовые». Таким образом, под влиянием всей совокупности коммуникативных шумов смысл сообщения при кодировке может существенно искажаться. Однако кодирование - это только первый шаг. Затем следует передача сообщения. На этом этапе могут добавиться новые шумы: вспомните хотя бы треск в телефонной трубке или телефонное эхо. Но допустим, что сообщение в той или иной форме все же дошло до адресата, которому теперь предстоит декодировать, расшифровать его смысл. Обратите внимание, что при дешифровке адресат будет исходить из собственного жизненного и профессионального опыта, который может существенно отличаться от опыта отправителя сообщения. Джорж Гербнер вводит в модель коммуникации компонент под названием поле опыта. Это, как считает Гербнер, опыт общения, накопленный каждым участником раньше, и который привносится в процесс коммуникации в актуальный момент в текущую ситуацию. А значит, на этапе декодирования добавятся дополнительные шумы (теперь уже связанные с человеком, принимающим сообщение), источники которых практически не отличаются от тех, что были перечислены при описании процесса кодирования. И это еще' не всё. Гербнер вводит понятие контекста как компонента процесса коммуникации. Контекст - это коммуникативное окружение. Так, один и тот же разговор может произойти в кабинете у руководителя, на рабочем месте подчиненного, в коридоре, в столовой или по дороге к остановке транспорга. И это будут разные контексты, которые, без сомнения, окажут разное воздействие на общение. Таким образом, оказывается, что смысл принятою сообщения никогда в точности не совпадает со смыслом посланного, однако степень различия может сильно варьироваться: от различия в нюансах до полного искажения. Как здесь не вспомнить слова Ф.И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...» Итак, коммуникация - сложный процесс, в котором на пути движения информации могут возникать помехи, препятствующие эффективному взаимодействию, снижающие достоверность, точность передаваемой н принимаемой информации. Такие помехи часто называют коммуникативными барьерами. Рассмотрим кратко основные барьеры, препятствующие эффективной коммуникации. • Сообщение содержит ошибки. В сообщении могут содержать • Сообщение содермсит двусмысленные выражения. Неред • Ключевые положения сообщения интерпретируются непра Бели сообщение содержит бесстрастный рассказ о конкретных повседневных вещах, неправильная интерпретация сообщения маловероятна. Однако если в своем сообщении мы оперируем абстрактными понятиями, например, пытаемся передать свои чувства, задача передачи смысла сообщения существенно усложняется. Например, если отправитель сообщения использует такие слова, как: «гнев», «усталость» или «влюбленность», то вы, понимая общие значения этих слов, сможете понять их действительный смысл, лишь придав им собственную интерпретацию. Что одному кажется «гневом», дру-1ой может расценить как «раздражение». Слова с эмоциональной окраской часто неверно интерпретируются. Употребление на работе терминов с эмоциональной окраской с большой вероятностью приводит к неверному пониманию сообщений. • Ключевые положения сообщения понимаются неправиль Поскольку слушатель не имеет возможности сделать паузу и обдумать наше сообщение, часто бывает полезно проиллюстрировать ваше сообщение или проверить ваше понимание чьих-либо слов при помощи обратной связи. • Ключевые положения сообщения забываются и/или иска Кроме того, если сообщение передается устно и а его передаче участвует несколько звеньев отправителей и получателей, вероятность того, что конечный адресат получит сообщение, значительно огличающееся от исходного, весьма велика. Каждый промежуточный участник общения по-своему искажает содержание сообщения. Это явление носит название «накопление искажений» (в просторечье «испорчешшй телефон»). Рекомендация ведущему: на данном этапе тренинга для демонстрации информационных искажении участника можно предложить упражнение «Испорченный телефон». 5-6 человек выходят за пределы аудитории. Одному из участников, оставшихся в аудитории, ведущий предлагает прослушать текст телефонограммы. Затем поочередно в аудиторию приглашаются вышедшие участники. Первый участник передает текст второму, второй - третьему, третий - четвертому и т.д. Последний участник воспроизводит полученное сообщение вспух и пытается объяснить, что он будет предпринимать на основании полученной информации. Вопросы для обсуждения: что происходило с информацией при передаче её от одного участника к другому? Как изменялся смысл? Как смещались акценты? Каким образом могут происходить искажения информации? Выводы: • некоторые моменты в сообщении неоправданно выделяются, • может быть добавлена новая информация, чтобы сделатг • некоторые детали.