Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вилюйские легенды о бородатом народе






 

§ 38. Попов Иннокентий Егорович, 58 лет,

якут Хаданского наслега Хочинского улуса.

27 марта 1925 г.

 

Рассказывают, что где-то существовало шерстистое или воло­сатое племя. Один охотник, забравшись вдаль, очутился в бед­ственном положении и прозимовал среди людей с шерстистыми лицами. Этот охотник будто бы рассказывал, что он, как промыш­ленник, превосходил этих волосатых людей. Те чуть его не убили, он вырвался и бежал. Один из шерстистых погнался за ним, но был убит охотником. По словам последнего, когда он стал под при­крытие дерева, в него (т.е. в дерево) воткнулись подряд семь стрел.

Про этого охотника говорят, что он был из тунгусов-чучума. (Это место непонятно. Очевидно, рассказчик употребил «чучума» вместо «чучуна»).

 

§39. Потапов Егор Ефимович, 55 лет, якут 2-го Юёдюгейского наслега Верхневилюйского улуса. 4 марта 1925 года.

 

В древности жил якут по имени Джирэнгсэ-Боотур. Однажды он на двух оленях, запряженных в нарту, ездил вверх и вниз по р. Оленеку в поисках дичи-зверя. Вечером, возвращаясь к себе на ночевку, он заметил на льду реки прорубь и след, как бы кто-то проволок по снегу обрубок бревна. Поднявшись на пригорок, он увидел три урасы, снаружи весьма изрядно отделанные. Войдя в первую урасу, он увидел старика и старуху с седыми волосами, которые показались ему тунгусами. Они с большим удивлением встретили Джирэнгсэ-Боотура и сказали: «Ба, ты, человек средней земли, зачем пришел к нам? Сейчас же уходи. Наш сын очень сердитый человек. Он теперь на охоте, коль скоро вернется, тебе живым не выбраться».

Охотник выскочил наружу, но ему захотелось заглянуть в среднюю урасу, которая выглядела еще наряднее первой. Он подумал, что здесь обитает дух темного леса Баай-Байанай. Вошел и видит женщину прекрасной наружности, которая тоже встретила его с большим удивлением и выразила сожаление, что он напрасно явился в эти места. Она подала охотнику две кожаные тунгус­ские корзины, туго набитые чем-то, и сказала: «Вот используй это и будь человеком (в смысле зажить счастливо, обзавестись хозяйством). Однако, ты не должен рассказывать ни одному человеку (ураангхайга), откуда получил это. Уходи немедля, скоро придет мой старший брат. Он человек очень дурного нрава».

Джирэнгсэ-Боотур сунул корзину в свою нарту и помчался. Но, отъехав поодаль, он опять раздумал и решил еще раз взглянуть на ту женщину. Повернул оленей. Когда подъехал к жилью, женщина была на дворе. Она, махая руками, сказала: «Немедля уходи, ибо мой брат уже сидит дома, иначе лишишься света белого солнышка».

Едва он успел повернуть оленей и спуститься с подъема, как сзади навалился на него кто-то тенеподобный и раздался треск нарты. Джирэнгсэ сдвинулся на перед нарты. Преследователь уже успел схватить одну из корзин и сорвал заднюю половину нарты. Вслед за этим раздался зычный крик: «Эй, человек средней земли, если ты еще раз повернёшь свою голову в нашу сторону, пусть лопнет твоя шея, если захочешь снова придти к нам, пусть вывихнутся твои суставы, ибо мы духи темного леса богатые байанаи».

Джирэнгсэ уехал. Привезенная им корзина была битком набита черными отборными соболями. И тот человек, рассказывают, раз­богател и зажил хорошо.

Этот рассказ я слышал от якута Чукарского наслега Нюрбинского улуса Давида Никифорова лет 20 тому назад. Он говорил, что слышал рассказ от очень старых людей.

 

СЛОВАРЬ ОСОБЕННЫХ СЛОВ (ПРОВИНЦИАЛИЗМОВ)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал