Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление дебиторской задолженностью и формирование кредитной политики предприятия.
Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. Основными целями управления дебиторской задолженностью являются: -ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности; -выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; -определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины; -ускорение востребования долга; -уменьшение бюджетных долгов; -оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности. Для управления дебиторской задолженностью необходима прозрачная. цельная, своевременная и актуальная информация о дебиторах, платежах и задолженности: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам: -учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату; -диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности; -разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью; -контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Особую актуальность проблема дебиторской задолженности приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок. Кредитная политика организации – это совокупность мероприятий по эффективному привлечению, использованию, предоставлению кредитных ресурсов. Цели выработки эффективной политики привлечения кредита: рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса, определить достаточность собственных источников или их недостаток. Если принято решение о привлечении кредита просчитывается эффективность различных вариантов. Затем предприятие составляет план возврата и определяет источники выплат по основной сумме долга и %. Кредитная политика организации одновременно является частью политики управления дебиторской задолженностью включающей совокупность мероприятий по оптимизации, размеру, сроку и условий погашений дебиторской задолженности покупателя и заказчиков представляет собой кредит за поставленную продукцию. Типы кредитной политики: 1)Консервативный – направлен на минимизацию кредитного риска. Предприятие стремится к повышению прибыли за счет увеличения продаж на основе коммерческого предприятия, сокращ.сроки предоставления кредита, его размер, повышается стоимость и ужесточаются условия предоставления и взыскания. 2)Умеренный – ориентирован на средний уровень риска и характеризует типичные условия продажи с отсрочкой платежа. 3)Агрессивный (вводная политика) – ориентирован на максимум прибыли за счет увеличения продаж кредита. Вводная льготная политика составляется в удлинении периода, в смягчении требований кредитоспособности, менее жесткого взыскания просроченной задолженности в предоставлении торговых скидок приводит к увеличению объемов реализации. Но эта политика привод к росту издержек т.к требуются больше оборотных средств для производства дополнительного товара, возрастает деьиторская задолженность, а значит и связанные с ней затраты – предоставление скидок и рост безнадежных долгов. Похтому реализация льготной кредитной политики оправдана только тогда, когда доходы от продаж возрастут в большей мере чем издержки. Для оценки кредитоспособности покупателя необходимо след.данные: -баланс и отчет о прибылях и убытках; -информация от поставщиков по случаю просрочки оплаты; -описание условий деятельности предприятия и сведения о собственниках. Эффективная кредитная политика должна предусматривать не только систему скидок, но и применение штрафных санкций в случае просрочек платежа. При льготной кредитной политики установленная стоимость товарного кредита следует не выше %-ой ставки по краткосрочным банковским кредитам, иначе она не будет стимулировать рост объемов продаж. Рефенансирование дебиторской задолженности – это ускоренный её перевод в другие формы оборотных активов (ценные бумаги, ДС).
|