могут быть изменены а интересах отпра • хронология событий или порядок и-тожешя могут быть из • могут заполняться «пробелы» новой информацией, не codej. • Сообщение воспринимается субъективно. Каждый из нас имеет свой внутренний мир, биографию и опыт, иод влиянием которых формируются наши взгляды на мир, наше понимание людей и событий. Можно сказать, что каждый из нас имеет собственную систему координат. Этот барьер возникает потому, что любое получаемое нами сообщение преломляется через призму нашего опыта и эмоционального состояния на момент передачи информации. В основе эгого барьера лежат закономерности восприятия. Восприятие - это процесс соотнесения входной информации с имеющейся, процесс постижения смысла того, что происходит вокруг, с целью соответствующего реагирования на происходящее. Человеку присуща склонность воспринимать ту информацию, которая согласуется с его индивидуальной системой координат, и отторгать информацию, не согласующуюся с ней. Если бы люди были одинаковыми и воспринимали все одинаково, они бы и думали одинаково, ц многие проблемы общения не возникали бы. Поскольку это не так, мы должны стремиться минимизировать возмущения, вносимые нашей индивидуальностью, особенно если ситуация характеризуется высоким уровнем неопределенности. Мы должны признавать право других людей иметь ценности, мнения, чувства и убеждения, отличные от наших, и учитывать эти различия в процессе общения. Рекомендация ведущему: на данном этапе тренинга для демонстрации индивидуальных особенностей восприятия участникам можно предложить рисунок «Старуха ~ девушка» (приложение 1). Цель упражнения - показать, что разные люди могут одно и то же явление воспринимать по-разному и придавать ему совершенно противоположные смыслы. Для этих же целей можно использовать рисунки «Ваза- профили», «Далматинец» и т.п. Участники самостоятельно делают вывод об избирательности внимания. Вывод; некоторые из барьеров могут быть устранены, другие неизбежны, но сам учет их существования помогает полнее понять получаемое сообщение. Петля обратной связи. Решить проблему преодоления коммуникативных барьеров часто позволяет наличие обратной связи. Обратная связь - это речевая или неречевая реакция получателя на передаваемое сообщение, а также процесс проверки отправителем правильности декодирования и понимания получателем сообщения. Отправитель задает получателю вопросы и передает уточненное сообщение, добиваясь единого понимания смысла сообщения. 12 Как показано на рис. 1, поток информации в обратной связи напр лен от получателя к отправителю. Обратная связь является существ ной частью процесса общения, которой нередко пренебрегают. П\ цесс общения не ограничивается передачей сообщения. Истин! общение всегда требует активного участия обеих сторон и явля ся двусторонним. Рекомендация ведущему: на данном этапе занятия можно «, вести упражнение «Космический репортаж». Все участники щ нинга представляют, что они получили возможность прослушать, портале с космической станции, содержащий некое научное от/у, тие. (Один из участников выбирается на роль космонавта), техническим причинам связь с космосом односторонняя (космос слышит Землю). По тем же причинам исключена передача видеоиз< ражения. Задача космонавта - передать на Землю изображение, < наряженное на чужой планете, описывая его словами. Задача «3t лян» начертить «космический рисунок» на своих листах бумаги. Вопросы для обсуждения: какие трудности возникли при по. чении информации? Что хотелось излмнить в ситуации взаимод> ствия? Что дало бы возможность сделать коммуникацию бо: эффективной? Вывод: обратная связь дает возможность прояснить смь сказанного, уточнить детали, стать на позицию партнера по кс муникаиии, увидеть ситуацию с его точки зрения. Эффективной, с точки зрения отправителя, будет такая komi. никация, которая обеспечит при заданных затратах времени и | сурсов ожидаемое им действие получателя. Цель обратной связт дать партнеру информацию, которая помогла бы ему понять, как е сообщение или поведение влияет на вас, и как вы его восприним; те. Однако не любая обратная связь способствует эффективному в: имодействию. Рассмотрим признаки обратной связи, которые сг собствуют взаимопониманию партнеров и не вызывают защити] реакций. • В обратной связи нужно обращать внимание на поведен партнера, а не на его личность. Важно высказать свое мнение с* рее по поводу того, что делает человек, а не о том, каков он. Э значит, что, говоря о человеке, вы используете скорее наречия (оти сящиеся к действиям), чем прилагательные (относящиеся к Kav ствам). Например, вы можете сказать, что он «довольно много вь тупал на этом собрании», а не — «он — болтун». • Обратную связь следует основывать скорее на наблюдении, чем • В обратной связи должно использоваться скорее описание, чем • S обратной связи, описывая чье-либо поведение, используют • В обратной связи следует отражать скорее поведение, отно • В обратной связи должны быть даны скорее свои мысли или • В обратной связи нужно стараться иметь дело скорее с изу для данной проблемы. У нас есть много ответов и решений, не под ходящих ни для одной проблемы. • Следует обратить внимание на ценность обратной связи дл> * Обратная связь должна содержать скорее то количество ин * Передавая обратную связь, необходимо учитывать фактор! • Обратная связь должна отражать скорее то, что сказан Важно помнить, что вы сами являетесь важным элементом системы коммуникации, и ее улучшение надо начинать с улучшения вашей собственной работы в качестве участника общения. Мы рассмотрели, что происходит с информацией на пути де жения от отправителя к получателю. Один из докладчиков, не i мевший донести свои идеи до аудитории, иронично заметил: «Сли ком много теряется на пути от рта к уху». В этом есть объективн причины, зависящие иногда от обстоятельств, условий, ситуаци? которых происходит взаимодействие партнеров, случайных фак ров, влияющих на процесс общения (вспомните, например, физический или культурологический шум). Но есть и субъективные причины, зависящие от самих собеседников. Подробнее речь об этом пойдет в следующих модулях.
|