Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система упражнений






Что касается упражнений, то на начальном этапе обычно ис­пользуются упражнения двух типов.

1. Упражнения на активное слушание и распознавание зву­ков, их долготы и краткости. Например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку и т. д. Слова могут быть как знакомыми, так и незнакомыми. Здесь также мож­но попросить определить звуки родного и иностранного языков. Такое упражнение развивает речевой слух и готовит почву для дру­гого типа упражнений.

2. Упражнения на воспроизведение. На начальном этапе уче­ники часто повторяют слова, словосочетания и речевые структуры за учителем или диктором. На уроке это может быть как хоровое проговаривание, так и индивидуальное. И то и другое очень важно.

При хоровом проговаривании учитель дирижирует, задает опре­деленный ритм, определяет паузы, обозначает ударения, движения­ми рук показывает мелодику предложения. В хоре любые из допу­щенных нарушений можно заметить, но они не столь явны Ученик может стесняться выполнять упражнение перед всем классом один, а вместе с товарищами это и интересно, и не так пугает.

Однако если учитель увлекается лишь хоровой работой и иг­норирует индивидуальное проговаривание, то есть опасность того, что кто-то произносит слова неверно в силу недостаточно разви­того речевого слуха. В хоре эти погрешности не всегда заметны для учеников, но даже если при индивидуальном повторении спро­сили не того ученика, который допускает ошибку, а его соседа, то он может лучше услышать правильный ответ и исправиться само­стоятельно. Надо стремиться к тому, чтобы опросить каждого уче­ника в отдельности, хотя бы несколько раз в течение урока. Еще лучше, если вы помните, что каждый из них уже отвечал, и при повторном опросе даете ему возможность сказать что-то новое, то, что вы у него еще не спрашивали. Это не так трудно сделать, как кажется на первый взгляд. Подчас можно удивляться, до каких пределов совершенствуют свою память действующие учителя.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что с первых же минут обу­чения внимание уделяется не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам и интонации. Если не обращать на это внимание сразу, то ученики воспринимают эти «ме­лочи» как вещи второстепенного порядка и переучить их потом бы­вает очень трудно.

На начальном этапе очень важно научить наших слушателей ра­ботать с магнитофоном. От этого умения во многом зависит успех самостоятельной работы в дальнейшем. Кстати, если сам учитель по каким-то причинам не.очень доверяет собственным фонетичес­ким навыкам, то начитанные профессионалами на аудиопленке уп­ражнения будут ему хорошим помощником.

Говоря о последовательности знакомства слушателей со звука­ми, следует сказать, что она определяется речевыми потребностя­ми и иногда самые трудные звуки и звукосочетания приходится изу­чать на первых же уроках. Например, уже на третьем-четвертом уроках английского языка малыши встречались с такой фразой, как " This is a...", и ее вопросительной формой " Is this a...? ". Може­те себе представить уровень трудности для учителя и учеников?!

На начальном этапе устанавливаются и звуко-буквенные соот­ветствия. Даже если обучение идет на устной основе, т. е. если ученики ничего не читают и не пишут, а только слушают и гово­рят, это не мешает обучению алфавиту. При этом очень важным моментом следует считать последовательность выбора букв для оз­накомления.

В некоторых пособиях обучение буквам идет строго по алфа­виту. Вряд ли такой способ можно назвать лучшим. В алфавите и гласные, и согласные идут вперемешку. Если же принять во вни­мание то, что на первых порах учащиеся еще'не читают, то глав­ное для них — это научиться распознавать согласные, которые и составляют неизменяемый «каркас» слов.

_________________________________ ЗАДАНИЕ

Попробуйте по данному «каркасу» согласных восстановить предло­жения.

Sh's IttI gri. Sh's nt tchr, sh's nt dctr, sh's ppl. Th chldrn pld ftbl n th prk.

А теперь попробуйте сделать то же самое на основе гласных. Еу ie о ay iee ae oee. (They like to play different games together.) Получилось?

Поскольку слов они знают мало, то кажется абсолютно оправ­данным начинать изучение алфавита с тех букв, которые чаще по­падаются в изученных словах. Каким буквам вы бы обучили сво­их учеников в первую очередь, если они начинают курс английского языка с темы «Знакомство», где представляют себя и своих друзей по именам, рассказывают о своей семье?

Авторы многих курсов для начинающих, особенно для малень­ких детей, предлагают такую последовательность: М, N, S, D, В, Р, Т и т. д.

Почему? Потому что именно эти буквы встречаются в словах «мама», «папа», «меня зовут», «сестра», «брат», «доброе утро» и многих других.

Подробнее о работе по установлению связи между буквами и звуками мы поговорим в лекции по обучению письменной речи. Здесь же скажем лишь о том, что знакомство с буквами помога­ет нам и в обучении транскрипции. Знать ее и уметь самостоя­тельно прочесть слово по словарю должен каждый, и чем быстрее пройдет неоправданный страх перед «непонятными значками в квадратных скобках», тем лучше.

Основная задача школы состоит в том, чтобы научить студен­та приемам самостоятельной работы, сделать его независимым на пути познания. Умение читать транскрипцию — это пусть неболь­шой, но необходимый шаг к самообразованию в дальнейшем.

Я здесь намеренно выделяю слово «читать», поскольку школь­никам надо научиться именно читать транскрипцию, а вот писать ее самостоятельно — это задача очень не простая, с ней может справиться далеко не каждый лингвист.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Вспомните, какие трудности вы сами испытывали при работе с транскрипцией (определение звуков, ударения и т.д.).

Чем они были вызваны? Кто и как помог вам их преодолеть?

Как ваш опыт изучения языка в данном вопросе может помочь вам в преподавании?

Составьте возможную памятку-инструкцию для учеников по ра­боте с транскрипцией.

Итак, на начальном этапе мы заложили основу хорошего про­изношения, которое предполагает правильное интонирование, па-узацию, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Было бы наивно считать, од­нако, что этот навык сохранится без изменения. Без системати­ческой работы звуки будут легко «съезжать», то же может про­изойти и с интонацией.

РАБОТА НАД ФОНЕТИКОЙ НА СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

На среднем и старшем этапах обучения важно не только под­держивать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и продолжать их совершенствование. Особое внимание можно уделить новым ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиопленок с академической, слегка утрирован­ной речью, но и живой аутентичной речи, различных акцентов, ди­алектов и т. д.

Однако не следует забывать и о звуках.

Безусловно, если ученики хорошо артикулируют в целом, осо­бых усилий не требуется. Достаточно бывает исправить случайные ошибки, чтобы привлечь внимание к бережному обращению с фо­нетикой на будущее.

Но бывает и так, что у многих учащихся появляются типичные ошибки. Бывает и так, что вы берете новую группу учеников и их фонетические навыки, мягко говоря, оставляют желать лучшего. В таком случае без фонетической зарядки не обойтись.

Какова же ее роль, что может стать ее содержанием и, нако­нец, где ее место на уроке?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал