Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формула расчета минутного объема крови (МО)






Рабочая тетрадь для аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работ

По анатомии и физиологии человека

(II часть)

Урюпинск 2012г.

Аудиторная работа №1

Тема: «Процесс кровообращения и лимфаобращения. Сосуды БКК »

Цели занятия:

Образовательная:

· Углубить, систематизировать, закрепить знания студентов по теме: «Процесс кровообращения и лимфаобращения. Сосуды БКК».

Воспитательная:

· способствовать формированию чувства профессиональной ответственности, добросовестного отношения к своим обязанностям

Развивающая:

· Способствовать развитию мышления и памяти на интегративной основе.

 

Для того чтобы выполнить данную аудиторную работу необходимо прочитать С.Д. Барышников лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии М., 1999г. 269-271; Р.П. Самусев Ю.М. Селин «Анатомия человека» М., 1995г. срт.290-296; С.А. Георгева, Н.В. Беликинп Физиология М 1982, стр. 60-61, 87-109.

Содержание задания

Задание №1

Опираясь на схему кругов кровообращения постройте графологическую структуру БКК, МКК, ККК.

 

Задание №2

Проведите исследовательскую работу на тему: «Зависимость АД и пульса от физической нагрузки»

1. «Определение пульса».

ЦЕЛЬ: отработка умения подсчёта пульса в разных условиях.

ХОД РАБОТЫ

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний, используя алгоритмы выполнения данной манипуляции. (см. алгоритм в приложении 1).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса. Сравнивая полученные результаты со среднестатистическими: частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. В положении лёжа пульс в среднем на 10 уд\мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7-9 уд\мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100-130 уд\мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130-150 уд\мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150-170 уд\мин - нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170-200 уд\мин свойственна предельной нагрузке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».

 

Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

 

ХОД РАБОТЫ.

 

Измерить пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее арифметическое значение). Результаты зафиксируйте.

Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.

 

Динамика восстановления ЧСС

 

 

Пульс сразу после работы Пульс через интервалы, с
             
               

 

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

 

На основании полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат - ЧСС. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя и через это место проведите горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний. Определите го графику, за сколько времени ЧСС возвращается к норме.

время (с)

10 ЧСС

 

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

 

Если частота сердечных сокращений увеличивается на 30% и меньше - хорошо; если частота сердечных сокращений растет больше 30%- плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше - прекрасно, если за время от 2 до 3 мин - удовлетворительно, если свыше 3 мин - следует заняться собой.

Выпишите ваш вариант ответа._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Артериальное давление».

Цель: Отработать методику измерения артериального давления.

 

ХОД РАБОТЫ.

 

Обоснование: заболевание всех органов и систем, профилактические осмотры.

Оснащение: тонометр, ручка, температурный лист, фонендоскоп, марлевая салфетка, спирт 70%.

Примечание: не следует измерять А/Д на руке со стороны произведенной мастэктомии, на слабой руке пациента после инсульта и на парализованной руке.

Этапы Обоснования
  Подготовка к процедуре
  Установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить ход и суть предстоящей процедуры; - Получить согласие пациента на процедуру; - Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала; - Подготовить необходимое оснащение;   - Вымыть и осушить руки. Мотивация пациента к сотрудничеству;     Соблюдение прав пациента; Психологическая и эмоциональная подготовка пациента к манипуляции; Достижение эффективного проведения процедуры; Соблюдение личной гигиены медсестры. Обеспечение инфекционной безопасности.
  Выполнение процедуры
- Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросите подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). Помочь сдвинуть или снять одежду с руки. - Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2-3 см. выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки) закрепить манжету так, чтобы между ней и плечом проходил только один палец; - Трубки манжетки обращены вниз. Соединить манометр к манжетке, и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы; - Определить место пульсации плечевой артерии в области локтевого сгиба и поставить на это место мембрану фонендоскопа; - Закрыть вентиль на «груше», и нагнетать воздух в манжетку под контролем фонендоскопа до исчезновения пульсации (тонов Короткова) в локтевой артерии, плюс 20-30 мм. рт. ст.; - Открыть вентиль и медленно выпускать из манжеты воздух со скоростью 2 мм рт. ст. в 1 сек. Выслушивая тоны, следить за показаниями манометра; - При появлении первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению; - Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова; - Выпустить весь воздух из манжетки; - Повторить процедуру через 5 мин. Обеспечение наилучшего разгибания конечности. Условия для нахождения пульса и плотного прилегания мембраны фонендоскопа.   Обеспечение достоверного результата;   Проверяется исправность и готовность препарата к работе;     Обеспечивается достоверность результата;     Исключается дискомфорт, связанный с чрезмерным пережатием артерии и обеспечивается достоверный результат;   Обеспечение необходимой скорости выпуска воздуха из манжетки. Обеспечивается достоверный результат;   Определение показателей артериального давления;   Проведение контроля показателей А/Д.
  Завершение процедуры
- Снять манжету; - Сообщить пациенту результат измерения;   - Записать данные исследования, в необходимую документацию, в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе диастолическое); - Обработать мембрану фонендоскопа марлевой салфеткой, смоченной в 70% спирте; - Уложить манометр, манжету и фонендоскоп в чехол; - Вымыть и осушить руки. Обеспечивается право пациента на информацию; Документирование результатов обеспечивает преемственность в работе;     Обеспечивается инфекционная безопасность;   Условия хранения тонометра;   Обеспечивается инфекционная безопасность;

 

 

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ.

1. Сравните полученные данные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения: пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АД сист и и АД диаст) Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

 

 

Формулы расчета давления

Пульсовое (ПД) ПД= АД сист – АД диаст

Среднее артериальное (АД ср) АД ср =______________+ АД диаст

Артериальное АД сист = 1, 7 * возраст +83

АД диаст = 1, 6 * возраст +42

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

 

Средние показатели максимального и минимального давления крови для учащихся

 

Возраст, лет Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
7-8 88/52 87/52
9-10 91/54 89/53
11-12 103/60 94/60
13-14 108/61 106/62
  112/66 111/67
  113/70 111/68
  114/71 112/69
  116/72 113/71

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как можно объяснить некоторое несоответствие?

 

Вопросы для самоконтроля:

Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему? Вы хорошо знаете о давлении в большом круге кровообращения, а какою давления крови в малом (легочном) круге?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. «Минутный и систолический объем крови»

Цель: научиться рассчитывать минутный и систолический объем крови.

 

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор определяет АД у испытуемого в покое. Полученные результаты фиксирует. Через 1-2 мин экспериментатор предлагает испытуемому сделать 10 глубоких и быстрых приседаний, после чего в течение 10 с подсчитывает его пульс и сразу же определяет величину кровяного давления. Через 3-4 мин испытуемый совершает 20 приседаний и у него вновь экспериментатор подсчитывает пульс и определяет давление. Все полученные результаты он также фиксирует в рабочею тетрадь. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

 

Используя полученные вами данные при определении артериального давления, рассчитайте величину систолического объема (СО) в покое и после выполнения физической нагрузки, ПД - пульсовое давление, СД - систолическое давление, А - возраст.

 

 

Формулы Старра для определения систолического объема (СО)

Для детей до 15 лет СО = [(40+0, 5*ПД) - (0, 6*ДД)] + 3, 2*А

Для детей старше 15 лет СО = [(101 +0, 5*ПД) - (0, 6*ДД)] - 0, 6*А

 

 

Рассчитайте минутный объем крови в покое и после работы, где СО-систолический объем; ЧСС - частота сердечных сокращений (число сокращений за 1 мин).

 

Формула расчета минутного объема крови (МО)

МО = СО *ЧСС

 

Все полученные данные занесите в таблицу. Проанализируйте их, сделайте вывод.

 

Изменение частоты сердечных сокращений и кровяного давления при физической работе различной тяжести

 

    ПОСЛЕ ПОСЛЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ПОКОЙ ВЫПОЛНЕНИЯ 10 ВЫПОЛНЕНИЯ 20
    ПРИСЕДАНИЙ ПРИСЕДАНИЙ
ЧСС      
Систолическое      
давление      
Диастолическое      
давление      
Пульсовое давление      
Систолический      
объем      
Минутный объем      
крови      

 

Задание №3

Заполните таблицу «Отличительные особенности строения сосудов».

 

Признаки для сравнения Артерии Вены Капилляры
  1. Оболочки     2. Наличие клапанного аппарата.   3. Функции        

Задание №4

Заполните глоссарий.

1. Систола ____________________________________________________________________

2. Диастола___________________________________________________________________

3. Пульсовое давление__________________________________________________________

4. Среднединамическое давление ______________________________________________________________________________

Критерии оценки выполненной работы:

20 баллов -18 баллов – «5» - не одной ошибки

17 баллов – 14 балла – «4» - 1-2 ошибки

13 балла – 11 балл – «3» - 3 ошибки

10 баллов – 0 баллов – «2» - 4 и более ошибок.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал