Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль экологической среды развития в ДОУСтр 1 из 7Следующая ⇒
Лекция № 6 Тема: Создание экологической развивающей среды в ДОУ. ПЛАН 1. Создание экологической развивающей среды в ДОУ. 2. Озеленение и экологический дизайн участка ДОУ. 3. «Экологический паспорт» ДОУ, группы. Вопросы и задания для актуализации знаний 1. Раскройте понятия «окружающая среда», «экологическая среда». 2. Какие функции выполняет экологическая среда? 3. Охарактеризуйте условия, влияющие на совершенствование педагогического процесса ДОУ. 4. Раскройте особенности организации развивающей природной среды в ДОУ. 5. Раскройте принципы озеленения участка ДОУ. 6. Докажите важность составления «экологического паспорта ДОУ».
Литература 1.Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с. 2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001. Дополнительная литература 1. Веретенникова С.А. Ознакомление детей с природой. – М., 1980. 2. Гончарова Е.В. Озеленение и экологический дизайн участка ДОУ. –Тюмень, 2000. 3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д, 1996. 4. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб., 1998. 5. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М., 1993. 6. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. 7. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999. № 3. 8. Шиленок Т.А., Каменская Т.В. Организация экологической среды в ДОУ как педагогическое условие развития экологической культурыдетей // Экология и образование. 2001. № 1–2. 9. Экологический паспорт детского сада (образец). М.: Дошкольное образование № 8, 2002. 10. Создаем макет территории детского сада. М.: Дошкольное образование № 8, 2002. 11. Экологический паспорт детского сада. М.: Дошкольное воспитание№ 2, 2000.
Самостоятельная работа студентов: 1. Изучите рекомендации С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой по созданию экологической тропы. 2. Составьте экологический паспорт ДОУ, в котором Вы проходите практику. 3. Сделайте эскиз озеленения участка ДОУ.
Создание экологической развивающей среды в ДОУ Роль экологической среды развития в ДОУ Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов, является среда. В современных педагогических концепциях она выступает как важный компонент дошкольного образования. В последнее время в научных и методических материалах всечаще встречается понятие «окружающая среда». Целесообразнорассмотреть эти два понятия относительно друг друга.Известно, что понятие «среда» исторически возникло внутриестественнонаучного понимания, т.е. «среда» – это то, в чем проявляется активность интересующего нас явления. Совокупность взаимодействия живых растений и животных во внешней и внутренней (условия жизни в жилых помещениях) среде ДОУ, детей – воспитанников детского сада, взрослых – педагогов и родителей – все это может составлять экологическую среду дошкольного учреждения. Необходимо отметить, что опыт воспитания детей дошкольного возраста учитывает традиционные подходы и требования корганизации природных условий ознакомления дошкольников сприродой (С.А. Веретенникова, А.П. Мазурина, П.Г. Саморукова, А.М. Матвеева) и использует богатое педагогическое наследиепри построении современной среды развития ребенка. Вместе с тем, изучение разнообразных теоретических и практических взглядов на составляющие экологического образованияребенка показало, что в педагогике также рассматриваются новыепонятия. Пространство экологического развития детей (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина) призвано воспитывать и укреплять любовь кприроде, понимать ее, сохранять, тонко чувствовать, овладеватьнавыками общения, постигать многообразие и неповторимостьестественных природных форм. По мнению этих авторов, пространству экологического развития детей в детском саду должнобыть уделено особое внимание в условиях города. Возможно создание на участке и внутри интерьера разнообразия ландшафтныхзон, естественных и искусственных рельефов: искусственныхскал, водопадов, ручейков, мини-озер, живописных холмиков, цветущих стенок и др. Прекрасным дополнением будет служитьразнообразное озеленение специально выделенной на участкезоны для сельскохозяйственных работ: огороды, теплицы, мини-фермы. Наглядные результаты трудов помогут почувствовать детямсилу, восстановить связь с природой, которая, по мнению ученых, нарушается в условиях мегаполиса. Восстановление этой«корневой связи» человека с природой – одна из существенныхфункций пространства экологического развития детей [8]. Экологизация жизненной среды как средство развития детейпредставлена в трудах С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина. Ими замечено, что все дети в возрасте 5–7 лет просят родителей завести любоеживое существо: рыбок, хомячков, птиц, собак, кошек. Это вызвано потребностью ребенка в общении с живой природой. Поэтому экологическая среда ДОУ может быть насыщена соответствующими стимулами: растительными композициями, аквариумами, что создает благоприятные условия, уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится значимым и убедительным [1]. Экологизацию развивающей среды считают важнейшим требованием современности. Общая экологизация означает разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективномумиру или большее осознание роли природы в жизни человека(Н.Ф. Реймерс). Известно, что в современном мире наблюдаетсяопределенное противоречие между потребностью ребенка в общении с природой и отчуждением его от природы (компьютерные игры, телевидение, видеопродукция и т.д.). Это отчуждение, по мнению ученых (Н.А. Рыжова и др.), преодолевается посредством экологизации развивающей предметной среды ДОУ, которая выражается в создании условий для познавательного и эколого-эстетического развития детей; оздоровления и становлениянравственных качеств ребенка; формирования навыков экологически грамотного поведения, совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей. Особое внимание в современном проектировании детских учреждений предлагается уделять максимальной открытости доступной природной среды, способствующей единству Человека и Природы. Так, по мнению создателей концепции развивающейсреды в дошкольном образовательном учреждении В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой, эти тенденции могут проявляться в создании «зеленых» комнат, внутренних озелененных двориков, открытых террас и веранд, включенных во внутреннюю среду здания. Итак, экологическую развивающую среду мы понимаем какцелесообразно отобранное и систематизированное содержаниеусловий реализации цели экологического образования на основеличностно-ориентированной модели взаимодействия детей ивзрослых, обеспечивающих становление ребенка как личности. Анализ рассматриваемых определений среды показал, что онив той или иной степени содержат характерные особенности, присущие каждой среде, в том числе и экологической, которая функционирует, регулируется, развивается, изменяется. Эти особенности определяют основные функции экологической среды. К ним относятся: развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная и практико-ориентированная [8]. Рассмотрим их содержание. Развивающая функция определяет: – совершенствование психических процессов и их свойств; – развитие эмоций и чувств, отражающих значимость природы для каждого ребенка; – характерные детские виды деятельности; – развитие нравственных норм и правил поведения в природе; – позитивное отношение к живым объектам; – оценочные суждения, развивающиеся и складывающиесяот подражания оценкам взрослых до выражения отношенийк себе и другим; – адекватное реагирование на изменение экологической ситуации; – развитие нравственных привычек, коммуникаций; – рефлексивные качества личности (самоанализ, самооценку, самосознание); – эмпатию. Адаптационная функция характеризуется способностью ребенка быстро и адекватно реагировать, приспосабливаться и привыкать к изменениям в экологической среде. Здесь для детей-дошкольников очень важно наличие ритуалов (поздороваться срастениями, животными, обитающими в группе), традиций, например, ежегодное проведение экологических акций. Оздоровительная функция проявляется в широком и многообразном использовании природных факторов для оздоровленияорганизма: водные и воздушные процедуры; солнечные ванны; песочная терапия; использование звуков природы в виде аудио-записей на занятиях, в рекреационных паузах, для релаксации.Все это способствует активизации природных (биологических)жизненных сил ребенка. Корректирующая функция направлена на динамику экологически оправданного поведения (отсутствие жестоких поступков, наличие гуманных проявлений). Это особо значимо в группах, где воспитывают детей с особенностями развития: задержка психического развития, педагогическая запущенность, социальнаядепривация, сенсорное голодание, низкая чувствительность кцветовым, звуковым, тактильным, вкусовым ощущениям; в группах коррекции речевых нарушений и патологий. Воспитательная функция: воспитание у ребенка пониманиясамоценности живого на земле, ценностного отношения к жизни, системы ценностей единения Человека и Природы, ценностиприроды как естественной среды обитания, ценности удовольствия от пребывания в природе и ценности общения с другими живыми существами, ценности познания окружающей природы дляжизнедеятельности, творческого процесса. Познавательная функция раскрывает понятия целостностимира, системности окружающего, причинно-следственных связейв природе. Познавательные способности совершенствуются отпервичных ощущений к целенаправленным наблюдениям, субъективным обобщениям через экспериментирование путем творческого применения знаний, знакомство со средствами, обеспечивающими информационную компетентность: энциклопедии, компьютерные и теле-, видеопрограммы, природоведческие книги, собственные длительные наблюдения. Практико-ориентированная функция нацеливает педагоговна формирование у детей умений обеспечить и сохранить благоприятные условия для нормального функционирования (жизнедеятельности) живых организмов, учитывать особенности приспособления при изменении их места обитания, предупреждать__ неправильные поступки сверстников в природе, соблюдать правила взаимодействия с окружающей природой. Таким образом, экологизация развивающей природной средыв ДОУ должна способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Однако дошкольные учреждения отличаются друг от другаматериальными возможностями, уровнем экологизации развивающей природной среды (далее – РПС), направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации РПС. Любая РПС состоитиз разнообразных элементов. Каждый из них выполняет своюфункциональную роль. В таблице 6 перечислены функциональные роли различных элементов РПС и их использование для проведения разнообразных занятий [6]. Исходя из определения экологической развивающей среды, следует выделить ее условия, влияющие на совершенствованиепедагогического процесса: 1) содержательные; 2) процессуальные; 3) технологические. В качестве содержательных условий выступают: миссия ДОУ(сознательный и обоснованный выбор ДОУ важнейших функцийдеятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретныхприоритетов, направлений деятельности); модель экологическивоспитанного выпускника ДОУ; ее цели, конкретизированные наоснове оценки внутренних и внешних возможностей ДОУ. Важную роль в этой подгруппе условий играет содержание педагогического процесса, включающее в себя организацию жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. Процессуальные условия экологической развивающей средыдолжны приводить в соответствие с целью ДОУ, содержательными аспектами ее деятельности все имеющиеся внутренние ивнешние ресурсы, обеспечивая тем самым согласованность деятельностей участников педагогического процесса. Большое значение имеют условия данной подгруппы в «настраивании» участников педагогического процесса на усвоение целей ДОУ. «Настраивание» состоит не в осмыслении ими заранее заданных поотношению к ним целей, а в создании условий для вовлечения ихкак субъектов сотворчества в открытое взаимодействие друг сдругом по разработке, обновлению и конкретизации совместнойдеятельности на основе выявленных тенденций экологическойразвивающей среды ДОУ. Технологические условия связаны с определением технологийобразовательного процесса. Значимость условий этой подгруппыобусловлена стремлением ДОУ к достижению конечных результатов. Технологический подход к педагогическим явлениям и процессам определяется, с одной стороны, как совокупность методови средств обработки, а с другой – как способы воздействия одного субъекта взаимодействия на другой.
|