Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственная свобода личности.






Нравственная свобода - это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями.

В этическом смысле свобода человека - это его самообладание. Раскрыв понятие самообладания, мы сумеем раскрыть содержание понятия нравств. свободы.

Самообладание личности проявл-ся в 2-х связанных между собой аспектах ее бытия - природном и экзистенциальном - и предполагает осуществление человеком 2 принципов формирования - аскетического и этического.

Смысл аскетического принципа состоит в том, что человек как личность призван к обладанию своей духовно-телесной природой. Власть человека над природными влечениями, чувствами и желаниями достигается в реализации им принципа добровольного воздержания. Личное самосознающее “я” себя открывает, выявляет и осуществляет в своей духовно-телесной природе, к-рая дана “я” в его обладание и явл-ся областью самореализации и самоопределения личности. Власть личного “я” над чувствами и желаниями явл-ся существенно важным аспектом в самореализации человека. Осуществление человеком аскетического принципа, выражающегося через добровольное воздержание и выявляющего должное отношение его “я” к его природному началу, составляет основное, фундаментальное, содержание нравств. свободы личности.

Экзистенциальный принцип раскрывается в становлении и самовыявлении личности на фоне ее этического отношения к др. личностям. В бытии личности имеются 2 экзистенциальных момента, на к-рых она утверждается. 1-й момент - это оригинальность и неповторимость личности, ее несводимость ни на что другое. Ведь лично то, что оригинально, своеобразно, неповторимо, несводимо ни на что другое и неразрушимо ни в пространстве, ни во времени. 2-й момент - это невозможность для личности осуществлять свое бытие вне общения с др., подобными ей, личностями. Утверждая себя как личность, человек стремится к общению, к признанию ценностного своеобразия др. людей, без чего его собств. внутр. мир не будет сиять богатством и полнотой. Стремление человека к общению предполагает его нравств. свободу, т.е. господство над собств. интересами и стремлениями. Без нравств. самообладания и свободы человек не способен преодолеть свой природный эгоизм и подчинить его свободе и интересам ближних. Основанное на началах нравств. свободы отношение к ближнему включает:

1. признание другой личности,

2. уважение к ней,

3. заботу о благе этой личности, т.е. заповеданную Евангелием любовь.

Т.о., любовь и свобода взаимосвязаны. Но при этом любовь в действительности не ограничивает свободу, а несет человеку освобождение. Как этический принцип отношения к человеку любовь наиболее полно и глубоко выражает экзистенциальный принцип нравств. свободы личности.

 

Билет 3. Вопрос 2. Библейское и святоотеческое учение о добродетели.

Греч. слово “α ρ ε τ η ” и равнозначное ему латин. слово “vitrus” употреблялись в древности в идеально-возвышенном смысле. Эти слова означали способность, талантливость, одаренность, мужество, храбрость, смелость, благородство, доблесть, долг, обязанность, честность.

В Свящ. Писании ВЗ нет термина, к-рый бы соответствовал греч. термину areth. Понятие добродетели здесь передается словами, обозначающими крепость и силу, верность и праведность. В книге Премудрости общее представление о добродетели выражается понятиями “умеренность”, “мудрость” и “справедливость.” Термин areth встречается во 2-й книге Маккавеев (2 Мак. 6: 3; 10: 28; 15: 12-17), где он употребляется в значении доблести и постоянства.

В Свящ. Писании НЗ понятие “добродетель” выражается термином areth (1 Пет. 2: 9; 2 Пет. 1: 3-5; Флп. 4: 8). Добродетель выступает здесь как обозначение всех нравств. достижений человека: “...Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель (areth) и похвала, о том помышляйте” (Флп. 4: 8). Предписания о добродетели в Свящ. Писании НЗ характеризуют христиан. нравственность как принципиально новый план нравств. совершенства, формирующегося под воздействием благодати, любви и др. данных Богом источников жизни и освящения.

В патристической письменности отцы Церкви говорят о добродетели, исходя из Свящ. Писания НЗ. Согласно свят. Афанасию Великому, один Христос возвестил ясно и просто о жизни по добродетели. Отцы и учители Церкви указывают на примеры христиан. мучеников и святых, явивших образцы добродетелей. Апологеты говорят о красоте христиан. добродетелей, свидетельствующих о высоте нравств. жизни христиан. Св. Климент, еписк. Римский, в 1-ом посл. к Коринфской Церкви пишет: “Все праведники украсились добрыми делами, и Сам Господь радовался, украсив Себя делами... И нам надлежит быть ревностными в делании добра, ибо все от Него”.

Великие каппадокийцы указывают на значение добродетелей как важнейших факторов, определяющих процесс творческого формирования личности.

Согласно свят. Василию Великому, “как... живописцы, когда пишут образы, часто взирают на образцы, с к-рых стремятся с любовью и искусством передать изображение, так же следует всеми силами возделывать в себе добродетели и взирать на красоту и дела жизни святых и через подражание им вести добрую жизнь”.

Свят. Григорий Нисский говорит, что каждый человек есть живописец своей жизненной картины, т.е. автор своей творческой биографии, красками для к-рой явл-ся добродетели: “Каждый есть живописец собств. жизни, а художник дела жизни есть свободная воля, краски же для воспроизведения образа - добродетели... Но для изображения красоты мы должны брать, сколько возможно, чистые краски добродетелей, смешанные между собой по правилам искусства так, чтобы быть нам образом Образа, через деятельное, сколько возможно, подражание отпечатлевая первообразную красоту”.

Св. Максим Исповедник определяет добродетель как “богоподражательную благость”. Говоря в “Слове подвижническом” о св. страстях Спасителя, он указывает на необходимость следовать Его Божеств. добродетелям: “Будем подражать непрестанно Его пути, пламенному стремлению, великодушию воздержания, святыне рассудительности, благородству терпения, величйк5 мира, сочувствию сострадания, невозмутимой кротости, жару ревности, нелицемерной любви, высоте смиренномудрия, простоте нестяжания, мужеству, благородству, милости”.

У блаж. Августина мы встречаем классически ясное определение добродетели: добродетель - это искусство жить праведно.

Свят. Иоанн Златоуст энергично настаивает на необходимости добродетели для спасения человека и его оправдания перед Богом. В беседе на Послание к ефесянам он говорит: “От порочных действий нужно удерживаться для того, чтобы освободиться от геенны, а чтобы наследовать Царство Небесное, необходимо стяжать добродетель”. Свою мысль свят. поясняет примерами: человек, не причинивший городу зла, способен лишь избежать наказания, но золотым венцом увенчивается не тот, кто не причинил зла, а тот, кто оказал городу много благодеяний. “Если на поле, - продолжает свят-ль, - будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели”.

Следуя истине Божеств. Откровения, св. отцы рассматривают добродетель в ее отношении к вечному благу и в тесной связи с идеей спасения человека. В святоотеч. мысль добродетель вошла как понятие, означающее определенное и устойчивое расположение души в ее стремлении к истинному и вечному благу, как ценность, имеющая свое метафизическое основание в Боге и находящаяся в прямой зависимости от Его благодати и любви.

Добродетель имеет своим корнем святыню души, некое сокровенное и потаенное достояние, обретаемое личностью как неотъемлемая от нее и ни с чем не сравнимая ценность.

Но в развитии каждой отдельной добродетели человек ориентируется на данные, к-рые поставляют ему вера, христиан. миросозерцание и весь неисчерпаемый в своей полноте нравств. и духовный опыт Церкви.

 

Билет 4. Вопрос 1. Естественный нравственный закон (учение ап. Павла и свв. отцов


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал