Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






налоговых и таможенных платежей






 

Трудно отрицать, что долгое время наша экономика была в

полузадушенном состоянии. Ее удушали преднамеренно, добиваясь, чтобы она уходила в тень и оставалась там, потому что теневую экономику заставить работать на интересы узкого круга лиц намного проще, чем открытую и прозрачную. Тех, кто совершал правонарушения, преступления, то есть утаивал налоги от государства, было легко припугнуть и заставить, чтобы они платили проверяющим. Беспристрастный анализ основных экономических показателей пятилетия до и пятилетия после Народной революции 2005 года позволяет сделать объективные выводы о кратном увеличении поступлений, прежде всего, таможенных платежей. Все, кто, так или иначе работал на базарах, - а таким образом зарабатывали себе на жизнь большинство наших граждан, вынуждены были платить деньги разным криминальным и полукриминальным структурам, так называемой «крыше», в результате бюджет страны терял астрономические суммы.

 

Названные причины наряду с другими основаниями побудили нас приступить к последовательному выводу экономики из тени, к предоставлению условий для более продуктивной, комфортной и защищенной деятельности активной части населения. Мы ставили своей целью создание и укрепление среднего класса общества, получающего доходы, достаточные для поддержания достойных жизненных условий, поскольку предприниматели, люди дела - основа силы, опора любого государства. Без формирования среднего класса невозможно рассчитывать на развитие экономики и эволюцию страны, на выход из затяжного периода стагнации.

 

Однако далеко не все было просто, так как существовали определенные проблемы и трудности, вызванные подписанием соглашений с международными организациями и финансовыми институтами, такими, как МВФ, Всемирный банк и другими донорами, отношения с которыми строились в одностороннем и многостороннем форматах. Следовательно, Кыргызстан был обязан двигаться в фарватере той стратегии развития и тех программ, которые были уже согласованными. Это означало, что полномасштабной независимости в проведении политики, в том числе и экономической, у Кыргызстана не было. Я как президент с этим не мог смириться.

 

Кульминацией взаимоотношений с этими институтами стал отказ Кыргызстана от программы ХИПИК. Помню, насколько жаркими и порой драматичными были обсуждения этой темы в нашем обществе как среди специалистов, так и среди простого населения. Растущее самосознание и гордость за свою страну, за свою независимость, желание самостоятельно определять курс на будущее наших детей, с одной стороны, и с другой - безапелляционность и абсолютная уверенность в суждениях доноров, в отдельных случаях создавали излишнюю напряженность.

 

Однажды на переговорах, которые вели члены правительства и национального банка, стороны уперлись в неразрешимые противоречия, зашли в тупик, из которого нужно было выйти, поставив точку в обсуждениях. Эту точку мне пришлось поставить. Завершалась очередная обзорная миссия Всемирного банка и Валютного фонда, в связи с чем этим я дал ужин в честь делегации. С кыргызской стороны на ужине присутствовали министр финансов Марат Султанов, вице-премьер Данияр Усенов, председатель национального банка Марат Алапаев. Несмотря на статус приема от имени президента, две переговаривающиеся стороны - уважаемые доноры и члены моей команды - никак не могли успокоиться и продолжали спор. Представительница Всемирного банка очень жестко отстаивала свою позицию и настаивала на том, что мы не имеем права (я подчеркиваю: не имеем права!) снижать НДС и подоходный налог. Она очень прямолинейно аргументировала свою позицию, утверждая, что есть большой риск недобора налогов, а это приведет к огромному дефициту бюджета, нам нечем будет платить заработную плату учителям, врачам, не на что будет осуществлять социальное обеспечение тех, кто в нем нуждается. Члены нашей команды отстаивали свое мнение, заключавшееся в том, что именно расширение экономических свобод позволит реально увидеть результат в борьбе с теневой экономикой, именно выход экономики из тени даст многократное улучшение бюджетных позиций.

 

Увидев, что спор этих двух команд превратился в острое противостояние, кроме того, наши друзья из международной организации перешли допустимые границы и заняли позицию диктата по отношению к тому, как нам жить, я был вынужден вмешаться. «Извините - сказал я, - позвольте вас спросить - кто президент в этой стране - вы или все же я?» За столом наступила тяжелая тишина, возникла неловкая, бесконечно долгая пауза. В конце концов, представительница Всемирного банка все же выдавила из себя: «Извините, господин президент, конечно, Вы».

Тогда я сказал: «В этой стране будет так, как решим мы. Мы очень ценим ваше мнение и вашу помощь и от нее пока не отказываемся, но принимать решение будем все же мы!»

 

После этого правительство и парламент в предельно сжатые сроки провели серьезнейшие реформы в области налогообложения. Я напомню, что НДС, самый главный налог доходной части бюджета, с 20% был снижен до 12%. Подоходный налог уменьшен в два раза - также с 20% до 10%. То же самое - налог на прибыль - с 20% до 10%. Так называемый дорожный налог 0.8% от оборота (специалисты знают, что это огромная сумма) был отменен полностью. Налог на ЧС в сумме 1.3% от оборота тоже был отменен. Были серьезно снижены ставки земельного налога, максимальный земельный налог по северным долинным районам составлял в пределах 400 сомов за один гектар поливной земли в год или 30-40 сомов за гектар в месяц. За использование пастбищ в Суусамыре налоги составляли 8 сомов за гектар в год, то есть меньше одного сома в месяц. Мы хотели создать необременительные условия для развития бизнеса не на словах, а на деле.

Большинство мелких предприятий перевели на патентную основу: автомойки, парикмахерские, зубопротезные кабинеты, сауны, гостиницы, ремонт автомобилей, изготовление ключей - всего не перечислишь. То есть вместо того, чтобы гоняться за каждым из тех, кто хотел сам создать себе рабочее место, обеспечивать свою семью и еще помогать государству, мы развязали людям руки: платите и делайте в рамках патента все, что считаете нужным и выгодным. Стоимость этих патентов тоже была условной - 50-100 сомов в месяц, то есть заплати один-два доллара, примерно стоимость пачки сигарет - и работай целый месяц, тебе никто не будет мешать. На патент были переведены те, кто торговал на базаре и в контейнерах, кто выпекал в тандыре хлеб на продажу, кто реализовывал яйца и сметану, произведенные в своем хозяйстве.

 

Я чувствовал себя ответственным, обязанным дать народу свободу, о которой мечтал с момента провозглашения независимости. Свободу улучшать свою жизнь своими руками. Если мы как правительство не смогли дать людям рабочие места, не могли построить фабрики и заводы, мы должны предоставить свободу мелкому и среднему предпринимательству прежде всего. Был ли риск? Да, был риск того, что пойдя на такие глубочайшие реформы в области фискальной политики, мы могли бы подвергнуть краху финансовую политику государства. Но мы рискнули сознательно, просчитав предварительно все плюсы и минусы - и выиграли! Доходная часть бюджета при Акаеве составляла 18 млрд. сомов, а в 2009 году мы собрали бюджет с доходной частью в 57 млрд. сомов, то есть рост составил 300%, и этот рост произошел при колоссальном, двукратном снижении налогов.

 

Особо хочу подчеркнуть таможенные позиции. В этом плане в Кыргызстане было принято уникальное решение на постсоветском пространстве – производить растаможивание товаров и услуг, прежде всего из Китая, в килограммах. Неважно, что завозится в страну: тапочки, текстильный материал, школьные принадлежности или телевизоры - все это взвешивалось, как обычно, но за каждый килограмм оплачивались таможенные платежи в сумме 15 центов за килограмм в пересчете по курсу национального банка. Это решение предопределило в первую очередь простоту и свободу предпринимательства в области международной торговли.

Простые и очень легкие условия таможенного обложения и оформления создали предпосылки для формирования рынков «Дордой», «Кара-Суу» - среднеазиатских региональных торговых центров, как сейчас принято говорить, торговых хабов. 90-95% товарного потока, который заходил из Китая, уходил в последующем в Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Туркмению и в Россию. Наши граждане на этом зарабатывали, богатели. Без преувеличения, данное нововведение стало одним из решающих факторов бурного развития торговых связей с Китаем, что привело соответственно и к улучшению политических отношений с нашим великим соседом.

 

Люди, торговавшие на базарах разнообразными товарами, получили реальную возможность строить себе удобные дома, давать детям образование за границей, наиболее успешные начали покупать квартиры в Алмате, в Москве. Это увидели все. Остается сожалеть, что нынешняя власть, пришедшая на крови и слезах обманутых людей, не просто напрочь позабыла о своих обещаниях мгновенно в разы улучшить качество жизни граждан, а беззастенчиво снимает три шкуры с кыргызского народа. Что я имею в виду? Действующая власть увеличила таможенные пошлины на 300%, сегодня за растаможивание товаров люди вынуждены платить не 15 центов, как это было в мое время, а 45 центов за килограмм. Мне очень жаль, что бизнесмены, которые ввозят товары из тех же Арабских Эмиратов, в аэропорту " Манас" вместо прежних 45 центов за килограмм, сегодня обязаны платить 1.5 доллара. То есть таможенные пошлины резко выросли на 300%. С вступлением страны в Евразийское экономическое сообщество и этот упрощенный порядок исчисления таможенных платежей закроется. Кыргызстан, как и все его партнеры, обязан будет перейти на растаможивание товаров только по официальным счетам-фактурам, следовательно, бизнесменам придется платить за эту обязательную процедуру в несколько раз больше. Помимо того, что станет очень тяжело работать нашим предпринимателям, самое страшное заключается в том, что за все будет расплачиваться рядовой покупатель. Возросшие на 300 - 500 процентов таможенные платежи отразятся на непосредственной стоимости товаров, которые уже сегодня доступны далеко не всем слоям населения республики. Больно думать об этом, потому что я доподлинно знаю, как было в мое время, каким образом работали решения, принимаемые на благо людей, - и что делается в данное время, к чему ведут страну нынешние правители. Но так или иначе, эту власть избрал народ, всякие возражения бессмысленны, сожаления бесполезны.

 

Внешний долг

 

В качестве одного из приоритетов экономической политики я принял весьма простой принцип - жить по средствам. Этот принцип определял стратегию экономии государственных средств, последовательное сокращение управленческого аппарата, повышение качества управления, усиление роли местных органов власти, оптимизацию работы республиканских органов, исключение дублирования. Однако жить по средствам означило не только экономить, но и минимизировать по возможности зависимость республики от внешних заимствований, оптимизировать их. Придя к власти, я принял страну от моего предшественника Акаева Кыргызстан с общим государственным долгом Кыргызстана около 2, 5 миллиарда долларов США. По завершении моего управления государством на 1 января 2010 года госдолг составлял около 2 миллиардов долларов, то есть снизился более чем на 500 миллионов долларов США. Сокращение внешнего долга произошло на фоне резкого роста золотовалютных резервов государства. Акаев «оставил» Бакиеву резервов в национальном банке всего лишь около 500 миллионов долларов США, Бакиев «передал» Атамбаеву резервы национального банка в сумме около 2 миллардов США. Следовательно, золотовалютные резервы Кыргызстана при мне выросли более чем в три раза.Раньше внешние заимствования считались единственно возможным средством поддержки бюджета и осуществления крупных инфраструктурных проектов. Сегодня экономисты подчеркивают, что именно при мне бюджет был наиболее сбалансированным. Не было такого устрашающего понятия, как дефицит бюджета, угрозы неисполнения долговых обязательств, невыплат пенсий и пособий. Наоборот, и заработная плата выплачивалась вовремя, и пенсии выдавались вовремя, и отмечался последовательный рост всех экономических показателей.

 

К заслугам Акаева безусловно следует отнести введение национальной валюты и вступление страны в ВТО. Этот прорыв был одним из первых на постсоветском пространстве, что отчасти дало Кыргызстану определенные преимущества. Но неверно выбранный вектор развития страны, ошибочные представления о реформировании промышленности и агросектора, способы осуществления приватизации, особенно в сельском хозяйстве, привели к разрушению всех основных подразделений экономики страны.

 

Неудивительно, что национальная валюта подверглась столь чудовищной инфляции, которая обернулась неимоверными лишениями для простых граждан Кыргызстана. Ведь при ее введении в мае 1993 года стоимость сома по официальному курсу составляла 0, 25 доллара США. Однако уже к концу года сом обесценился на 50 процентов. Падение курса национальной валюты продолжалось непрерывно, в 1997 году за один доллар уже давали 15 сомов, а к концу правления Акаева в 2005 году кыргызский сом «рухнул» до 45 сомов за один доллар. Несложно представить себе настроения среди обычных граждан страны, которые жили на одну зарплату. Когда деньги, полученные в кассе утром, уже к вечеру теряли свою реальную ценность, а месячной зарплаты хватало на то, чтобы обеспечить семью самым насущным только в первую неделю.

 

Когда я пришел к власти, курс национальной валюты составлял 45 сомов за доллар, а когда я оставил этот пост, доллар вырос всего на три сома за 5 лет и равнялся 48 сомов. Это означает, что нам удалось обуздать инфляцию и свести до рекордного минимума падение нацвалюты. Если пересчитать доходы в бюджет, или внутренний валовый продукт, в реальном курсовом исчислении в предыдущем пятилетии и сравнить с сегодняшними результатами экономики, то «супер достижению» экономики Атамбаева будет дана беспристрастная оценка: никакого роста нет, есть только разрушение и стагнация. Да это явствует и из самого курса сома. За последние пять лет национальная валюта обесценилась с 48 до 60 за один доллар США. Дальше будет еще хуже. Нужно срочно принимать меры и серьезно заняться экономикой страны.

 

Долги Кыргызстана есть возможность вернуть, и они будут возвращены при условии, что будет проводиться разумная экономическая политика, построенная на принципах созидания. Хочу особо подчеркнуть, что нам удалось достичь невероятного. Именно за пять лет работы при мне произошел резкий рост доходов бюджета одновременно с резким сокращением налогов, отказом от бездумных внешних заимствований, от диктата МВФ и Всемирного Банка, удалось также разработать и заложить основы крупнейших проектов. Нам удалось достичь того, чтобы наше автомобильное сообщение шло до Исфаны, минуя анклавы. Об этом мы договорились с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном на двух встречах с ним в Баткенской области. Столь же успешно были решены вопросы обмена с Таджикистаном электроэнергией в зимний и в летний периоды, а жители Лейлекского района были выведены из энергетического тупика. Тогда же началось строительство мостов и дорог в обход анклавов, одновременно удалось достичь улучшения водоснабжения приграничных районов обеих республик, совместное использование сельхозугодий с нашими таджикскими партнерами, мы заметно упростили и узаконили сообщение и поставки грузов через наш Алайский район на Горный Бадахшан. Всего и не перечесть, что было сделано в стратегически важном вопросе улучшения взаимоотношений с Таджикистаном, нашим близким соседом испокон веков.

 

Сегодня страшно и больно читать приграничные новости, которые приходят как сводки с линии фронта: там убили, тут напали, там застрелили, там границу не поделят, тут договориться не могут. Куда идем? Как можно было безответственно порушить тот мир, который уже был достигнут в наших взаимоотношениях с соседями?

 

Буквально с первых недель моего прихода к власти в 2005 году было запланировано строительство ЛЭП-110 «Айгульташ-Самат», начались подготовительные работы по возведению подстанции «Датка», линии электропередач «Датка-Кемин», подстанции «Кемин». Были подписаны по моему поручению проектные работы на общую сумму в 350 млн. долларов США, кредитором выступил китайский Эксим Банк. Единственное, чего достигла сегодняшняя власть, она переподписала этот контракт, увеличив его сумму до 390 млн. долларов, то есть проект стал на 40 млн. долларов дороже для народа. Помимо прочего, мной были начаты проект реконструкции Бишкекской ТЭЦ, реконструкция аэропорта в Тамчы, строительство Кызыл-Кийского цементного завода (проект был одобрен в августе 2007 года), состоялись вторая и третья фаза реконструкции магистральной трассы «Ош-Бишкек», положено начало строительству нефтеперерабатывающего завода «Джунда» (2009 год), стартовали реструктуризация и решение вопросов по " Кумтору" с подписанием нового соглашения на иных условиях, были оптимизированы взаимоотношения с США по авиационной базе «Манас». К перечисленному стоит добавить еще ряд достаточно значимых для страны проектов.

 

Проект " Кумтор"

 

Последние 15-20 лет тема «Кумтора» стоит на первом месте в информационно-экономическом пространстве Кыргызстана. «Золотая папка» по «Кумтору» послужила спусковым крючком для разгона легендарного парламента. Тема вывоза золота из Кыргызстана в Швейцарию, разного рода слухи и домыслы об умопомрачительных взятках и разгильдяйстве, предательстве кыргызскими чиновниками национальных интересов страны в вопросе «Кумтора» сегодня обрели статус бессмертной легенды. Кыргызстан, который должен был вступить в полное право владения «Кумтором» еще в 2003 году, даже сегодня, спустя 12 лет, очень далек от решения этого вопроса.

 

Надо сказать, что и у оппозиции, которая совершила государственный вооруженный переворот в апреле 2010 года, тема «Кумтора» была одним из главных лозунгов. Противники власти с шумом и помпой настоятельно требовали от нее национализировать этот проект. По сути, речь шла о том, чтобы в нарушение всех законов просто отобрать работающий комбинат, выгнать канадцев, то есть фактически осуществить рейдерский захват предприятия, якобы суливший народу Кыргызстана золотые горы. Что ж, лидеры оппозиции, которым так хотелось избавиться от Бакиева, добились своего, и теперь, по прошествии стольких лет с тех пор, можно спросить - что реально было сделано за это время? И сравнить достигнутые результаты с тем, чего добился Бакиев в вопросе «Кумтора». В этом случае ничего не удастся утаить, проявятся все позиции и разногласия, как и мотивы, которые двигали разными лидерами.

 

Из сообщений газет

 

«Итак, в 1994 году открытая часть карьерных разработок на месторождении Кумтор составляла 316 тонн. Подземная часть - 399 тонн. Таким образом, общий запас составлял 716 тонн золота.

В 2007 году Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) выявила, что в Кумторе к этому времени запасов золота

осталось 352 тонны.

На 1 января 2010 года выработано было 266 тонн золота. Остаток открытых запасов золота на руднике составлял 129 тонн.

При Акаеве с 1997 г. – до 2004 года было выработано почти 156 тонн золота, на общую сумму – 1 млрд. 617 млн. 955 тыс.долларов США.

При Бакиеве с 2005 – 2009 гг. было добыто 68 тонн, на общую сумму 1 млрд. 597 млн. 419 тыс.долларов США.

В период Временного правительства во главе с Р. Отунбаевой и при президентстве Атамбаева с 2010 г. по 2014 год было добыто 87 тонн золота на рекордную сумму – 3 млрд. 909 млн. 338 тыс.долларов США.

Возникает вопрос - куда нынешняя власть дела эти средства.

При несложной арифметике выходит, что остаток запасов золота на сегодняшний день составляет всего 41 тонну. И это все, что Центерра собирается добывать до 2026 года, еще 11 лет? Или они с подземной части тоже собираются что-либо добывать открытым способом? Что это означает?

Если подземную часть золота добывать открытым способом при нынешней технологии, то будут полностью уничтожены ледники на участке Центральный, Сары-Тор и Юго-Западный. Чтобы переработать этот огромный запас руды, нужно будет построить еще одно хвостохранилище. Потому что нынешнее е уже заполнено 316 тоннами карьерных запасов.

Это увеличивает масштабы экологической катастрофы в два раза. Ледники будут таять и заливать карьер. Чтобы это предотвратить, надо будет переносить отвал, который уже засыпан, и убирать ледник. И на это все власть идет целенаправленно. Разве это не диверсия и преступление против собственной страны?

В 2012 году, по поручению парламента и на основании постановления правительства КР была создана Государственная комиссия по проверке и изучению соблюдения ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения.

Комиссия состояла из 25 человек, они работали в трех группах под руководством Артыкбаева Осмонбека (бывший директор Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики)- Глава Рабочей группы по экологической и горнотехнической экспертизе, Шыкмаматова Алманбета (бывший Министр юстиции) - глава рабочей группы по юридической стороне, Байгончоков Мирлан (бывший Министр финансов) – глава рабочей группы по финансовой части.

Было проведено семь заседаний. Все они были открытыми, проходили с участием общественности и журналистов.

В феврале 2013 года, заслушав отчет Государственной комиссии, Жогорку Кенеш Кыргызстана одобрил единый проект постановления по «Кумтору».

(Источник - газета «ResРublica" от 15.06.2015 г.)

 

Уникальность тогдашней ситуации заключалась в том, что в 2005 году мне золоторудное предприятие досталось в виде разбитого корыта. Акций «Кумтора» у Кыргызстана оставалось всего лишь 16%. Последние 17% акций премьер Н.Танаев и его правительство успели продать за 86 миллионов долларов США - вот какое наследие получил Бакиев! Остаток акций - 16%, цена которых была около 85 миллионов США, и Кумтор, который в год платил налогов в пределах 2-3 миллионов долларов.

А что после пяти лет правления оставил Бакиев своему народу? 33% акций Кумтора вместо 16%, и эта наша доля в 2010 году стоили уже 1 миллиард 750 миллионов долларов США, то есть доля Кыргызстана увеличилась с 85 миллионов долларов до 1 миллиарда 750 миллионов долларов! Новое соглашение открыло дорогу к тому, что до 2025 года – то есть, до завершения работы предприятия, - Кыргызстан должен был получить 3 миллиарда долларов США налоговых отчислений с работающей компании. Поэтому тот внешний долг, который у нас был, абсолютно не представлял ни политической, ни экономической угрозы нашей стране и ее независимости. Более того, процесс оздоровления экономики открывал масштабные перспективы дальнейшего развития, в связи с чем и был сформирован Фонд развития Кыргызской Республики, но это отдельная тема.

