Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. Борисов-Мусатов. «Гобелен». ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Позднее, русские художники-символисты объединились вокруг журнала «Мир искусства» (А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский и др.) М. Добужинский — величайший русский график пред — и послереволюционных лет. Излюбленный мотив его творчества — архитектуные виды Петербурга. Его гравюры, подобно романам Достоевского, открывают Петербург одновременно как живой организм и как запредельную метафизическую сущность. Как и Борисов-Мусатов, Добужинский пытался выявить символические знаки в самой форме обыденных привычных вещей. Одна из самых пронзительных его гравюр «Детские забавы», посвящена революции 1905 года. Здесь, минимальным количеством изобразительных средств достигнут максимум напряжения: по грубой каменной стене одного из петербургских домов расплывается, стекая на мостовую, кровавое пятно. В луже крови — кем-то брошенная в спешке детская кукла. И все. Этого скупого сообщения оказывается вполне достаточно, чтобы передать всю глубину трагедии тех грозных лет. Исторический перелом в судьбе страны в духе символизма предугадывался, а затем образно осмыслялся и в живописи К. С. Петрова-Водкина. В первые послереволюционные годы некоторые приёмы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эры: Б. М. Кустодиев: «Большевик», К. Ф. Юон: «Новая планета» и др. Акмеи́ зм («Адамизм») (от греч. ά κ μ η — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Н. С. Гумилёв, А. Ахматова (которая являлась его секретарём и деятельным участником) и С. М. Городецкий. Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «острие». Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А. Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.
|