Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
После смерти Сталина
Едва стало ясно, что Сталин умирает, его соратники озаботились переделом власти. Вечером 5 марта 1953 г. состоялось совещание высших руководителей страны, названное совместным заседанием Пленума ЦК КПСС, Совета министров и Президиума Верховного совета СССР. Председателем Совета министров вместо Сталина был назначен Г.М.Маленков, его первыми заместителями — Л.П.Берия, Н.А.Булганин, Л.М.Каганович и В.М.Молотов. Одновременно Берия занял пост министра внутренних дел, сосредоточив в своих руках контроль над всем карательным аппаратом (в состав МВД было включено и МГБ). Молотов вновь стал министром иностранных дел, Булганин — министром обороны. К.Е.Ворошилова избрали председателем Президиума Верховного совета СССР (он сменил на этом посту Н.М.Шверника). Бюро Президиума ЦК было распущено, а сам Президиум сокращен до размеров прежнего Политбюро: 11 членов и 4 кандидата. Членами Президиума стали Берия, Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Микоян, Молотов, Хрущев, т.е. все члены Политбюро, существовавшего до XIX съезда КПСС — за исключением А.А.Андреева. Из членов Президиума ЦК, впервые избранных на XIX съезде, в его составе удержались лишь двое: М.Г.Первухин и М.З.Сабуров. Во вновь созданном органе лишь Хрущев не занимал государственных должностей, а вел только партийную работу. Он — единственный в составе Президиума — являлся секретарем ЦК.
Почти сразу после смерти Сталина начался пересмотр некоторых приговоров и обвинений по политическим процессам последних лет. В апреле 1953 г. по иницитиве Берия Президиум ЦК реабилитировал арестованных по делу врачей. Ответственность за фабрикацию обвинений была возложена на бывшего министра госбезопасности С.Д.Игнатьева, недавно избранного секретарем ЦК. Теперь его вообще вывели из ЦК. (Опала Игнатьева продолжалась недолго. Уже летом 1953 г., после падения Берия, он был вновь введен в состав ЦК КПСС). В мае были реабилитированы арестованные в 1946 г. руководители ВВС и авиационной промышленности. ЦК КПСС принял решение «О нарушении законов органами государственной безопасности». Впервые деятельность карательных органов, якобы попытавшихся «встать над партией и государством», подверглась официальному осуждению. По инициативе Берия 27 марта 1953 г. была объявлена амнистия. Из лагерей вышло около 1 млн. чел., т.е., если судить по ныне опубликованным официальным данным, около трети всех тогдашних заключенных (по другим данным, общая численность заключенных в СССР к 1953 г. достигала 8—9 млн. человек). Правда, амнистия распространялась лишь на тех, кто был осужден не более чем на пять лет заключения. Поэтому на свободу вышли только уголовники и «бытовики» — по 58-й статье таких сроков давно уже не давали, типичными были приговоры к 15—25 годам лагерей. Массовое освобождение уголовников вызвало всплеск преступности в стране.
Берия предлагал и другие меры: отмену указа о бессрочной ссылке политических преступников и ограничение прав Особого совещания при МВД. Специальным приказом он запретил применение к арестованным «физических мер воздействия». Многие предприятия и стройки, находившиеся в ведении ГУЛАГа, были переданы гражданским министерствам и ведомствам. Берия даже собирался вывести ГУЛАГ из системы МВД и подчинить его Министерству юстиции. В области внешней политики Берия настаивал на объединении Германии в единое нейтральное государство и урегулировании конфликта с Югославией. (Идею создания объединенного нейтрального Германского государства выдвинул еще Сталин, направивший союзникам соответствующую ноту в марте 1952 г. По мнению ряда западных исследователей, если бы такое предложение было сделано в 1947—1948 гг., членство Германии в НАТО оказалось бы невозможным. Но после Берлинского кризиса, переворота в Чехословакии и войны в Корее сталинские инициативы не вызывали доверия на Западе. США, Англия и Франция в ответных нотах отвергли принцип обязательного нейтралитета будущей единой Германии. Да и стоявшая у власти в ФРГ Христианско-демократическая партия во главе с К.Аденауэром стремилась к тесной интеграции своей страны с Западом.) Всё это, однако, не означает, что после смерти Сталина Берия внезапно переродился из палача, лично пытавшего арестованных на допросах, в либерала и гуманиста. Просто, возглавляя долгое время органы госбезопасности и являясь заместителем главы правительства, Берия был одним из самых информированных людей в стране и яснее других руководителей государства видел, что прежний курс необходимо менять. Спустя восемь лет после окончания войны было невозможно по-прежнему держать миллионы сограждан за колючей проволокой, обрекать население на нищету, тратя все средства на вооружение, и вести внешнюю политику, опирающуюся исключительно на военную силу. Активность Берия, который стал вмешиваться в сферы, формально не входившие в его компетенцию, испугала его коллег по Президиуму ЦК. Они не без основания опасались, что Берия готовит почву для собственного возвышения и низвержения других сподвижников Сталина. В то же время Берия не имел опоры в партийном аппарате, да и в самом МВД у него были противники. В этой ситуации Хрущев убедил Маленкова, Булганина и некоторых других членов Президиума ЦК в необходимости ареста Берия. К заговору против шефа госбезопасности были привлечены видные военные во главе с маршалом Жуковым, который после смерти Сталина стал первым заместителем министра обороны.
26 июня 1953 г. группа офицеров во главе с командующим Московским военным округом маршалом Москаленко арестовала Берия прямо на заседании Президиума ЦК. В Москву были введены войска, охрана Кремля была поручена армейским частям, заменившим подразделения МВД. Из опасения, что приверженцы Берия могут попытаться силой освободить его, бывшего всесильного министра после ареста содержали в специальном бункере под неусыпным надзором (по одной из версий, Берия был убит до суда).
В начале июля 1953 г. состоялся Пленум ЦК, на котором Берия обвинили в раздувании штатов МВД, в фабрикации фальшивых обвинений и в «принижении роли партийных органов». Досталось Берия и за отказ от строительства социализма в ГДР. Хрущев именовал Берия провокатором и агентом империализма, а Каганович — фашистским заговорщиком. Вслед за Берия были арестованы близкие к нему работники карательных органов: С.А.Гоглидзе, Б.З.Кобулов, В.Н.Меркулов, В.Г.Деканозов и др. В декабре 1953 г. суд приговорил их к смертной казни по обвинению в измене родине и терроре. Таким образом, подлинные преступления палачей из НКВД формально остались вне поля зрения правосудия. Репрессии против работников НКВД—МГБ—МВД не ограничились только окружением Берия. В 1954 г. были расстреляны Абакумов и другие подсудимые по «делу МГБ». Если в 1952 г. их обвиняли в торможении «дела врачей» и в пособничестве врагам, арестованным по «ленинградскому делу», то теперь — в организации «ленинградского дела». Одновременно был казнен и следователь Рюмин, по доносу которого в свое время арестовали Абакумова.
|