Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формула расчета минутного объема крови (МО)Стр 1 из 12Следующая ⇒
Рабочая тетрадь для аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работ По анатомии и физиологии человека (II часть) Урюпинск 2012г. Аудиторная работа №1 Тема: «Процесс кровообращения и лимфаобращения. Сосуды БКК » Цели занятия: Образовательная: · Углубить, систематизировать, закрепить знания студентов по теме: «Процесс кровообращения и лимфаобращения. Сосуды БКК». Воспитательная: · способствовать формированию чувства профессиональной ответственности, добросовестного отношения к своим обязанностям Развивающая: · Способствовать развитию мышления и памяти на интегративной основе.
Для того чтобы выполнить данную аудиторную работу необходимо прочитать С.Д. Барышников лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии М., 1999г. 269-271; Р.П. Самусев Ю.М. Селин «Анатомия человека» М., 1995г. срт.290-296; С.А. Георгева, Н.В. Беликинп Физиология М 1982, стр. 60-61, 87-109. Содержание задания Задание №1 Опираясь на схему кругов кровообращения постройте графологическую структуру БКК, МКК, ККК.
Задание №2 Проведите исследовательскую работу на тему: «Зависимость АД и пульса от физической нагрузки» 1. «Определение пульса». ЦЕЛЬ: отработка умения подсчёта пульса в разных условиях. ХОД РАБОТЫ Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний, используя алгоритмы выполнения данной манипуляции. (см. алгоритм в приложении 1). _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса. Сравнивая полученные результаты со среднестатистическими: частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. В положении лёжа пульс в среднем на 10 уд\мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7-9 уд\мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100-130 уд\мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130-150 уд\мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150-170 уд\мин - нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170-200 уд\мин свойственна предельной нагрузке. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».
Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.
ХОД РАБОТЫ.
Измерить пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее арифметическое значение). Результаты зафиксируйте. Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.
Динамика восстановления ЧСС
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
На основании полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат - ЧСС. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя и через это место проведите горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний. Определите го графику, за сколько времени ЧСС возвращается к норме. время (с) 10 ЧСС
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Если частота сердечных сокращений увеличивается на 30% и меньше - хорошо; если частота сердечных сокращений растет больше 30%- плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше - прекрасно, если за время от 2 до 3 мин - удовлетворительно, если свыше 3 мин - следует заняться собой. Выпишите ваш вариант ответа._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. «Артериальное давление». Цель: Отработать методику измерения артериального давления.
ХОД РАБОТЫ.
Обоснование: заболевание всех органов и систем, профилактические осмотры. Оснащение: тонометр, ручка, температурный лист, фонендоскоп, марлевая салфетка, спирт 70%. Примечание: не следует измерять А/Д на руке со стороны произведенной мастэктомии, на слабой руке пациента после инсульта и на парализованной руке.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ. 1. Сравните полученные данные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод. 2. Рассчитайте значения: пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АД сист и и АД диаст) Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.
Формулы расчета давления Пульсовое (ПД) ПД= АД сист – АД диаст Среднее артериальное (АД ср) АД ср =______________+ АД диаст Артериальное АД сист = 1, 7 * возраст +83 АД диаст = 1, 6 * возраст +42
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.
Средние показатели максимального и минимального давления крови для учащихся
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как можно объяснить некоторое несоответствие?
Вопросы для самоконтроля: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему? Вы хорошо знаете о давлении в большом круге кровообращения, а какою давления крови в малом (легочном) круге? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. «Минутный и систолический объем крови» Цель: научиться рассчитывать минутный и систолический объем крови.
ХОД РАБОТЫ Экспериментатор определяет АД у испытуемого в покое. Полученные результаты фиксирует. Через 1-2 мин экспериментатор предлагает испытуемому сделать 10 глубоких и быстрых приседаний, после чего в течение 10 с подсчитывает его пульс и сразу же определяет величину кровяного давления. Через 3-4 мин испытуемый совершает 20 приседаний и у него вновь экспериментатор подсчитывает пульс и определяет давление. Все полученные результаты он также фиксирует в рабочею тетрадь. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Используя полученные вами данные при определении артериального давления, рассчитайте величину систолического объема (СО) в покое и после выполнения физической нагрузки, ПД - пульсовое давление, СД - систолическое давление, А - возраст.
Формулы Старра для определения систолического объема (СО) Для детей до 15 лет СО = [(40+0, 5*ПД) - (0, 6*ДД)] + 3, 2*А Для детей старше 15 лет СО = [(101 +0, 5*ПД) - (0, 6*ДД)] - 0, 6*А
Рассчитайте минутный объем крови в покое и после работы, где СО-систолический объем; ЧСС - частота сердечных сокращений (число сокращений за 1 мин).
Формула расчета минутного объема крови (МО) МО = СО *ЧСС
Все полученные данные занесите в таблицу. Проанализируйте их, сделайте вывод.
Изменение частоты сердечных сокращений и кровяного давления при физической работе различной тяжести
Задание №3 Заполните таблицу «Отличительные особенности строения сосудов».
Задание №4 Заполните глоссарий. 1. Систола ____________________________________________________________________ 2. Диастола___________________________________________________________________ 3. Пульсовое давление__________________________________________________________ 4. Среднединамическое давление ______________________________________________________________________________ Критерии оценки выполненной работы: 20 баллов -18 баллов – «5» - не одной ошибки 17 баллов – 14 балла – «4» - 1-2 ошибки 13 балла – 11 балл – «3» - 3 ошибки 10 баллов – 0 баллов – «2» - 4 и более ошибок.
|