 

Хочу напомнить, что в бытность Атамбаева премьером в 2007 году он пытался внести свою лепту в историю с Кумтором. Было разработано и подписано соглашение с Кумтором, но данное соглашение была крайне не выгодным для Кыргызстана прежде всего с экономической точки зрения. И поэтому парламент это соглашение отклонил. В 2009 году было подписано более выгодное новое соглашение, который по сегодняшний день действует и приносит пользу моему народу.

 

Весьма прискорбно, что сегодня, несмотря на обещания озолотить страну после Бакиева, власть Атамбаева оказалась не способной решить ни один вопрос по «Кумтору». Последовал закономерный результат: налоговые поступления по «Кумтору» снизились и составляют сегодня 100 миллионов долларов в год. А стоимость наших акций с 1 миллиарда 750 миллионов долларов сократилась до 350 миллионов долларов. Только лишь на одном этом проекте кыргызский народ, поменяв Бакиева на Атамбаева, потерял 1.5 миллиарда долларов США. Власть Атамбаева оказалась неподъемной, неимоверно накладной для кармана кыргызского народа.

 

О базе США в «Манасе»

 

Авиационная база коалиции объединенных войск (читай: США) «Манас», которая в 2001 году была размещена Акаевым в Кыргызстане, в лучшие времена при нем платила Кыргызстану всего лишь 2 миллиона долларов США в год. При мне сумма прямых и косвенных платежей с военной базы в " Манасе" достигла 150 миллионов долларов в год.

Атамбаев вывел американскую базу, бюджет стал получать ноль. Что касается политической выгоды, то этот вопрос остается спорным. А по «Кумтору», кроме скандалов, распрей и многомиллионных трат из госбюджета в долларах на оплату экспертов, никакой пользы страна не получила. Только благодаря соглашению 2009 года Кыргызстан продолжает получать огромные суммы от «Кумтора», несмотря на то, что мировая цена на золото упала на 30%. Уверен, наши потомки еще дадут положительную оценку тому, что удалось совершить моему правительству в отстаивании национальных интересов Кыргызстана по вопросам, касающимся и " Кумтора", и базы в аэропорту «Манас».

 

Относительно других производственных компаний, кроме " Кумтора", известно, что ковровый комбинат в Кара-Балте, запущенный в 1984 году, был последним предприятием, построенным в нашей стране в советское время. А после 1990 г. из промышленных предприятий был введен в строй лишь стекольный завод в Токмоке. С тех пор в Кыргызстане не было возведено ни одного сколько-нибудь существенного производства, и только при мне дело сдвинулось с мертвой точки. Был построен и запущен Кызыл-Кийский цементный завод мощностью в 1 миллион тонн цемента, гидроэлектростанция «Камбар-Ата-2» и заложены основы для запуска второго и третьего агрегата этой ГЭС. Начато строительство нефтеперерабатывающего завода «Джунда». Маленький штрих: на Иссык-Куле за время независимости при Акаеве не было построено ни одного нового пансионата, а во время моего правления за 5 лет там появились 11 новых пансионатов.

 

Атамбаев и его команда как начали процесс тотальной национализации, так до сих пор никак его не завершат. Обозначенные в этой книге реалии позволяют увидеть существенную разницу в деятельности двух президентов. При мне не только был провозглашен лозунг «Жить по средствам», но действовала тенденция разумного расходования имеющихся средств, особенно это касалось грантов. Хочу привести несколько примеров. В 2008 году после моего официального визита в Китайскую Народную Республику была достигнута договоренность о предоставлении Кыргызстану Китаем огромного гранта. И когда встал вопрос, в каком выражении этот грант был бы наиболее полезен для страны, я, не задумываясь, сказал – в виде поставок сельскохозяйственной техники для удовлетворения насущных потребностей фермеров и задач, требующих решения в сельском хозяйстве. В страну поступило 1000 тракторов, эту технику получили все области и все районы, она и сегодня работает на полях. Помню, при вручении тракторов в Оше на площади один из аксакалов сказал мне: «Вот сейчас видно всем, что ты - настоящий молодец. То, что Акаев все наши станки и заводы в виде металлолома отправлял в Китай, ты в виде тракторов, снова возвращаешь кыргызскому народу. Огромное спасибо тебе, сынок». Кроме того, в рамках названного гранта КНР перед юбилейным заседанием ШОС в Кыргызстане в государственной резиденции были построены 6 гостевых домов, конгресс-холл и проведена серьезная реконструкция самой госрезиденции, где с 1960-х годов вообще ничего не строилось. Таким образом, спустя почти 40 лет я попытался посильно поднять потускневший имидж страны, чтобы Кыргызстан обрел более достойное и привлекательное лицо. Что на сегодняшний день за такой же срок, как был отпущен мне, сделала нынешняя власть? В Кыргызстан продолжают поступать гранты, но на них не привозят трактора для нужд народа, на них теперь покупают мерседесы и кадиллаки для узкого круга приближенных лиц и элиты.

 

«Кыргызгаз»

 

При мне наши отношения с Узбекистаном были как никогда прежде по-настоящему доверительными и братскими, но в данное время, я считаю, они в корне разрушены. Решение продать “Кыргызгаз” за один доллар является антинародным, по сути, преступным, другого определения я просто не нахожу. Как сказал один из депутатов: «Мы продали Кыргызгаз, а теперь у нас нет ни “Кыргызгаза”, ни газа». Но это только видимая вершина айсберга газовых проблем - то, что мы потеряли эту компанию. Возможно, Атамбаев хотел оправдать свое назначение и расплатиться с теми, кто его поддержал, но в таком случае он выбрал неудачную форму расчета. В наше время и задолго до моего правления возникали проблемы с газом, и они решались. Компания“Кыргызгаз” никогда не была убыточной, ее долги были переходящими из месяца в месяц, из года в год, газ оплачивался по факту потребления. Переходящие долги “Кыргызгаза” составляли приблизительно 2-3 млн.долларов США. Я считал, что работа в этом направлении была достаточно успешной, поэтому в свое время руководитель “Кыргызгаза” Игорь Чудинов стал премьер-министром Кыргызской Республики. Стало быть, прежде чем продавать эту компанию за один доллар, нужно было разобраться, как образовалась задолженность в 40-50 млн долларов, кто конкретно в этом виноват. В первую очередь следовало выяснить, кто допустил такой ущерб, потребовать его возмещения, а лиц, причастных к этим хищениям, наказать по всей строгости закона. После этого, если Атамбаев принял решение продать “Кыргызгаз”, необходимо было сделать реальную оценку всей системы, которая включает в себя 120 км магистральных труб высокого давления большого диаметра, 700 км магистральных труб среднего давления среднего диаметра. И свыше 12 тысяч километров труб низкого давления. Добавьте сюда две кустовые станции газа в Сокулуке и Джалал-Абаде, свыше трехсот распределительных газовых щитов (ЩРП), 2 больших газовых хранилища в Майлуу-Суу и Шахимардане емкостью свыше 5млрд.кубов. И это не считая другого оборудования и снаряжения. Думаю, что при оценке нужно было учитывать и разведанные запасы газа “Кыргызнефтегаза”, составляющие почти 7 млрд.кубов газа в недрах Кыргызстана, а также стоимость земли, которая отводилась под всю газотранспортную инфраструктуру как собственность «Кыргызгаза».

