Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техники активного слушания. Формулирование вопросов
Умением «разговорить» партнера обладают слушатели, способные грамотно формулировать вопросы. Однако следует помнить, что активное слушание принципиально отличается от интервью или выспрашивания. При использовании техник активного слушания вы помогаете говорящему высказаться, а в ходе интервью ведущий направляет говорящего, чтобы услышать то, что ему интересно. Поэтому при использовании ангинного слушания необходимо задавать такие вопросы, которые не уводят говорящего в сторону от темы его рассказа. Правильно формулировать вопросы - искусство, овладение которым требует усилий. Существует явная разница в вопросах, обращенных священнику: «Можно я буду курить во время молитвы?» и «Можно я буду молиться во время курения?» Безусловно, на первый вопрос последует отказ, а на второй - отказать практически невозможно. Задавать вопросы — это эффективный способ добывать информацию. Вопросы - это «окна», через которые можно увидеть, что у партнера на уме. Грамотно заданный вопрос способствует прояснению позиций и точек зрения; управлению ходом беседы; принятию нужного вам решения. Рассмотрим рачдичные типы вопросов:
Как это сделать? Начинайте bollpoc CO слов: Что? Как? Почем}? Каким образом? При каких условии!? и т.н. На какие факты (условии, ограничения, преимущества и т.д.} Вы должны обратить янимоние? Что atedyem предпринимать, чтобы изме> напь ситуацию? Какой результат был бы приемнемым дли Вас? Как Вы ногпи бы сформулироаать свою задачу9
Что Вы имеете в виду, когда говорите о...
Вы согласны участвовать в j Вы сможете выйти на potiitmy q выходной день? Сколько осталось дней г)о Вашего отъезда?
Вы предпочитаете выехать самостоятельно, вместе с Ивановым или привлечь еще кого-нибудь? Вы затрудняетесь ответить, потому чти не знаете отпета. потому что ответ будет неприятным или потому, что Вас просипи мне пока ничего не сообщать? Вы предпочитаете, чтобы Вам ыдввали вопросы по soily беседы чип после нее? Наша проблема состоит в том, что в самом начале беседы, не прояснив ситуацию и интересы партнера, мы сразу же начинаем формулировать свою версию, а потом для проверки этой версии задаем закрытые вопросы. В сущности, закрытые вопросы - это гипотезы, готовые предположения, находящиеся в нашей голове, и которые нужно либо подтвердить, либо опровергнуть. Однако наши гипотезы могут быть совсем не о том, что имеет в виду или хочет сказать нам партнер. Гипотезы лучше заменить открытыми вопросами, которые позволяют партнеру дать свою версию. Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы партнеру хотелось отвечать на них. Рекомендация ведущему; отработка навыков формулирования вопросов является очень важной частью тренинга. Необходимо уделить этому этапу достаточно внимания. Сначала целесообразно дать упражнение: «Кто этот человек?» [16, с. 138]. Провести это упражнение можно в два этапа. На первом этапе ведущий задумывает любого человека, известного аудитории. Участники должны отгадать, кто задуман, задавая только закрытые вопросы. На втором этапе условие меняется. Участники должны задавать только открытые вопросы.
Вопросы для обсуждения: какие вопросы формулировать было проще? Какие сложнее? Что нового открыли для себя участники, выполняя упражнение? В чем преимущество открытых вопросов? В чем их недостатки? Выводы: открытые вопросы наиболее информативны, но формулировать проще закрытые вопросы. Большинство людей столь автоматически задают закрытые вопросы, что тренировка здесь должна состоять в том, чтобы научиться переделывать закрытые вопросы в открытые. Упражнение: «Кто этот человек?» можно заменить загадыванием загадок, запас которых должен быть в арсенале у ведущего (на случай, если участники тренинга знакомы с отгадкой). Кроме того, на данном этапе тренинга целесообразно ввести ролевые игры, в которых активным участникам тренинга с помощью формулирования открытых вопросов необходимо прояснить позицию, интересы другой стороны. Ведущий делит группу на две подгруппы. Каждой подгруппе дает инструкцию с описанием ситуации и их роли. Подгруппы готовят активного участника исполнения роли в течение 10-15 минут. Затем разыгрывается ролевая игра. Это могут быть игры: «Отказ», «Претендентка», «Дисциплина» и др. [16, с.143-150]. Открытые вопросы о практических аспектах ближайшего будущего и о будущих возможностях воспринимаются собеседником как безопасные и дают больше информации, чем вопросы о прошлом. Типичные ошибки при постановке вопросов Иногда открытые вопросы воспринимаются партнером как скрытые обвинения, упреки, непрошенные советы. «...В нашей культуре осуждение и запрет выражаются не столько императивными, сколько вопросительными предложениями... «Куда пошел?», «Зачем взял?», «Когда вы перестанете опаздывать?», «Когда вы поумнеете?» [6, с.39]. Отклик на вопросы подобного рода чаще всего будет негативным. Если это даже не будет заметно по поведению вашего партнера, то, наверняка, вызовет изменение его эмоционального состояния. Избегайте «запускать» негативные эмоции, если хотите сохранить благоприятной атмосферу вашей беседы. Рассмотрим, как избежать ошибок в постановке вопросов:
Источник: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.-Спб.: Речь, 2002.-С. 60-67. 4.2.4. Техники активного слушания. «Малый разговор» «Малый разговор» - это еще одна техника активного слушания, позволяющая не только «разговорить» партнера, но и установить благоприятную атмосферу во время деловой беседы. Малый разговор -это беседа на интересную и приятную для собеседника тему, чаще всего не связанную с темой «большого») разговора. Это непринужденная беседа о семейных делах, хобби, забавных случаях. Цель малого разговора - заложить основы доверия и симпатии. Малый разговор - это проявление интереса к партнеру по общению. А проявление интереса к собеседнику — это лучший способ вызвать интерес к себе. Один из репортеров только тогда по-настояшему в ходе интервью «разговорил» знаменитого баса Бориса Штоколова, когда среди бумаг и газет увидел томик Сенеки и искренне восхитился тем, что великий певец находит время на гастролях читать подобные книги. Американскому бизнесмену X. Маккею после ряда безуспешных визитов к потенциальному партнеру наконец улыбнулась удача, когда он, увидев фотографию последнего на фоне яхты, вспомнил псе, что знал о судах, и сумел поддерживать разговор с хозяином кабинета в течение полутора часов, после чего получил согласие на сотрудничество и контракт.
Психологический механизм, лежащий в основе такого эффекта, связан с тем, что, ведя разговор на любимую для собеседника тему, вы демонстрируете ему свой интерес к его личности. Внимание к его личности вызывает у человека чувство удовлетворения. А удовлетворение любой потребности сопровождается положительными эмоциями. Положительные эмоции хочется продлевать, что вызывает стремление человека к источнику этих эмоций. И тогда: внимание к личности —» чувство удовлетворения —> положительные эмоции —> стремление к их источнику — аттракция. У вашего собеседника появится чувство расположения и симпатии к вам, как к источнику своих положительных эмоций. Однако «малый разговор» должен проходить в личной экспертной зоне вашего собеседника, а не в вашей. Он должен касаться приятных и интересных для него сторон жизни. Важно помнить, что экспертная зона - это область, которой человек интересуется и в которой о» является, хочет являться или считает себя экспертом. Ведение «малого разговора» требует соблюдения некоторых правил: • интерес к собеседнику должен быть искренним. Фальшь все • разговор должен вестись в экспертных зонах партнера; • разговор должен вовлекать, быть приятным собеседнику, рас • разговор должен давать пищу для следующего малого разговора. • Цитируйте вашего партнера. Вставляйте в свои фразы слова, • Вы как-то говорили, ч го... • Я помню, тебе нравится... • Ты, кажется, собирался сходить...(на выставку, на концерт и т.п.) • Помню, мы говорили о том, что ты любишь...(рыбалку, волей • Позитивные констатации. Говорите о фактах, интересных
- Я заметил, что у тебя новый компьютер... - Я уже много раз обращал внимание на твой удобный ежед - Вот такую пальму и я бы приобрел для своего кабинета... - Информирование. Сообщайте информацию: важную, интерес Примеры: - С концертом приезжает группа... Кажется, ты любишь их твор - В нашей столовой сегодня есть твой любимый томатный сок. - Оказывается, что с этого месяца нам будут оплачивать проезд - Интересный рассказ. Расскажите увлекательное, захватыва Рекомендация ведущему: отработка техник «малого разгово ра» вызывает некоторую сложность у участников тренинга. Вед для того чтобы вести «малыйразговор» эффективно, надо быть вни метельным к партнеру по общению, надо знать его интересы, по мнить его высказывания. Ведущий должен быть готов к тому, чт< ему придется самому демонстрировать воздействие этих техник н. эмоциональное состояние участников. Для этого он должен с момен та знакомства в начале тренинга проявлять внимание к участника} группы и запоминать их высказывания. Важно демонстрировав» техники таким образом, чтобы от ведущего не чувствовалось искус ственности, натянутости, надуманности ситуации. Он должен быт образцом в соблюдении всех перечисленных выше правил. В обсуждении обращается внимание на эмоции и чувства учас тников группы в процессе демонстрации техник «малогоразговора» Вывод: «малый разговор» помогает партнеру прийти в добре расположение духа и разговориться. Типичные ошибки в технике «малого разговора» - Насильственное интервью, допрос: «А чем твой сын сейчЕ - «Инвентаризация жизни»: «Что нового в твоей личной жизнт - Вырождение в большой разговор: «Ты планируешь зимой ш * Интригующий негатив: «Странно, Новый гад близится, а ни • «Типичное не то»: «А чего это мы здесь собрались? А, так у 4.2.5. Техники вербализации Техники вербализации способствуют пониманию партнера. Они дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего; помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Впервые эти техники были сформулированы Карлом Роджерсом. Когда он проводил беседу со своими клиентами, он лишь мягко возвращал им их собственные фразы. Иногда он объединял две фразы в одну, иногда повторял слова клиента с вопросительной интонацией. И клиент продолжал свою мысль, развивал ее, дополнял, прояснял. Ниже приведете формулы вербализации, которыми можно воспользоваться для овладения этими техниками.
Рекомендация ведущему; проработке техник вербализации необходимо уделить особое внимание. На каждую технику желатель- но дать несколько упражнении. Примерам практического задания в данном блоке может служить упражнение: «Хорошо-плохо», которое сначала проводится со всей группой, а затем в парах. Упражнение направлено на отработку техники повторения. Для его проведения необходимо разбить участников на пары и дать каждой паре любую тему, в которой возможны противоположные точки зрения на предмет беседы (например, загорать хорошо или плохо, детей наказывать хорошо или плохо и т.п). Одному партнеру достается роль, защищающая предмет спора, другой - выступает против. Обязательное условие при выполнении упражнения: перед тем как высказать свою мысль, необходимо повторить фразу, которую произнес партнер: «Ты говоришь...(цитата партнера), а я считаю...(собственный тезис), потому что...(аргумент)». Вопросы для обсуждения; что было труднее - приводить свой аргумент или повторять чужую мыс.чь? Что происходило с собственным аргументом? Нашли пи участники единую точку зрения па предмет спора? Выводы: • повторение помогает сконцентрироваться на словах парт • повторение слов, сказанных партнером, помогает понять, что он имеет в виду; • повторение слов партнера вовсе не означает, что мы с ними согласны.
|