Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологический паспорт дошкольногоучреждения
Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важнополучить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды. Н.А. Рыжова предлагает составить необычный неофициальный документ – экологический паспорт ДОУ. Он поможет поновому оценить и территорию, и внутренние помещения, и экологическую обстановку в районе. Составив и проанализировав такой «документ», педагоги смогут определить основные направления своей работы, разработать рекомендации по обустройствутерритории (в том числе и по организации экологической тропы), экологического класса и многое другое. Все данные можно оформить в виде альбома или тетради, проиллюстрированныхфотографиями и схемами. Не исключено, что такой паспорт заинтересует и поможет привлечь к сотрудничеству родителей. Экологического паспорта дошкольного учреждения», которая апробирована во многих регионах страны. Оформление такого неофициального документа позволяет решить следующие задачи: а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение; б) изучить состояние его территории и прилегающих участков; в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренниепомещения; г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающуюсреду и наметить пути уменьшения этого влияния; д) систематизировать и проанализировать профессиональные иматериальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностейэкологического образования; е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении; ж) координировать работу по экологическому образованию с другими организациями; з) создать более благоприятные для здоровья детей условия; и) привлечь внимание родителей к экологическим проблемам; к) оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме(что важно, в частности, и для работников органов управления образованием разного уровня). Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная сраздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в тойили иной степени принимает участие весь коллектив. Координировать работу может старший воспитатель или педагог-эколог. «Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенныхв прозрачные папки-файлы. Желательно включить в него фотографии(экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы помещений, территории дошкольного учреждения и серии карт, отражающихэкологическую ситуацию в районе (по материалам комитетов по экологии). Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года, вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива.Например, отмечается создание экологической комнаты, изменения возеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период. Большую помощь в составлении «Экологического паспорта» детского сада могут оказать школьники, занимающиеся проблемой мониторинга окружающей среды под руководством педагогов, и студентывузов, педагогических колледжей, выполняющие курсовые и дипломные работы (соответствующий опыт уже имеется). Такой подход оченьважен с точки зрения преемственности в экологическом образовании. К консультированию по отдельным разделам можно привлечь учителей (биологии, географии, физики, химии, основ безопасности жизнедеятельности), преподавателей вузов, сотрудников станций юннатов, экологических центров, научных учреждений, заповедников, комитетов по экологии, музеев, органов санэпидемнадзора. К «Экологическому паспорту» прилагаются картосхемы микрорайона детского сада, территории детского сада. Можно также сделать схемы расположения помещений на этажах и макет территории детского сада с объемными фигурками деревьев, песочниц, зданий, которые дети смогут переставлять во время игры. Ниже приводится примерная структура «Экологического паспорта дошкольного учреждения» (в схематическом виде она показана нарисунке).
|