![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы управления. Социальная значимость управления.
При изучении систем управления принято выделять следующие критерии их успешности:
Первые попытки выявить истоки эффективности руководства, систематизировать накопленный опыт в сфере управления, обобщить его и представить в виде научных принципов были предприняты в конце ХIХ – начале ХХ века американским инженером Фредериком Тейлором, основоположником Школы научного управления (научной организации труда – НОТ). Тейлору удалось сформулировать 4 важнейших фактора, влияющие на успешность деятельности менеджера и составляющие, по его мнению, «сущность научной организации управления»:
Из этих четырех факторов первый (развитие науки об организации конкретного трудового процесса) является наиболее интересным и бросающимся в глаза. Однако каждый из трех остальных тоже необходим для достижения успеха.
Нельзя забывать, что за всем этим должен стоять оптимистически настроенный, решительный и энергичный топ-менеджер (директор или управляющий), который «умеет в такой же мере терпеливо ждать, как и много работать». Эти принципы стали основой современной науки управления. По словам Питера Друкера, всемирного признанного «гуру» менеджмента, «тейлоризм – это та скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Несмотря на многочисленные попытки систематизировать и описать знания в сфере менеджмента, управление всегда будет тем искусством, постичь которое можно лишь через собственный опыт. Человек никогда не сможет стать эффективным менеджером лишь за университетской скамьей – он должен прожить свои собственные взлеты и падения, прочувствовать собственные успехи и неудачи, дойти интуитивно до понимания всех тонкостей процесса и только тогда можно говорить о практической компетенции менеджера.
Велика социальная значимость управления. Так, Питер Друкер писал: «Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен. И наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше на свете высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше среднешкольного, во всех развитых странах мира... проведут всю свою жизнь в качестве сотрудников управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организации. Могу добавить, что их учителя относятся к этому числу».
Современный менеджмент давно перестал быть набором простых повторяющихся функций. Сегодня менеджерам необходимо видеть сложную и многомерную картину происходящего внутри и вне компании: уметь анализировать ситуацию в развитии, успевать меняться самим и изменять свой бизнес в ритме динамичных процессов, происходящих в мире. Таким образом, открывается картина сложного взаимодействия менеджеров с внешней и внутренней средой организации, требующая постоянной работы над собой, развития управленческих навыков и умений, включая коммуникативные способности и быструю реакцию на непредвиденные события. Менеджер должен обладать отменным здоровьем, чувством ответственности за последствия принимаемых решений и другими навыками, которые нередко приходится получать в самые кратчайшие сроки. Таковы требования современного управления. Таков ритм современного бизнеса.
|