![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы управления ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Метод управления – это способ воздействия субъектов управления на объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность внешней среды и внутренней структуры, состоящей из целевой, обеспечивающей, управляющей и управляемой подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), организации и т.д. на внешнем и внутреннем рынке. Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.
В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике 3 группы методов управления:
Эти группы методов чаще всего рассматриваются как альтернативные. Общепринятая классификация не в полной мере отражает их сущность.
В основание классификации методов управления следует положить признак «степень свободы исполнителя в связи с воздействием на него субъекта». Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта методы управления целесообразно подразделить на следующие 3 группы:
Структура применяемых методов может быть такой: 4: 4: 2. Для повышения результативности методов управления необходимо:
4 симптома неуправляемости бизнеса: 1. Переизбыток проектов и несопоставимой информации 2. Отсутствие или неэффективность стратегического планирования 3. Нет оценки автономной эффективности отдельных бизнесов 4. Центробежные тенденции внутри группы Ларри Константин изучал способы организационного устройства. При всем многообразии форм базовыми для всех оказываются 4 парадигмы. Они характеризуются своим набором свойств в области: · Управления · Принятия решений · Лидерства · Организации взаимодействия и коммуникации · Психологических особенностей людей, способных комфортно и продуктивно работать в рамках соответствующих форм
Модель «закрытой» организации. Жесткая иерархическая структура с совершенно определенными отношениями власти и подчинения. Лидер авторитарного склада, тяготеет к созданию системы абсолютного подчинения. Четкая организационная структура – ясность позиции. Информация «поддерживается» руководителем (обладание ею – признак обладания властью). Консервативна, подходит для стабильных сред.
Модель «случайной» организации. Прямая противоположность первой – постоянная готовность к изменениям (чрезвычайно динамичное образование, способное быстро перестраиваться). НИИ, научно-исследовательские организации и т.д. Обеспечивает максимально автономное существование своим членам, дает возможность проявлять личное творчество в процессе самостоятельной работы. Сотрудники работают самостоятельно, горизонтальные коммуникации достаточно ограниченны, т.к. общие интересы сведены к минимуму. Организационной структуры (закрепленной) может и не быть, принятие решений не носит какого-либо определенного характера. Эффективный руководитель здесь – человек, работающий в стиле «laisse – faire» (попустительский лидер). Подходит для сильных личностей, на ранних стадиях предпринимательской активности.
Модель «открытой» организации. Ее символом выступает круг (англ. классический парламент – работа «круглый стол»). Главное свойство – совместность и психологическое партнерство людей. Совместность выражается в выработке решений, которые обсуждаются всеми и принимаются на основе консенсуса. Все участники полноценно и равноправно обсуждают возможные варианты и принимают взвешенное решение благодаря одинаковому праву на получение всей необходимой информации, полностью открытой для всех. Задача руководителя – создание условий для свободного обмена мнениями, организация процесса обсуждения и получение устраивающего всех результата. Лидер выступает позиционно «фасилитатором» или «модератором» (задает лишь форму разговора и направляет его в нужное русло, оставаясь в содержательном плане лишь одним из участников процесса). Стиль лидерства предполагает наличие навыков работы с группой, коммуникативных способностей, умения точно выдерживать свою ролевую позицию. Сотрудники чувствуют свою причастность к происходящему в организации – готовы брать на себя ответственность. Корпоративная культура держится на идеи «наша компания», «мы» (формируется чувство). Такая организация достаточно демократична и способна к изменениям. Близка к модели «случайной», но не дотягивает до нее: «случайная» организация фактически находится в постоянном процессе трансформации, а «открытая» организация – при необходимости просто легко может быть изменена. Минус – колоссальные потери времени (бизнес -???).
Модель «синхронной» организации. Религиозные секты, партии и другие идеологические организации. Символ типа «параллельные стрелки». Главный стержень, вокруг которого выстраивается организация – фигура лидера (человек харизматического склада, привлекает других своей силой и энергией, способен вдохновлять). Основной механизм управления – мотивация сотрудников и увязывание их персональных интересов с интересами дела. Близка к «закрытой» модели, но акцент – не на страхе наказания, а на позитивной мотивации совместного достижения желаемого результата. Самостоятельность и ответственность – основные свойства, требуемые «синхронной» моделью. Если руководитель смог нацелить людей и расставить их по местам, то жизнь такой организации становится подобной течению реки: все движутся в одном направлении, навстречу намеченному результату. Минус – достаточно регидный характер и не высокая способность к организационным изменениям (особо остро эти свойства проявляются, если цель оказывается достигнутой или в какой-то момент обнаруживается ее неадекватность).
Л.Константин не нашел «синхронной» модели в американском бизнесе, но имеются серьезные предпосылки для ее использования в российской действительности (следование за харизматическим лидером – остается привычкой и потребностью многих; соответствует отечественному менталитету). Трудность внедрения организационной модели «синхронного» типа в российский бизнес – готовность взять на себя ответственность и получить требуемый результат в нашем менталитете зачастую уступает место тенденции избегания всякой ответственности и внешнему локусу контроля.
|