 

Кыргызстан - небольшая горная страна, имеющая сходство с Арменией, хотя по населению превосходит эту республику. Так вот, “Армянгаз” был продан тому же Газпрому и тоже в преддверии вхождения в Таможенный союз и в ЕАЭС за 750 млн долларов США. Думаю, что “Кыргызгаз” стоил не меньше, а скорее всего, больше этой суммы.

Почему в таком случае народная собственность стоимостью 750 млн долларов как минимум продается за 1 доллар? Кто за это ответит? Кто позволил, и кто дал право на такую сделку? В крайнем случае, надо было этот вопрос вынести на референдум. Уверен, придет время, и беспрецедентному разбазариванию имущества республики будет дана оценка, в том числе и юридическая, а те, кто принимал решение, обернувшееся колоссальными потерями национального достояния, понесут заслуженное наказание.

 

Чтобы у читателя не создалось впечатление, что Бакиев слишком комплиментарен по отношению к собственной персоне, я решил привести некоторые основные показатели социально- экономического развития в виде таблицы. В ней статистические данные времени правления Акаева сопоставлены с нашими результатами на 2009/2010 гг.

Основные социально-экономические характеристики

Кыргызской Республики.

 

Показатели 2004 - Акаев 2009/2010 - Бакиев Достижения правительства Бакиева за 5 лет
Средняя зарплата населения КР (сомов)     +320%
Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат на конец года (сомов)     +404%
Средняя зарплата учителей (сомов)     +623%
Валовый внутренний продукт (млн сомов) 94350, 7 220369, 3 +233%
Доходы государственного бюджета (млн сомов) 18335, 7 58013, 2 +316%
Поступление прямых иностранных инвестиций (без учета оттока), млн долл. США 175, 6 666, 1 +380%
Инвестиции в основной капитал (млн сомов) 10218, 6 44333, 3 +434%
Число предприятий и производств     +105%
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс.кв.м     +148%
Общеобразовательные школы (тыс. ученических мест)     +153%
Дошкольные учреждения (.мест)     +400%
Уровень занятости населения (тыс. человек) 1991, 2 2243, 7 +112%
Уровень безработицы (тыс. человек) 185, 7 212, 3 +114%
Численность работников предприятий по видам экономической деятельности (в среднем за год, человек)     +101%
Экспорт 721 млн $ 1, 856 $ +257%
Численность занятых в промышленности (тыс. человек) 259, 2 268, 2 +103%
Внешний долг (в долл. США) 2, 437 млрд. $ 2, 096 млрд. $ -14%
Золотовалютный резерв 543 млн $ 1, 819 млрд $ +335%
Остаток вкладов физических лиц (денежные средства населения в банках) 2, 243 млрд сомов 11, 747 млрд сомов +524%

 

 

Конституционная реформа 2006-2007 годов

 

Любые социальные потрясения являются следствием целого комплекса причин, которые порой вынуждают граждан идти на крайние меры. Сложившаяся общественно-политическая ситуация в республике к марту 2005 года была напряженной и взрывоопасной. Глубокий системный кризис в стране и отсутствие стремления власти к реформам вывели людей на площади. Парламентские выборы 2005 года, на которых были допущены грубейшие нарушения, переполнили чашу терпения народа Кыргызстана и стали детонатором массовых протестов, во время которых люди требовали справедливости и соблюдения закона. Как правило, в подобных случаях основные политические игроки начинают демонстрировать кипучую активность, предлагать варианты развития политической системы и в целом государства. Бесспорно, что большинство граждан и общественных деятелей искренне настроены на поиски мер, позволяющих определить пути выхода из кризиса. Но обязательно присутствуют и такие политики, которые, пользуясь моментом, стараются с помощью специальных методик вводить общество в заблуждение, подменять суть конфликта с целью зомбировать простых граждан и навязать им выгодные для себя понятия. В кризисные моменты приходят в действие внешние факторы и силы, которые стремятся удовлетворить свои геополитические амбиции, установить собственные правила и подчинить им народные массы.

 

После Мартовской революции 2005 года встал закономерный вопрос о конституционной реформе, и новая власть обязана была удовлетворить требования граждан о справедливой реконструкции власти и ее институтов, коренном преобразовании политической системы, государственного устройства и общества в целом, проведении широкомасштабных экономических реформ. В те дни многие мои сторонники настаивали на “декретном” решении всех проблем, как это позже сделали те, кто пришел к власти в 2010 году. Но я был категорически против незаконных методов. Основная проблема, которую следовало решать путем конституционной реформы, была связана с разнородностью политической инфраструктуры; общество было расколото на множество групп с различными политическими ориентирами. Субъекты политического процесса предлагали диаметрально противоположные модели дальнейшего политического строительства Кыргыстана. Было много и тех, кто был настроен не на смягчение и разрядку тревожных или агрессивных настроений в обществе, а нацелен исключительно на расшатывание и без того неустойчивой политической ситуации. Предлагались модели американской системы президентского правления, парламентской системы Западной Европы, модели смешанных форм правления. Перед нами стояла трудная задача – удовлетворить интересы всех политических сил и, главное, граждан страны. Следовательно, необходимо было выбрать наиболее эффективную модель с учетом исторической преемственности, а также реальной политической и экономической ситуации в стране.

 

В апреле 2005 года Жогорку Кенешем было сформировано Конституционное совещание, состав которого по существу отражал всю палитру политических платформ в стране. В него входили представители законодательной, исполнительной, судебной власти, гражданского общества. Начиная с апреля 2005 года, совещание приступило к работе. Первоначально КС состояло из 105 членов, позже по требованию гражданского общества и политических партий состав был расширен до 300 участников. С первого дня в секретариат Конституционного совещания стало поступать множество проектов Основного закона, а также конкретные предложения и замечания от всех заинтересованных лиц.

 

Среди предложенных проектов отличались работы академика

Т. Койчуева с идеей Народного собрания, депутата К. Байболова и Ф. Кулова с парламентско-президентской моделью правления, общественного деятеля

С. Назарова, делавшего упор на менталитет и традиции кыргызского народа. Многие проекты основывались уже исключительно на национальных традициях и исторических институтах кыргызской государственности.

Однако работа Конституционного совещания не дала ожидаемого результата, так как его члены не смогли выработать единую позицию по основным статьям реформы. Анализ предложений и замечаний в ходе всенародного обсуждения проекта закона “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики”, проведенного осенью 2005 года, также показал недостаточное понимание сути проблемы и наличие взимоисключающих точек зрения. Большинство участников всенародного обсуждения и членов Конституционного совещания пришли к общему пониманию необходимости в первую очередь определиться с формой правления, после чего приступать к разработке проекта Основного закона.

В декабре 2005 года на заседании Конституционного совещания было принято решение о проведении в 2006 году всенародного референдума о выборе формы правления, либо одобрения одного из вариантов проекта Конституции.

С весны 2006 года начались поездки специально созданной экспертной группы во все регионы республики для разъяснения сути возможных вариантов Основного закона. Итоги встреч с электоратом позволяли констатировать, что подавляющая часть простого народа выступала за сильную власть, сильного президента и ответственных перед народом государственных органов. По большому счету, народу нужна была власть, способная обеспечить безопасность и удовлетворить насущные потребности и нужды, а какая это будет форма правления, для большинства было несущественным.

 

Между тем ситуация в стране с каждым днем становилась все более и более напряженной, многие политики продавливали идеи парламентаризма, желая без всяких обсуждений, не говоря о референдуме, как можно быстрее принять новую конституцию, основанную на парламентской системе правления. В СМИ появились публикации некоторых “экспертов”, которые пытались доказать, что демократию можно и нужно строить без учета волеизъявления народа, якобы, для успеха дела важно, чтобы узкий круг продвинутых политиков имел возможность реализовать свои цели.

 

Основная дискуссия развернулась вокруг полномочий президента и парламента. Понимая неприемлемость идеи парламентской республики, мы все-таки вынуждены были идти на определенные компромиссы и согласительные процедуры. В то же время, осознавая взятую на себя ответственность, я поручил секретариату Конституционного совещания подготовить проект со смешанной моделью власти с учетом предлагаемых компромиссных предложений. Основная идея данного проекта была связана с установлением сильной и ответственной власти, то есть предусматривалась реализация схемы - сильный президент, сильный парламент, независимый суд и сильное гражданское общество. Два основные вопроса, вокруг которых шли особенно ожесточенные споры, касались формирования правительства и процедуры его подотчетности. Вторым не менее важным вопросом была судьба Конституционного суда. Первоначально я был склонен к объединению Верховного и Конституционного судов, как это сделали после 2010 года. Но после долгих размышлений и консультаций я принял решение о необходимости сохранения Конституционного суда как самостоятельного органа по защите конституции. Считаю, это было верным решением: нельзя обьединять судебные органы с различными функциями правосудия.

 

Ноябрь 2006 года стал переломным: под давлением движения “За реформы”, мы приняли новую редакцию конституции. Все прекрасно помнят, что творилось вокруг " Белого дома" и на площади “Ала-Тоо”, но общественность и сегодня не знает об угрозе основам государственности, которая нависла в те дни над республикой. Сколько бойцов-спортсменов, собранных оппонентами, были готовы к атаке, сколько оружия было на руках, насколько все это было чревато пролитием крови. Оружие было обнаружено даже в легковых машинах, которые парковались вокруг Дома правительства. Поэтому появление компромиссного варианта конституции можно считать главным итогом тогдашнего острого политического кризиса. Можно сказать, улица и оппозиционные лидеры в ноябре того года настойчиво диктовали свою волю, поэтому неудивительно, что проект был подготовлен согласительной рабочей группой на скорую руку, без экспертизы и глубокого анализа. Еще раз повторюсь, уличные трибуны, поддержанные единомышленниками, требовали немедленно принять Основной закон. В целях сохранения стабильности и предотвращения непредсказуемого развития событий мы пошли на подписание ноябрьской конституции. Я не драматизирую сложившуюся на тот момент ситуацию, но страна действительно находилась на грани гражданской войны, раскола и кровопролития.

 

Для узкого круга лиц в эти судьбоносные для страны дни интересы нации все больше и больше отступали на задний план по сравнению с их личными интересами. Эти люди были готовы пойти на все, чтобы помешать работе новой власти. Нужно было снять напряженность в обществе, хотя мы понимали, что конституционная реформа не была завершена, поскольку в принятом проекте было множество противоречий и заложены нормы, разрушающие основы государства. К сожалению, недоработки имеются и в действующей Конституции КР 2010 года. Это касается положений, устанавливающих или допускающих безответственное поведение властных структур, создаваемых на основе принципа раздела власти между партиями, что приводит к разобщению общества и открывает возможности для манипулирования политическими группами, их стравливания между собой, влияния на их внутрипартийную деятельность с целью раскола и ослабления. Для политических оппонентов на тот момент интерес представлял только вопрос о полномочиях президента и парламента. Их не интересовали вопросы прав человека, экономических основ государства, независимости судов и функционирования местного самоуправления. Главное - перераспределить полномочия в пользу парламента, чтобы ослабить позиция президента, остальное им было совершенно безразлично.

 

Наша новейшая история изобилует примерами, когда интриги, политические игры и подтасовки фактов, допускаемые недобросовестными политиками, готовыми идти на все ради удовлетворения своих целей и амбиций, нередко приводили к самым трагическим результатам.

 

Я постоянно чувствовал на себе всю тяжесть давления интриганов и недобросовестных политиков, в особенности, в период подготовки конституции, но противостоял им, опираясь на общественность и народ. Поэтому состав Конституционного совещания был таким огромным. Роль гражданского общества, по сравнению с влиянием политиков, была несравнимо более значительна, так как оно выдвигало важные замечания и поправки по основным вопросам конституционных изменений. Тем не менее, принимать окончательные решения – прерогатива политиков, и для руководителя страны важно, чтобы проблема не забалтывалась и не зависала в воздухе. Практика доказала неэффективность, а стало быть, неприемлемость системы парламентского правления, - модели, которая в тогдашних наших условиях являлась бы системой поощрения безответственности, неуправляемости и хаоса. Как говорится самый лучший учитель это опыт: дорого берет, но объясняет доходчиво.

 

Эйфория после принятия ноябрьской Конституции 2006 года через несколько дней сменилась ощущением неловкости, так как сами же депутаты Жогорку Кенеша поняли, что Основной закон содержит в себе неприемлемые положения. И уж настоящий конфуз состоял в том, что в текст были заложены нормы, отменяющие само действие Конституции. Как это понимать? В первой статье говорилось об изложении в соответствующей редакции Конституции КР от 5 мая 1993 года, а в последней статье - о признании ее целиком утратившей силу. Таким образом, одновременно с изложением обновленного варианта Основного закона, предлагалось признать его недействующим. Положения принятой конституции также заложили казус в вопросе формирования правительства, и таких моментов было много. Подобный законотворческий нонсенс стал возможным из-за давления безответственных политиков, проповедовавших идеи парламентской системы. Наиболее рьяными были соратники Омурбека Текебаева, для которого наиважнейшим был вопрос ослабления власти Бакиева, а отнюдь не развитие парламентаризма.

 

Разобравшись в коллизии, отдельные депутаты Жогорку Кенеша инициировали новый проект Конституции КР, и 30 декабря 2006 года, парламент принял ее новую редакцию, сняв многие противоречия, но оставив неизменной суть системы правления. Самое главное - то, что и ноябрьская и декабрьская конституции связали по рукам власть, и проведение масштабных реформ стало невозможным. Не могу не сказать о том, что при принятии и ноябрьской и декабрьской конституций депутаты Жогорку Кенеша нарушили процедуру принятия путем внесения дополнений в регламент ЖК. Они позволили в обход требований самой конституции вносить в нее изменения и дополнения без заключения Конституционного суда. При этом оба раза было нарушено и требование конституции о принятии ее абсолютным большинством голосов и не менее чем в двух чтениях. Вышеперечисленные частности свидетельствовали о том, что мы накопили множество противоречий, а конституционная реформа не получила своего логического завершения.

