Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативная компетентность






Компетентный человек —это человек,

ошибающийся по правшам.

П. Лалери

Цель: получить представление о структурных компонентах ком­муникативной компетентности. Задачи:

• освоение понятий «коммуникативная компетентность», «ком­
муникативные способности», «коммуникативные знания», «комму­
никативные умения»;

• получение представления о климате общения и коммуникатив­
ных «драмах».

Человека называют компетентным, когда он обладает способно­стью, знаниями и умениями качественно сделать то, что необходимо сделать.


Коммуникативная компетентность - совокупность коммун кативных способностей, коммуникативных знаний и коммуникати ных умений, адекватных коммуникативным задачам и достаточнь для их решения [16, с.60].

Коммуникативная способность, как любая способность, мож! быть результатом природной одаренности (таких людей мы назыв ем «гениями общения»). Если провести аналогию с иными вида\ одаренности, - музыкальными, математическими, художественш ми, то можно заметить, что не все одаренные от природы дети ст, новятся великими музыкантами или математиками, но все, кто пр] ложил какие-либо усилия в определенной области, добиваются н< которых успехов. По крайней мере, подавляющее большинство люде способны научиться выполнять элементарные арифметические от рации и узнавать знакомые мелодии.

Можно предположить, что современный человек достаточя одарен, чтобы развить в себе коммуникативные способности.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общ* ние, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, cnocof ствующие либо препятствующие эффективному общению, какое де£ ствие они оказывают на собеседника, каковы их возможности и qj раничения. К коммуникативным знаниям относятся знания о се£ как участнике взаимодействия с другими людьми, осознание со£ ственных установок, привычек, стереотипов, которые могут оказь вать влияние на аудиторию, а также знания о степени развития у се£ тех или иных коммуникативных умений.

Систему коммуникативных умении можно представить в вид двух подсистем:

 

Умение воспринимать коммуникативные сигналы Умение производить коммуникативные сигналы
Вербальные Невербальные Паралингвист и чес к ие Вербальные Невербальные Паралингвистическис

Эта схема упрощена, так как применима к открытой коммупика ции, лишенной подтекстов, двусмысленностей, намеков. Однако коммуникации может встречаться различная степень открытости. доверия. Попробуем ответить на вопрос: почему в одних ситуация


 




общение происходит легче чем в других? Одна из причин заключа­ется в преобладающем климате общения, т.е. атмосфере или услови­ях, в которых происходит обмен идеями, информацией и впечатле­ниями. Открытый, доброжелательный климат общения способству­ет укреплению связей и эффективному сбору и распространению информации. Закрытый, оборонительный климат общения создает противоположный эффект. Рассмотрим схему, на которой изображе­на шкала открытости Л.Сассмана:

Закрытая, настороженная, защищающаяся коммуникация
Передача сообщений
прием

Открытая, просто­душна» н не защи­щающаяся комму­никация

Малое Скрытая Намерение скрыть

Доверие

Большое Разделяемая Намерение раскрыть


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал