Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т.о.предмет ИГПЗС - процесс становления и развития гос -правовых институтов в странах мира в конкретном историческом пространстве в хронологическом порядке.






ИГПЗС относится к числу наук, получивших название историко-правовых. Эти науки имеют прямое отношение, как всеобщей истории, так и к науке о гос.е и праве. Однако, в отличие от всеобщей истории, историко-правовые науки изучают не процесс становления и развития общества в целом, а лишь процесс становления и развития отдельных гос.енно-правовых институтов. В отличие от иных правовых наук ИГПЗС изучает конкретный процесс развития гос. и права в хронологическом порядке.

Т.о.предмет ИГПЗС - процесс становления и развития гос -правовых институтов в странах мира в конкретном историческом пространстве в хронологическом порядке.

ИГПЗС как наука изучает гос. и право отдельных стран мира в ходе их становления и развития, в определенный истор.промежуток в хронолог. порядке, путем выявления общих закономерностей развития гос. и права, а также особенностей проявляющихся в рамках той или иной истор.эпохи.

2). В отечественной юр.науке долгое время господствовал формац.подход. В основе изучения гос. и права в соответствии с данным подходом лежали общественно-экон.формации. В кач.основного момента изучения этот подход использует процесс развития произв.отношений и классовую борьбу.

В западной науке использовался другой метод - цивилизационный – основанный на изучении двух цивилизаций – Запада и Востока. Этот метод основан на изучении влияния на развитие гос. и права географического положения, религии, культуры и мировоззрения.

Для концептуального, теоретического осмысления фактов истории гос. и права используется ряд специальных методов:

Формально-юридический предполагает исследование юридических фактов и юридических текстов с использованием специальных юридических терминов и конструкций.

Конкретно–исторический, который предполагает изучение гос. и права в тех условиях, в которых они возникали и развивались, он направлен на выявление уникальных черт гос.енного организации и (или) правовой системы отдельного народа.

Сравнительный направлен на выявление общих закономерностей развития гос. и права в один и тот же промежуток времени в отдельных странах.

Системный позволяет выделить из структуры гос.енно-правовых институтов отдельные элементы, которые наиболее ярко характеризуют особенности конкретного гос. или правовой системы.

Культурологический направлен на изучение гос. и права, как неотъемлемых частей общества в целом наряду с моралью, религией, этикой, социологией.

3). Авторы предлагают различные виды периодизации. Сторонники формационного подхода выделяли следующие периоды развития гос. и права: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Однако эта периодизация в чистом виде подходила лишь для стран Европы, тогда как гос. Азии, Америки Африки имели свои особенности и им больше подходит периодизация, используемая всеобщей историей которая учитывает не только рамки формации, но и влияние религии, культуры, географического положения на развитие гос. и права. Такая периодизация состоит из следующих периодов: Др. мир, средние века, новое время, новейшее время.

4) Проблема происхождения гос. является одной из дискуссионных.-связано с тем, что генезис гос. и права - это процесс длительный, он приходится на ранние этапы развития чел-го общества, о которых до нас дошел лишь ограниченный круг источников. Предыстория гос. и права начинается в первобытном обществе. Первым объединением людей является трудовая община, куда входили люди одного рода, имевшие коллективную собственность и ведущие хозяйства на основе полового и возрастного разделения труда. Верховная власть находилась в руках старейшин, которые руководили процессом производства и распределения продуктов, а также следили за исполнением религиозных обрядов. Они могли использовать силу принуждения лишь в интересах общества.

Процесс образования гос. и права был ускорен неолитической революцией, а также переходом от присваивающего хозяйства к производящему. Возникает патриархальная семья, состоявшая из отца-патриарха, его жен, детей, близлежащих родственников. В таких семьях исчезает равенство и устанавливается система социальных рангов. Глава семьи обладал неограниченной властью. Он распоряжался имуществом и жизнью каждого члена семьи. Его власть носила обязательный характер и не была связана с личностью. Со временем из семейной общины появляются сельские террит.общины. Происходит объединение родов в племя. Племя базируется на общности территории, происхождения, языка, культуры, религии. Формируют племенные органы самоуправления и первые выборные должности. Т.о. были заложены предпосылки к возникновению протогос.Протогос. – это полит.структура, в кот.существовало полит., соц.неравенство, разделение труда и обмен деят. - возникало как группа общинных поселений, объединенных вокруг центра, которым выступало место проживания вождя или место нахождения храма. Вождь выполнял военную, админ.судебные функции. Власть вождя - наследственная. На этой стадии происходит очередное разделение труда. Выделяется управленческая деят. Формируется слой населения не связанный с производством товаров и услуг. Постепенно протогос. трансформируется в раннее гос.

5). Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений в нем возникающих. В обществе возможно регулирования двух видов:

1. нормативное, адресует правила, которые должны выполнять все.

2. индивидуальное при котором правовое поведение адресуется конкретному субъекту.

Основы регулирования общественных отношений закладываются еще в первобытном обществе, когда в качестве регулятора выступали обычаи. Именно обычаи закрепляли складывающие веками правила поведения и традиции. Обычаи изменялись очень медленно, соразмерно темпам развития общества, они передавались из поколения в поколение и являлись первыми источниками права. В трудовых общинах на базе культов, обрядов, традиции складываются не сложные правила поведения, которые должны были соблюдать все члены общины. Эти нормы тесно переплетены с религиозными нормами и регулировали хозяйственную деятельность, брачно-семейные отношения, раздел добытого продукта. Они сочетали в себе моральные, религиозные и иные социальные черты, их исполнение поддерживалось силой религиозных установок, интересами общества или властным принуждением. В случае нежелания подчиняться правилам или совершения тяжкого проступка виновный подвергался избиению, изгнанию, или смертной казни. Позднее появляются, тесно связанные с религиозными, представления о справедливости, добре и зле, получившие название - норм морали. Постепенно все эти нормы сливаются в единый комплекс. Первобытный человек не отделял себя от общества, поэтому большинство норм исполнялись добровольно и рассматривались как единственно верное и справедливое правило поведения. В связи с чем, за этими нормами закрепляется название правда или право, этим подчеркивается их высшая правильность и справедливость. В этом смысле право возникло раньше гос., которое появляется для обеспечения выполнения всеми субъектами всех правил поведения.

Развитие первобытного общества, появление классового расслоения приводят к появлению новых общественных отношений. Обычаи уже не могут урегулировать вновь возникшие отношения, что влечет за собой появление новых источников права: законов, прецедентов, договоров.

Выделяются 2 основных пути развития права:

1) В обществах, в которых господствующее положение занимала гос.енная собственность, основными источниками на долгое время остаются обычаи и религиозные нормы. Нормы в таких гос.х носят казуальный характер. В случае необходимости они дополняют новыми обычаями, либо актами монарха или чиновников. (Др. Египет).

2) В обществах, основанных на частной собственности, развивается более дифференцированная система источников права. В этих гос.х впервые появляются законы, которые становятся основным источником права (Др. Рим, Афины).

 

6) 1. Ранние гос. древнего востока складываются начиная с 3-го тысячелетия до н.э. Понятия Востока используется, в данном случае как цивилизационное. Речь идет о таких Др. гос.х как Египет, Индия, страны Месопотамии, Китай: именно здесь благоприятная экологическая обстановка способствует разложению первобытнообщинного слоя и становлению гос.. Специфика гос. Древнего Востока обусловлена особой формой правления – деспотичной монархией или восточной деспотией. Восточная деспотия характеризуется как теократическая монархия, в которой во главе гос. находится наследственный лидер, являющихся одновременно главой религиозного сообщества. Особенностью Индийской и Китайской монархии является их философская основа. Так конфуцианство сравнивает гос. с большой семьей, в которой монарх должен заботиться о своих подданных, как отец, а поданные должны проявлять сыновью почтительность к монарху.Божественное происхождение монархической власти определяет ее неограниченный характер. Монарх является верховным собственником земли. Он обладает военными функциями, управляет армией. В меньшей степени ему были присущи законодательные функции. Так как в странах Востока основу регулирования общественных отношений составляли традиции, которые как считалось исходили от богов. Лишь со временем предписания монарха становятся источниками права. В судебной сфере монарх выступает в качестве высшего третейского судьи.

Восточная деспотия - это централизованное гос. с разветвленным бюрократическим аппаратом. Гос. аппарат формируется по выбору монарха в зависимости от знатности происхождения. Выборные должности отсутствуют.

2. Правовые системы стран Востока имеют свои особенности: во первых длительное время в качестве основных источников права сохраняются обычаи, законы были лишь письменным отражением существующих обычаев, которым придавался обязательный характер.

Первые законы сохраняют принципы обычаев родового строя:

Принцип талиона, принцип кровной мести, принцип коллективной ответственности членов семьи за преступления одного.

Во-вторых, законы не были универсальны, они не затрагивали многих сторон жизни общества и, как правило, регулировали лишь вновь возникающие отношения. Законы имели лишь казуальный характер, т.е. их нормы излагались в виде казусов, т.е. решений по конкретным случаям.

В-третьих, правовые нормы не обособляются из общей массы нравственно-религиозных норм. Так законы содержали общепринятые нормы морали, наказания были связаны с религией, понятия преступления приравнивалось к понятию греха.

В-четвертых, законодательные сборники не были систематизированы, в них отсутствовало деление норм по отраслям.

В-пятых, нормы отличаются диспозитивностью, т.е. лица по своему выбору выбирают правила поведения.

В-шестых, складывается система правовых привилегий, когда жизнь и достоинство людей оценивается по их социальному происхождению.

В-седьмых, древневосточное право ограничивало развитие института частной собственности.

7).2. Гос. строй Древнего Египта характеризуется как централизованная деспотическая монархия во главе с фараоном, который полностью подчинил себе управление обширными территориями. Фараон был подобен богу и всякое неповиновение его власти считалось преступлением против религии.

Несмотря на значительные полномочия, фараон не был единоличным и произвольным правителем. В Египте существовал разветвленный бюрократический аппарат. На высшей ступени чиновничьей иерархии находился – джати (визирь)- это первый помощник фараона. Он являлся начальником царского двора и канцелярии. Постепенно в его руки переходили контроль над всеми сферами управления страной. Ему принадлежит и высшая судебная власть. Он рассматривает все жалобы и послания фараону и лично следил за исполнением всех поручений фараона. На эту должность назначались ближайшие родственники фараона. На следующей ступени госаппарата - начальник дома оружия, который отвечал за вооружение и строительство крепостей; начальник работ, отвечающий за строительство; хранитель амбаров и складов. Далее следует большая группировка чиновников, объединенных под названием «послушные призыву». Это те лица, к которым непосредственно обращается господин с поручением. Причем одно и то же лицо может быть «послушным призыву» и имеет своих «послушников призыву».

Возглавляли эту группу большие «послушники призыву царя» – это крупные вельможи и телохранители царя, работники белых домов (царских сокровищниц, центров по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, работники по сбору налогов). Особое место занимали «послушные призыву богов» – работники храмов и гробниц.

На местах чиновничий аппарат был представлен следующим образом:

1. Наместники фараона. Они возглавляли южные и северные области страны.

2. Номархи – это главы отдельных районов страны, которые со временем утратили свою самостоятельность и были подчинены центральной власти.

3. Джаджати – это руководители сельских общин, которые контролировали состояние оросительных систем.

4. Писцы - работники канцелярии, которые занимались переписью земель и населения.

Регулярной армии в Египте не было; в случае необходимости созывалось ополчение, возглавляемое фараоном или назначенным им чиновником, кроме этого существовала царская гвардия. Военные выполняли и полицейские функции. Высшая судебная власть осуществлялось фараоном и джати. В период нового царствования создается судебная коллегия, которая рассматривала дела о гос.енных преступлениях. Судебными функциями обладали и жрецы, решения которых нельзя было оспорить.