 

Вывод, к которому я пришел после принятия конституций в ноябре и в декабре, заключался в том, что конституцию должны разрабатывать нейтральные специалисты – юристы, но не политики, так как последние все время тянут одеяло на себя. Задача политиков должна сводиться только к обозначению вопросов принципиального значения на компромиссной основе. Все процессы 2006 года, связанные с принятием Конституции, сводились лишь к вопросу дележа власти. Тем не менее, несмотря на недостатки и сжатые сроки принятия, в текстах этих конституций удалось закрепить достаточное количество новых положений, которые диктовались временем. К числу наиболее перспективных относились предложения по утверждению гендерного равенства путем закрепления нормы о равных правах мужчин и женщин и равных возможностях для их реализации. В области прав и свобод человека и гражданина государство признало право на двойное гражданство, была отменена смертная казнь. Серьезным достижением явилась норма о передаче санкции на арест судебным органам: задержанное лицо до истечения 24 часов с момента задержания должно быть доставлено в суд для решения вопроса о законности его задержания, и многое другое. В вопросе совершенствования политической системы нововведением стало то, что Жогорку Кенеш КР должен состоять из 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет, при этом не менее 50 процентов должны были избираться по пропорциональной системе. Все эти позитивные изменения - заслуга сознательных граждан и неравнодушного гражданского общества.

 

Конституционная реформа была завершена в 2007 году, после принятия новой редакции в октябре 2007 года. По прошествии времени можно констатировать то, что этот документ был цельным, системным и выверенным, способным дать власти возможность динамично и эффективно проводить политику развития государства и осуществить реформы во всех областях жизнедеятельности республики. Несмотря на критику конституции в редакции 2007 года как авторитарной, она четко и ясно отрегулировала функционирование всех конституционных институтов, каждый конституционный субъект имел отчетливое представление о своих полномочиях и ответственности за их реализацию. Именно благодаря прописанным нормам нам удалось в сжатые сроки добиться впечатляющих результатов и в политических реформах, и в экономике, и в социальной сфере.

 

В несколько последующих лет мы сделали столько, сколько не было достигнуто за предыдущие десятилетия. Это стало возможным благодаря именно Конституции Кыргызской Республики, принятой в 2007 году. Я уверен, что это отлично помнят прежние и нынешние служащие государственных и муниципальных структур, которые лично участвовали в реализации множества новых программ и проектов тех лет. Они могут сравнить оба периода и отметить, насколько результативнее был их труд до 2010 года. Нами был подготовлен целый пакет государственных программ и национальных проектов, разработаны проекты и программы, касающиеся всех сфер государственной, общественной и культурной жизни. И если бы представилась тогда возможность их завершить, мы смогли бы кардинально изменить ситуацию в стране к лучшему, а динамику перемен и их результаты можно было бы по достоинству оценить в настоящее время.

 

Я уже писал о стратегически важных проектах в сфере транспортных коммуникаций, о начале возведения по всему периметру Кыргызстана трасс, связывающих нашу страну с окружающими государствами, о проектах в сфере энергетики, которые закладывали фундамент подлинной экономической независимости республики, о масштабных инвестициях, которые хлынули в Кыргызстан в последние годы моего правления. Не секрет, что часть этих проектов используется действующей властью как ее собственные идеи и наработки. Неважно, чье это авторство, главное, чтобы шло на пользу республике. К сожалению, многие наши замыслы остались невостребованными или преднамеренно дискредитированными, так как практикуемая ныне система безответственности и деловой импотенции не имеет задатков для их реализации. Так произошло с планами и проектами по строительству железнодорожной магистрали, связывающей Китай, Кыргызстан и Узбекистан. Проект ТРАСЕКА, позволяющий Кыргызстану в случае реализации выйти через Пакистан и Индию к Индийскому океану, также оказался загубленным. Я уже не говорю о не столь глобальных, но не менее значимых проектах - по реформированию сельского хозяйства, судебной системы, органов госуправления, о тесном сотрудничестве, которого добился Кыргызстан совместно с Евросоюзом. Все начинания были подрублены под корень после апрельского переворота.

 

Только сильная, профессиональная и мобильная власть может оперативно решать проблемы и брать на себя ответственность за их реализацию. Подчеркиваю: в 2007 году, выбор сильной президентской системы и соответственно Конституции, которая может обеспечить масштабные реформы, мы сделали осознанно и целенаправленно.

 

К сожалению, действующая сегодня конституция 2010 года является даже более слабой, чем предыдущий вариант. Она так составлена, что в итоге никто ни за что не отвечает, а президент постоянно выходит за пределы своих полномочий, нарушая тем самым и положения Основного закона. Он не наделен полномочиями давать указания правительству, определять внутреннюю и внешнюю политику, но регулярно вмешивается в эти процессы. За президентом не закреплена роль гаранта Конституции КР, прав и свобод человека и гражданина. Чему же удивляться, если он сам постоянно нарушает конституционные нормы, то же самое делают судьи, чиновники всех мастей и даже прокуратура, обязанная надзирать за соблюдением законов.

 

Итак, у меня нет сомнений в том, что длившаяся два с половиной года конституционная реформа утвердила систему устойчивой, мобильной и ответственной власти, способной реализовать политические и экономические реформы в стране, обеспечить безопасность, права и свободы человека и гражданина. В результате возрождения правил и полномочий конституции 1993 года в редакции 2007 года государственная власть смогла добиться тех достижений, о которых сказано в этой книге в разделах, посвященных экономике, стратегическим проектам, преодолению кризисных явлений. Страна бурно развивалась и распрямляла плечи, набирая обороты - вплоть до государственного переворота 7 апреля 2010 года. Это было очевидно для всех, и наши враги понимали, что у них больше не будет шанса, если не остановить любыми способами и средствами форсированное движение страны по пути прогресса.

О декретах Временного правительства

Истинные помыслы человека выдают не слова и обещания, а следующие за словами реальные поступки и дела. Когда лидеры оппозиции пришли к власти в ходе кровавого переворота 7 апреля 2010 года, " революционеры" много говорили и даже поклялись над телами погибших, что создадут правовое, демократическое государство, в котором власть будет принадлежать народу и не будет места коррупции и правлению узкого круга лиц в собственных интересах. Однако юридическая оценка уже самых первых шагов Временного правительства свидетельствовала о том, что оно твердо намерено создавать законы, позволяющие оправдать главную цель – передел собственности, власти и тотальную распродажу национальных ресурсов Кыргызстана в целях личной наживы.

 

Правовую оценку декретам Временного правительства как незаконным актам дали многие специалисты, политологи и юристы, с их мнением согласен и я. Декреты в нынешнее время - нонсенс. Многим могло показаться, что поспешное принятие декретов последовало из-за юридической безграмотности, безответственности временщиков или лихого подражания революционным инициативам почти столетней давности с налетом показушной романтики. Но все последующие действия и логика событий неопровержимо свидетельствуют о том, что к этой мере прибегли умышленно, с целью ввергнуть страну в юридическую коллизию, загнать в тупик и, пользуясь правовой неразберихой, удовлетворять корыстные, в первую очередь имущественные интересы. После спешного принятия «пламенных» политических декретов, переворотчики сосредоточились на декретах, касающихся исключительно вопросов национализации. Передел собственности – вот к чему в действительности стремились временщики, маскируя этот интерес фиговым листком «революционной справедливости».

 

Именно справедливости ради надо сказать, что большинство членов Временного правительства не осознавали, что им специально навязали идею декретов, чтобы скрыть под благовидными предлогами гораздо более опасную цель - разрушение основ правовой системы и основ государственности. Лозунг: «Чем хуже – тем лучше», полагаю, наиболее точно характеризует логику действий Временного правительства. Иначе поведение его членов квалифицировать невозможно.

 

После насильственного вооруженного захвата власти у ВП был выбор: легализоваться в соответствие с предусмотренными законодательством Кыргызской Республикой процедурами, либо растоптать все правовые принципы и нормы, и пойти по пути игнорирования конституции и законов. Власть была захвачена преступным путем, никто не чинил препятствий, и временщики имели полную возможность узаконить свое положение, легитимизировать себя в глазах граждан Кыргызстана и во мнении мирового сообщества. Но эти люди выбрали иной метод срочного, сшитого на живую нитку утверждения своих полномочий. После Мартовской революции в 2005 году, каким бы ни было отношение оппозиции к предыдущей власти, выбор был единственно верным - все решать в рамках процедур, предусмотренных действующим законодательством Кыргызстана. Мы пошли в парламент, сформировали правительство, премьер-министр стал исполняющим обязанности президента. Все было сделано в строгом соответствии с буквой закона. Конечно, тогда среди оппозиции тоже были горячие головы, предлагавшие пойти «декретным путем», но большинство настояло на том том, что закон превыше всего.

 

Что такое декрет? Это каприз, амбиции, непрофессионализм и безответственность членов Временного правительства. Почему декреты плодились даже после принятия конституции? Да потому, как было сказано выше, что нужно было успеть провернуть процесс передела собственности и юридически запутать его истинные мотивы и последствия. Умышленное насаждение правового хаоса сопровождалось учреждением через декреты органов и должностей, не предусмотренных ни конституцией, ни законодательством. Что такое Временное правительство, техническое правительство, президент переходного периода, куратор силовых органов и т.д. и т.п.? В чем была необходимость введения фиктивных, не имевших законного обоснования органов и должностей? Ларчик просто открывался. Декрет – это пустая бумажка, изданная преступной бандой, не наделенная никакой юридической силой. И действовали эти декреты от имени лома, против которого нет приема. Следовательно, с момента принятия они были ничтожными актами или ничтожными документами, то есть лишенными силы создавать юридические последствия. Но временщики пытались любой ценой легализоваться, опасаясь, что народ их не поддержит и может прогнать. Поэтому в такой суете принимались все эти декреты и утверждались новые органы. Сопровождалась эта вакханалия беззакония насилием и преследованием тех, кто работал, служил прошлой власти, а также бизнесменов и простых граждан.

 

Процесс запугивания людей продолжается и сегодня, не случайно в средствах массовой информации нынешний период сравнивается с репрессиями 1937-1938 годов прошлого века. Тон задает Атамбаев, выразивший в День памяти жертв 7 апреля сожаление о том, что в Кыргызстане не была проведена люстрация, как в Украине, и заявивший, что политиков, издателей и журналистов надо было выдворить из страны. Глава государства, не читавший свою собственную конституцию, запрещающую выдворение граждан страны за ее пределы, - это катастрофа для Кыргызстана. Декреты загнали всю правовую систему государства в порочный круг, а вывести из него действующая власть даже не пыталась, так как любой юридически выверенный выход для временщиков – смерти подобен. А одно юридическое недоразумение влечет за собой цепь следующих тупиков.

 

Декретами нарушены права наших граждан и юридических лиц на частную собственность. Ее национализация временщиками произведена в обход законов и решений суда, без возмещения стоимости объектов. Если Конституционная палата сама пришла к выводу, что декреты не являются нормативными актами, почему она просто не отказала в рассмотрении ходатайств, а пыталась обосновать законность декретов и вынести решение? При этом вынесла вердикт о виновности отдельных лиц без решения или приговора суда, якобы временное правительство национализировало предположительно нажитое незаконным путем. Ни в одном цивилизованном государстве невозможно национализировать имущество на предположениях его незаконного приобретения.

 

Данное решение Конституционной палаты – это не торжество верховенства права, а результат подчинения диктату власти, давлению политики. Своим решением КП позиционировала себя не как судебный орган по защите конституции, а как учреждение, обязующееся защищать временное правительство и настряпанное им множество липовых документов. И поручила правительству выработать механизм национализации, хотя он давно прописан в законодательстве. То есть вместо исполнения закона, правительство должно изобрести велосипед, придумать то, что уже есть? А оно и не пытается искать этот механизм, действуя в абсолютно незаконном поле. Так на наших глазах родилась опаснейшая политическая традиция, согласно которой каждое новое правительство вправе решать самые важные вопросы по своему усмотрению, оставляя такой же вал нарушений своему преемнику. Некорректным является и факт дачи указания правительству со стороны КП. Такие полномочия не прописаны ни в конституции, ни в законодательстве. Совершенно очевидно, что данное политическое решение Конституционной палаты было продиктовано сверху, так как жалобами и заявлениями были завалены суды. Один из порядочных и честных судей Бишкека рассмотрел и признал декрет временщиков недействительным, за что был освобожден от занимаемой должности «по собственному желанию» в течение одного дня. Мало сказанного, так Конституционная палата, превысив свои полномочия, еще и запретила общим судам рассматривать законность декретов. Это прямое вмешательство в деятельность судебных органов. Своим незаконным решением Конституционная палата лишила граждан на судебную защиту, оправдала и незаконно сформированные органы (Временное правительство), тем самым создав прецедент для совершения очередных переворотов с формулировкой о нестандартности ситуации. То есть, априори новое волнение народа (экстраординарная ситуация) может быть завершено созданием новых временных правительств или иных временных органов. Справедливо утверждают эксперты, что названное решение Конституционной палаты – это правовой беспредел. Она должна давать только правовую оценку нормативным актам, но не характеристику политическим процессам.

 

Самый большой ущерб правовой системе и правовому сознанию наших граждан нанесла процедура принятия конституции 2010 года. Невозможно забыть, что творилось на юге страны, в Ошской и Джалал-Абадской областях проливалась кровь, гибли люди, горели жилища. И - верх цинизма – тогдашнее поведение временщиков, которые вместо того, чтобы предотвратить кровопролитие и стабилизировать ситуацию, принялись спешно готовить референдум по принятию своей конституции. Она также базировалась на декретах. Любой суд в цивилизованном обществе вынес бы решение о недействительности референдума и, следовательно, недействительности принятой конституции. Она могла быть признана не только недействительной, но даже ничтожной. Ведь согласно положениям действовавших на тот момент конституции и законодательства, референдум имел право назначить только президент. Если бы пошли правовым путем: избрали президента, а потом назначили референдум, вопросов не возникло. Более того, референдум мог назначаться с согласия депутатов Жогорку Кенеша, после чего глава государства должен был издать указ. Временщики же и тут пустили в дело декрет, назначив референдум через этот юридически ничтожный акт.

Судьба декретов, время действия декретов - автобиография временщиков, судьба и время их пребывания у власти. Большинство здравомыслящих граждан убеждены, что с приходом новой власти все декреты Временного правительства получат свою юридическую оценку и будут признаны незаконными. Это дело не столь отдаленного будущего.

 

7 апреля в Бишкеке

 

Я думаю, еще придет время, когда кровавым событиям 7 апреля 2010 года будет дана полная и всесторонняя политическа


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал