Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативная компетентность
Компетентный человек —это человек, ошибающийся по правшам. П. Лалери Цель: получить представление о структурных компонентах коммуникативной компетентности. Задачи: • освоение понятий «коммуникативная компетентность», «ком • получение представления о климате общения и коммуникатив Человека называют компетентным, когда он обладает способностью, знаниями и умениями качественно сделать то, что необходимо сделать. Коммуникативная компетентность - совокупность коммун кативных способностей, коммуникативных знаний и коммуникати ных умений, адекватных коммуникативным задачам и достаточнь для их решения [16, с.60]. Коммуникативная способность, как любая способность, мож! быть результатом природной одаренности (таких людей мы назыв ем «гениями общения»). Если провести аналогию с иными вида\ одаренности, - музыкальными, математическими, художественш ми, то можно заметить, что не все одаренные от природы дети ст, новятся великими музыкантами или математиками, но все, кто пр] ложил какие-либо усилия в определенной области, добиваются н< которых успехов. По крайней мере, подавляющее большинство люде способны научиться выполнять элементарные арифметические от рации и узнавать знакомые мелодии. Можно предположить, что современный человек достаточя одарен, чтобы развить в себе коммуникативные способности. Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общ* ние, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, cnocof ствующие либо препятствующие эффективному общению, какое де£ ствие они оказывают на собеседника, каковы их возможности и qj раничения. К коммуникативным знаниям относятся знания о се£ как участнике взаимодействия с другими людьми, осознание со£ ственных установок, привычек, стереотипов, которые могут оказь вать влияние на аудиторию, а также знания о степени развития у се£ тех или иных коммуникативных умений. Систему коммуникативных умении можно представить в вид двух подсистем:
Эта схема упрощена, так как применима к открытой коммупика ции, лишенной подтекстов, двусмысленностей, намеков. Однако коммуникации может встречаться различная степень открытости. доверия. Попробуем ответить на вопрос: почему в одних ситуация
общение происходит легче чем в других? Одна из причин заключается в преобладающем климате общения, т.е. атмосфере или условиях, в которых происходит обмен идеями, информацией и впечатлениями. Открытый, доброжелательный климат общения способствует укреплению связей и эффективному сбору и распространению информации. Закрытый, оборонительный климат общения создает противоположный эффект. Рассмотрим схему, на которой изображена шкала открытости Л.Сассмана:
Открытая, простодушна» н не защищающаяся коммуникация
Доверие Большое Разделяемая Намерение раскрыть
|