 

8). Социальная структура Древнего Египта была развита слабо, в отличие от других стран Древнего Востока. В Египте существовало больших различий в правовом положении отдельных категорий населения. Самой распространенной категорией населения были мереты – простолюдины (свободные крестьяне). Ниже располагалось лишь зависимое население к которым относились рабы (военнопленные). Рабовладение в Египте носило коллективный характер. Рабы считались собственностью фараона, т.е. гос.. Предоставляя земли во владение чиновникам и жрецам, фараон передавал во владение гос.енных рабов. Однако рабы в данном случае не становились собственностью частного лица. Рабы в Египте имели свою семью и свое имущество и пользовались защитой гос..

К подневольному населению относились также слуги царя – это полусвободные работники, выполнявшие свою работу под надзором царских надсмотрщиков. Они обладали личным имуществом, а пропитание получали из царских кладовых. Все орудия труда при помощи, которых они работали, являлись собственностью царя.

В период среднего царствования происходят изменения в статусе слуг царя. Им стали давать землю, в аренду, обрабатывать должны были своим имуществом и платить за пользование землей налог в царскую казну.

К новому царствованию из этой категории появляется такой слой населения – неджес - торговцы, которые улучшили свои позиции, что смогли покупать себе должности в чиновничьем аппарате. В это же время появляется такая категория как – нямху, куда входят ремесленники, воины и мелкие чиновники.

В целом сословное деление зависело от рода деятельности, и было предоставлено следующим категориями – жрецы, чиновники, военные, ремесленники и крестьяне. Численный состав категорий мог меняться в зависимости от потребностей гос. в том или ином виде деятельности. Для этих целей в гос.е проводились ежегодные смотры и систематическая перепись населения.

9) Аменхотеп IV начал кардинальную религиозную реформу. Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с головами священных животных (крокодила, кошки и т. д.), он, по сути, заменил культом одного бога - Атона. Новый бог изображался в виде солнца с лучами, заканчивающимися человеческими руками, держащими иероглиф со значением " жизнь". Это практически было первым шагом к монотеизму. На шестом году правления Аменхотепа IV центр Египта был перенесен на 300 км к северу от Фив в специально отстроенный за чрезвычайно короткий срок город - Ахетатон (" Горизонт Атона ").
Верховным жрецом нового общегосударственного божества стал сам фараон, взявший себе и новое имя - Эхнатон (" Полезный Атону "). Он разработал особый ритуал, который педантично исполнял сам и заставлял исполнять ближайшее окружение. Роль жречества сошла на нет, фараона поддержали средние слои общества, недовольные поборами в пользу храмов. Имена богов, враждебных Атону, безжалостно стирались с памятников. Впрочем, большинство населения не могло и не хотело менять религию предков.

Реформа привела к поразительному для того времени взлету искусства. Вместо плоских безжизненных рельефов появились новые изображения с изысканными формами, более приближенные к реальности. К этому времени относится создание знаменитого бюста Нефертити, жены Эхнатона. Художники начали изображать бытовые сцены, передавать внутренний мир человека. Даже сам фараон изображался таким, каким он был на самом деле - не полубогом, а нормальным человеком со своими физическими недостатками. Царские же сановники особенно гордились своим незнатным происхождением.

Однако фараон умер, очень возможно, что не от естественных причин. Вероятно, знать помогла ему отбыть в мир иной. Преемником Эхнатона стал его зять Тутанхатон. Под влиянием советников он быстро отказался от преобразований почившего дяди и взял традиционное имя - Тутанхамон. Культ Амона и других богов был восстановлен. Храмам в Фивах были возвращены все привилегии, сам фараон переехал в прежнюю южную столицу. Имя Эхнатона было, по всей видимости, запрещено упоминать. После десятилетнего царствования Тутанхамон умер. То, что его имя стало известно миллионам людей, связано, в первую очередь, с открытием в прошлом веке его богатой неразграбленной гробницы.

