Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовые акты органов






исполнительной власти: понятие, признаки,

Классификация, юридическое значение.

После анализа действующего административного законодательства и существующей административно-правовой литературы можно сделать вывод, что такая категория, как административноправовой акт, широко используется в административно-правовой науке, но законодательного закрепления не получила.

Административно-правовой акт называют актом управления1, правовым актом управления2, правовым актом государственного управления3, актом государственной администрации4, правовым актом органов исполнительной власти5, административным актом6.

Несмотря на имеющиеся различия в терминологии, можно назвать ряд характерных признаков административно-правового акта, выделяемых в административно-правовой литературе в целях уяснения сущности данной категории.

Во-первых, административно-правовой акт представляет собой властное волевое решение компетентного органа или должностного лица субъекта исполнительной власти.

Во-вторых, административно-правовой акт есть одностороннее властное волевое решение, принятое в пределах компетенции органа, его системного образования или должностного лица-субъекта исполнительной власти.

В-третьих, административно-правовой акт - это подзаконное решение, т. е. решение, принятое на основании и во исполнение норм закона.

В-четвертых, административно-правовой акт есть формально определенное решение, влекущее заранее известные административно-правовые последствия. Данное решение содержит нормы, создающие основу административных правоотношений, либо содержит предписания индивидуального характера, которые вызывают конкретные административные правоотношения.

В-пятых, административно-правовой акт - это решение субъекта исполнительной власти, направленное на обеспечение соблюдения

 

________________________________

[1] См.: Васильев Р. Ф. Акты управления. М., 1987. С. 139-140.

2 См.: Габричидзе Б. Н„ Чернявский А. Ч. Указ.соч. С. 207-217; Тихомиров С. В.

Административное право Российской Федерации: учеб.пособие. М., 2003. С. 175-186.

3 См.: Конин И. М. Административное право России. Общая и особенная часть:

курс лекций. М., 2004. С. 185.

4 См.: Бахрах Д. Н. Указ.соч. С. 272-279.

5 См.: Словарь административного права. С. 258-259.

6 См.: Князев С. Д. Административное право: учеб.пособие. Владивосток, 1993.

С. 51-56.

общеобязательных требований законов и иных нормативных правовых актов в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

В-шестых, административно-правовой акт принимается в установленной административно-правовыми нормами процедуре и в установленной данными нормами форме.

Соединяя изложенные признаки административно-правового акта, следует согласиться с мнением Б. В. Российского, который под административно-правовым актом понимает основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

В целях уяснения отдельных особенностей административно-правовых актов их принято классифицировать на отдельные виды по ряду оснований (критериев). В качестве оснований классификации административно-правовых актов используются:

1) юридические свойства административно-правового акта;

2) функциональная роль акта;

3) область и сфера применения;

4) действие в пространстве (территория действия);

5) дата начала действия акта;

6) действие во времени (срок действия);

7) форма выражения акта;

8) характер компетенции органов, принимающих акты;

9) органы, принимающие акты, и их наименования;

10) степень соответствия законам, юридической значимости и действительности;

11) способ охраны актов или виды юридической ответственности за нарушение в содержащихся в актах требований и правил.

Исходя из анализа научных работ исследователей проблем административно-правового регулирования безопасности, можно говорить об административно-правовых формах обеспечения отдельных видов безопасности: общественной, национальной1, личной, санитарно-эпидемиологической, информационной, техногенной, природной и др2.

На основании ст. 18 Конституции логично утверждать, что целевая направленность административно-правового акта органа государственной власти определяется соотношением конституционных и иных законных интересов личности - частных законных интересов с конституционными и иными законными интересами общества и государства - публичными законными интересами.

Исходя из предложенного подхода, следует признать, что административно-правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами исполнительной власти, направлены на обеспечение исполнения общеобязательных установлений и правил, предусмотренных законодательством, в целях установления равновесия (баланса) частных и публичных законных интересов, и поэтому призваны, с одной стороны, регламентировать (детализировать и конкретизировать) конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства, а с другой, обеспечить защищенность данных интересов.

На основании изложенного под административно-правовым актом органа исполнительной власти, следует понимать направленное на обеспечение исполнения общеобязательных установлений и правил, предусмотренных законодательством, формально определенное подзаконное одностороннее властное волевое решение органа исполнительной власти (должностного лица органа исполнительной власти), призванное в целях установления равновесия (баланса) публичных и частных законных интересов обеспечить интеграцию защищенности данных интересов.

Соответственно, указанные административно-правовые акты будет логичным подразделить на отдельные виды в зависимости от

 

 

________________________________

1 См., напр.: Кондратов Б. П. Общественная безопасность и административно-

­правовые средства ее обеспечения: монография. М., 1998. С. 7.

2 Стахов А. И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Россий­-

ской Федерации: монография. М., 2006. С. 36-39.

характера воздействия органов исполнительной власти на частные и публичные законные интересы. По данному критерию следует выделить:

1) административно-правовые акты органов исполнительной власти, призванные обеспечить интеграцию частных и публичных законных интересов. В силу специфики воздействия на конституционные и иные законные интересы такие административно-правовые акты можно назвать административно-распорядительными. К подобным актам следует отнести, например: приказы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию о распределении между гражданами и организациями квот на этиловый спирт; приказы Федерального агентства по недропользованию о предоставлении гражданам'и организациям права пользования участками недр;

2) административно-правовые акты органов исполнительной власти, призванные охранять и защищать частные и публичные законные интересы от административно-правовых конфликтов (деликтов и споров), а также природных, техногенных и иных ситуаций (факторов и условий), способных причинить вред. Данные административно-правовые акты логично назвать административно-охранительными. С этой точки зрения и административно-охранительными актами являются, например:

- предписания инспекции государственного пожарного надзора МЧС России об устранении нарушений требований пожарной безопасности;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал