Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вклада в общее дело
Подчеркивание значимости - это выражение своего восхищения другим человеком, признание его заслуг и достижений. Важно придерживаться следующих требований к применению этой техники: • подчеркивание значимости партнера должно основываться на • признавать заслуги и достижения другого человека нужно ис Примеры Ты знаешь, тчоя идея мне показалась очень ценной. Да, ват это работа! Cyne.pl Я горжусь тем, что мы в одной команде! Твоя сообразит& 1ъностъ меня поражает! Иногда эту технику называют «Золотые слова». «Золотые слова» -это: 1) приятные для собеседника слова; 2) содержащие небольшое преувеличение каких-либо положительных его сторон. Однако, произнося приятные партнеру слова, важно так направить сигнал собеседнику, чтобы он увидел или услышал его, но не обратил на него внимание! И тогда, по всем законам психологам, сигнал уйдет в подсознание (и собеседник не будет знать, что в его подсознании существует этот приятный сигнал), а оттуда - в виде недифференцированного (нечеткого, неопределенного) чувства (в данном случае - приятного чувства) будет влиять на сознание, приводя собеседника примерно к таким мыслям: «,..что-то в нем все-таки есть такое приятное...» Именно этим прием «золотые слова» отличается от простого комплимента. Это тот же комплимент, но на который человек не обратил внимание. Произнося «золотые слова», придерживайтесь следующих правил: • встраивайте слова-комплименты в общую фразу; • не делайте пауз; • фразу конструируйте так, чтобы после комплимента следовал • весьма желательно встраивать высказывание так, чтобы часть Примеры Ты знаешь, твоя идея мне показалась очень ценной, я собираюсь внедрить твое предложение..,, потому что...(далее следует содержательная часть, захватывающая внимание партнера). Да, вот это работа! Супер! С твоей помощью мы сможем теперь заключить этот контракт (продлить договор, соглашение и т.п.) с.,., которые в последнее время... Я горжусь тем, что мы в одной команде! Теперь наши позиции значительно сильнее. Твоя сообразительность меня поражает! У тебя есть чему поучиться, а мне раньше было и невдомек, что можно делать таким образам. Я всегда это делал... Психологический механизм, лежащий в основе такого эффекта, тот же, который был описан, когда мы рассматривали феномен обращения к человеку по имени. Подчеркивание значимости, важности заслуг, мнения собеседника вызывает у него чувство удовлетворения. А удовлетворение любой потребности сопровождается положительными эмоциями. Положительные эмо[цш хочется продлевать, что вызывает стремление человека к источнику этих эмоций. И тогда; подчеркивание значимости —> чувство удовлетворения -> положительные эмоции -» стремление к их источнику = аттракция. Рекомендация ведущему: отработать технику подчеркивания значимости можно с помощью следующего задания: пусть каждый участник тренинга в течение 5 минут напишет не менее пяти комплиментов своему соседу справа. Обычно с этим заданием справляется 1/2, а то и 1/3 группы. При этом половина комплиментов, зачитанных вслух, не выдерживают никакой критики. Говорим о встраивании слов-комплиментов в общую фразу, а встраивать нечего. Поэтому ведущему приходится вводить правила формулирования комплиментов. Правила формулирования комплиментов • Учитывайте возможную инверсию. Например, человеку, ко
• Без двусмысленности. Например, вы хотите сделать компли • Не гиперболизируйте. «Я всегда поражаюсь Вашей пунктуаль • Учитывайте «высокое мнение». У вашего собеседника это • Без дидактики! Комплимент должен констатировать, т.е. ут • Без «приправ». Это правило касается не самого комплимента, Рекомендация ведущему; на данном этапе тренинга можно предложить участникам упражнение «Благодарность». Каждый из участников благодарит тех участников тренинга, чья работа была для него важной, значимой. Начать благодарность можно со слов: «Яблагодарен тебе, Борис, зато, что...»Благодарность должна быть искренней. Участники для выполнения этого упражнения должны сосредоточиться на действительном позитивном вкладе других в общую работу. Вывод: в подчеркивании значимости важно быть конкретным, ссылаться на реальные факты и события, чтобы человек, к которому обращены твои слова, поверил им и принял. Техника вербализации чувств - это способ самораосрыти* того, как вы относитесь к настоящей ситуации, а также сообщение < ваших чувствах по отношению к происходящему. Вербализация соб ственного состояния выполняет двоякую роль: с одной стороны, ин формирует нашего собеседника о наших чувствах, с другой сторо ны, помогает регулировать собственное эмоциональное состояние. Эмоции и чувства полезны. Испытывать и выражать свои чувства другому человеку необходимо для хорошего психического состояния. Способность чувствовать - такая же составная часть психики человека, как и способность думать к доказывать. Люди испытывают трудности в общении не потому, что у них есть чувства, а потому, что они стараются их подавить, исказить или скрыть свое истинное отношение. Конечно, это связано с особенностями нашей культуры и воспитания. Социально приемлемым, «мужественным» считается поведение человека, который скрывает то, что с ним происходит в данную минуту на уровне чувств. Вспомните, как часто вы слышали фразу: «Не плачь! Будь мужчиной! Ты же мальчик» (девочкам несколько проше, но образ мужественной женщины, способной «коня на ходу остановить», также принимается социумом как позитивный). Обычно мы отвечаем человеку, который выражает свои чувства, примерно так: «Приободрись! Не падай духом!», «Не раскисай! Подумай о чем-нибудь приятном», «Остынь, успокойся. Нет причин злиться». Все эти фразы означают: «Не чувствуй так, как ты чувствуешь. Чувствуй по-другому». «Проблемы в общении создаются не потому, что возникают эмоции, а потому, что их неправильно используют», - говорил Д.У. Джонсон [5, с.96]. Чтобы ясно передавать свои чувства, их надо научиться осознавать, принимать и уметь конструктивно выражать. Если человек не осознает или не принимает свои чувства, он выражает их следующим образом. • Негативные оценки и ярлыки Ты агрессивный и злой! Советы Я бы тебе не советовал так со мной обращаться. Мой тебе совет - прекрати сейчас же! Не советую тебе меня злить, • Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать) Из какого места у тебя руки растут? • Приказы, команды Сейчас лее прекрати плакать!
|