10) Социальная структура Древнего Вавилона отличалась отсутствием четких социально-классовых границ. Правоспособность социальных групп и слоев определялась их принадлежностью к общине и отношениям к гос.енной службе.

Общество в Вавилоне делится на свободное и зависимое население. К числу зависимых относились рабы, а также иные лица, лишенные собственности, в том числе и лица ставшие зависимыми из-за неуплаты долга. Однако эти лица не считались рабами и по истечении 3-х лет освобождались от зависимости. Рабами в основном становились военнопленные и иноземцы. Рабство в Вавилоне носило патриархальный характер, т.е. рабы находились на положении младших членов семьи. Они имели право на семью и могли обзаводиться имуществом, которое считалось собственностью их хозяина. Дворцовым рабам разрешалось жениться на свободных женщинах, и дети от таких браков считались свободными. Рабы могли выступать в качестве истца и ответчика в суде.

К категории зависимого населения относились незамужние дочери и неженатые сыновья, которых отец мог продать в рабство или лишить наследства. К этой же категории относились «оживленные члены семьи» - это дети свободных бедняков, принимаемые на воспитание в обеспеченные семьи. Как правило, это делалось с целью приобретения наследника в бездетных семьях, но чаще всего использовалось как средство приобретения бесплатной рабочей силы.

Категорию полноправных граждан составляли авилум («сын человека»), свободный общинник, глава патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, обладал имущественными правами и мог рассчитывать на поддержку общины.

Следующая категория свободного населения – это мушкенум («падающий ниц») - это неполноправный свободный человек, вышедший из общины, но поступивший в услужение в царское хозяйство. Меньшая правоспособность мушкенум определялась тем, что эта категория населения не сохранила связи с общиной и не пользовалась ее защитой. Отношение к царской службе, высокий административный статус определяли особую заботу о мушкенум со стороны гос..

Выделяется категория воинов – редум, баирум, которые получали за слкжбу имущество или земельный надел на правах илку. Попавший в плен воин подлежал выкупу, в том числе и за счет храма или казны.

Можно отметить еще одну категорию свободного населения – тамкаров – торговых агентов, состоявших на царской службе с обязанностью отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок.

Особую группу составляли врачи, астрологи, ветеринары, в отношении которых действовали особые меры ответственности связанные со спецификой их мастерства.

11) Ранней формой Вавилонского гос. выступает город- гос.. При царе Хаммурапи складывается такая форма правления как восточная деспотия. Во главе такого гос. стоял царь, обладающий, неограниченным законодательными полномочиями и являющийся главой исполнительной власти. В его руках находились и разнообразные хозяйственные функции. Именно он устанавливал цены на товары, вознаграждения за работу, руководил строительством храмов. В Вавилоне царская власть не была в полной мере деспотичной, так как продолжали существовать общинные органы управления, выполнявшие административную, финансовую и судебную функции и поддерживавшие правопорядок в обществе. Кроме того, существовали города, обладавшие особым статусом. Считалось, что они находятся под защитой божества. Населения таких городов было освобождено от налогов, трудовой повинности и военной службы.

Сильная власть в Вавилоне принадлежала религиозным учреждениям. Храмы в гос.е обладали экономической независимостью и крупными земельными владениями. Только Хаммурапи удается подчинить жрецов царской власти. Однако даже, он не являлся верховным жрецом, и его власть не считалась божественной. Царю разрешали входить в храм только во время коронации, которая проводилась ежегодно, считалось, что коронация делает человека способным править, но не могла сделать его власть божественной. Судебная власть находилась в руках храмовых и общинных судов. Однако им не разрешалось рассматривать дела, касающиеся царского имущества и царских слуг. Для таких дел был создан царский суд. При царе Хаммурапи царские суды появляются во всех населенных пунктах страны, Царь являлся высшей судебной инстанцией. Судебные функции выполняли органы администрации: шакканаку (правитель области), рабиану (правитель города).

В Вавилоне существовала постоянная армия. Воины получали вознаграждение в виде земельных наделов, которые переходили по наследству их сыновьям. Воинская служба была пожизненной, военные выполняли и полицейские функции. На особом положении находились воины, служившие в отряде колесниц. Они были освобождены от налогов и повинностей.

 

12) В качестве наиболее известного памятника права Древнего Вавилона выступают законы царя Хаммурапи. Они представляют собой высеченные на базальтовом столбе правовые предписания. Законы состояли из преамбулы, которая указывала на необходимость обязательного соблюдения царских предписаний, рассказывала о царских заслугах. Далее следуют правовые предписания, которые состоят из 282 статей.

Первые 5 были посвящены судопроизводству. Они содержали сведения о пытках применяемых в суде, а также устанавливали наказания в виде смертной казни за лжесвидетельство.

С 6 по 126 статьи были посвящены праву собственности. Они установили размеры земельных участков, закрепили правила проведения операций с недвижимостью, регламентировали право собственности царя. Эти нормы устанавливают размеры наказания за кражу, грабеж, вырубку деревьев. Здесь же содержатся нормы, определяющие порядок распоряжения собственностью, способы приобретения вещи, а также виды пользования чужой собственностью.

Статьи от 127 по 195 были посвящены наследованию, браку и семье.

Статьи от 196 по 214 посвящены преступлениям против личности. Последующие статьи предусматривают ответственность отдельных категорий населения (врачей, строителей и т.д.).

В качестве источников этих законов выступают судебные решения и обычаи. Главной целью законов является создание единой правовой основы для объединенных под эгидой Вавилонского гос. регионов с различными уровнями развития; а также разрешение противоречий внутри вавилонского общества.

 

13) Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления.
Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.
В эпоху Маурьев оформилась концепция “чакравартина” — единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.
Из-за частых заговоров особое внимание уделялось охране царя.
Хотя раджа сам выбирал себе надежных помощников, за ними также была установлена секретная слежка. В целом службе надзора придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.
Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада, действовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли вместе собираться.
Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти и оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада сокращается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние, и маурийские правители не могли не считаться с ним.
Подобные преобразования претерпела и сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета — раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом, и в ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.
Источники свидетельствуют, что даже в периоды наибольшего усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.
Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории.
Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.
Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.
Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
Проводя политику строгой централизации, Маурьи вместе с тем не предприняли ломки многих старых институтов и традиций, с которыми вынуждены были считаться. В государстве сохранились автономные, независимые полисы, сохранявшие старую политическую организацию, но в целом включавшиеся в систему общеимперского управления.
Некоторые черты самоуправления сохранились в эпоху Маурьев и в городах, хотя центральная власть и стремилась лишить городские советы независимости.

14) 1. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

  • брахманы - члены жреческих родов;
  • кшатрии - военная аристократия;
  • вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;
  • шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:

  • строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;
  • определенная, наследственно закрепленная профессия;
  • поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась зозможность смешанных браков, устанавливалось разное материаль-

ное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

  • верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;
  • общинники, которые сами работали на своих участках;
  • разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

  • ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские;
  • ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

  • захваченные под знаменем (военнопленные);
  • рабы за содержание;
  • рабы, рожденные в доме хозяина;
  • купленные;
  • подаренные;
  • доставшиеся по наследству;
  • рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

 

15) Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм-(дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы воз­никновения права собственности:

• наследование;

• получение в виде дара или находка;

• покупка;

• завоевание;

• ростовщичество;

• исполнение работы;

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров:

• договор займа;

• договор найма рабочей силы;

• договор аренды земли;

• договор купли-продажи;

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

• формы вины;

• рецидив; 1

• соучастие;,

• тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует со­хранение следующих понятий:

• принцип талиона (" мера за меру");

16) В царствование династии Шан, в более.позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положе­ние светской аристократии определялось земельными владениями, на­личием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соот­ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при­вилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас­поряжении царей. Все земли делились на две категории:

• общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

• частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

• захват пленных на войне;

• продажа в рабство за долги;

• обращение в рабство за некоторые преступления;

• получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

17) -----

18). Своего расцвета рабовладельческое общество достигло в гос.х античности. Это греческие города- полисы и Др. Рим.

Греческий город-полис - это небольшое гос., состоявшее из города и прилегающих к нему селений. В этих городах успешно развиваются торговля, в том числе морская. Начинается становление политико-правовой идеологии. Природные и географические особенности Греции способствовали с одной стороны разъединению греческих областей, а с другой – колонизации греками обширных областей. Колонии обычно представляли собой самостоятельные полисы не связанные политически со своей метрополией. Таким образом, греческий мир состоял из великого множества гос., расположенных как на территории Греции, так и далеко за ее пределами.Гос.строй как в городах метрополиях, так и в колониях был весьма различен и подвергался частым переменам. В одних преобладала гос.енная форма тирании, при которой власть принадлежала одному лицу – тирану, в других – демократия, при которой созывались народные собрания и действовали выборные органы власти, в третьих – аристократия, при которой власть переходила в руки представителей знати, или олигархии, при которой органы власти открыто были закреплены за представителями богатых граждан. Наиболее могущественными из греческих гос., оказавшие заметное влияние на судьбу большинства других греческих гос. считаются Афины и Спарта.

Греческие города погрязли в междоусобице, что приводит к их ослаблению и завоеванию в начале Македонией, а затем Древним Римом.

В античных гос.х рабство достигло своего расцвета. Именно здесь раб становится основным орудием производства, абсолютно бесправным и считается вещью, которую можно продать или подарить.

В отличие от гос. Востока, основанных в основном на теологии, в гос.х античности большое внимание уделяется философии и другим общественным наукам. Здесь же впервые появляется закон в виде правового акта, принимаемого населением, складывается основные принципы законодательного процесса. Появление закона связывается с бурным развитием товарно-денежных отношений, которые уже не устраивают древние обычаи и традиции. Ранее появление закона связывают также с высоким уровнем развития мировоззрения античных гос.. Огромное наследие оставило после себя римское гос., которое разработало принципы гражданского права, воспринятые странами Западной Европы и действующие там до сих пор. Произошла так называемая рецепция римского права, оказавшая большое влияние на развитие правовых систем стран мира.

 

19) Др.шим источником права являлся обычай. Однако в связи с развитием частной собственности, неписаное обычное право уже не может урегулировать вновь возникавшие общественные отношения. Этим и обусловлено раннее появление закона и его доминирующую роль среди источников права. Первые писаные акты, представляли собой запись Др. обычаев и судебной практики. К 5 веку до н.э. законы становятся главным источником права Др. Греции. В большинстве своем они не сохранились, а судить о них можно лишь из изречений греческих ораторов. Законы принимались народным собранием. Существовал определенный процесс принятия законов, который делился на следующие стадии:

1). Внесение законопроекта в порядке законодательной инициативы в народное собрание.

2). Экспертиза законопроекта советом старейшин.

3). Принятие закона народным собранием.

4). Отклонение либо одобрение законов гелиэей.

Законы соблюдались гражданами добровольно. Они считались обязательными и авторитетными регуляторами общественной жизни. Это позволяет считать Афины классическим примером правового гос..

Наиболее известными памятниками права были законы Драконта, которые за исключением норм уголовным правом, не сохранились до наших времен. Современники считали, что эти законы написаны кровью, так как предусматривали особо жестокие наказания за правонарушения. Обширное законодательство было составлено архонтом Солоном. Его законы были написаны на деревянной доске и вывешены в центре города. Он пытался укрепить позиции частной собственности, многое сделал для развития ремесла и торговли. Солоном впервые вводится понятие завещания для лиц, не имеющих наследников мужского пола, а также дарение с оговоркой. Эти законы так же не сохранились до наших дней.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал