Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Козлова Н.П.






Н.П.Козлова

 

 

 

 

 

 

Третий год обучения

 

 


Козлова Н.П.

 

Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Третий год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2003.

 

ISBN 5-7140-1062-0

Новый учебник в цикле учебников по музыкальной литературе для ДМШ. Автор освещает жизнь и творчество русских композиторов XIX века – Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и других, рассматривает проблемы отечественного искусства доглинкинской эпохи, первой и второй половины XIX века.

Для учащихся детских музыкальных школ и школ искусств.

 

Издательство «Музыка» 2004 г.

 

 

Русская музыка с древних времён по XVIII век

 

 

Русская музыка — это своеобразная летопись многове­ковой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глу­бокой древности и тесно связаны с художественным твор­чеством восточных славян — песнями, сказками, легенда­ми. Народное искусство всегда было неотделимо как от ве­рований и обрядов (сначала языческих, а позже христиан­ских), так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни. Русский народ всегда славился своей музы­кальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жан­ров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.

Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка. Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах, среди которых одним из самых любимых были гусли. Постепенно в народ­ных песнях, танцах, наигрышах складывались тип мелоди­ки, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть формиро­вались особенности национального музыкального стиля, ко­торый позже и определил неповторимое своеобразие рус­ской профессиональной музыки.

Зарождение профессиональной музыки в России проис­ходило в эпоху создания первого древнерусского государ­ства — Киевской Руси (IX—XIII века). Введение христиан­ства в качестве государственной религии (988 год) и укреп­ление связей с Византией имели огромное значение для его последующего политического и культурного развития. Киевская Русь во время своего расцвета (первая половина XI века) заняла важное место среди стран средневековой Европы. Велика ее роль в истории русской культуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас шедевры — архитектура и фрески киевского Софийского собора и знаменитое произ­ведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Первыми формами профессиональной музыки стало уст­ное светское искусство сказителей и скоморохов и пись­менное музыкальное творчество, связанное с церковным пением. Музыка занимала важное место в жизни Киевской Руси. Она звучала во время церемоний, военных походов, пиров, на охоте, а также в повседневной жизни.

Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и танцорами, «лицедеями» и фокусниками, акробатами и дрессировщи­ками. Свои выступления они сопровождали игрой на раз­личных народных инструментах — дудках, волынках, гус­лях, гудках, трубах, бубнах, свирелях. Певцы-сказители вос­певали боевые подвиги князей и дружин; образ такого песнетворца воссоздан в «Слове о полку Игореве», автор кото­рого вспоминает прославленного Баяна, жившего в XI веке.

С принятием христианства начинает развиваться духов­ная музыка, которая сначала испытывала сильное визан­тийское влияние. Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось при по­мощи особых условных знаков, происходивших от системы невменного письма. ( Невмы (от греч. «дыхание») — знаки нотного письма, которые применялись в церковном пении в средневековой Европе; помещались над словесным текстом и напоминали певцам лишь о направлении мелодии, то есть служили своеобразной «подсказкой» при пении). Эти знаки могли обозначать как один звук, так и группу звуков, целую характерную попевку, но не указывали их точную высоту. Такой способ записи" му­зыки получил название знаменного письма (от сла­вянского слова «знамя» — «знак»). Его называли также крюковым письмом (по наименованию одного из главных знаков — «крюк»). Мелодии знаменного пения (рас­пева) обычно строились на плавном поступенном движе­нии в диапазоне кварты или квинты, повторении несколь­ких попевок (мелодических формул) и их вариантном раз­витии:

После распада Киевской Руси, связанного с междоусоби­цами князей и нашествием монголо-татарских орд (в 1240 го­ду Киев был взят ханом Батыем), основным хранителем древнерусской культуры становится Новгород — полити­чески независимый («вольный»), богатый торговый город. Новгородские былины донесли до нас описание его шумной яркой жизни, непременными участниками которой были скоморохи, а самым знаменитым среди них — певец и гус­ляр Садко. Новгород становится своеобразным центром русского скоморошества. В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. В них жили многочислен­ные семьи артистов, оттуда они разъезжались по всей Руси. Своим искусством славились новгородские церковные пев­чие и мастера колокольного звона. Эффектная и разнооб­разная «колокольная музыка» стала еще одним неповтори­мым видом древнерусского искусства.

С конца XIV века начинается объединение русских зе­мель вокруг Москвы и создание единого государства. В 1380 году русское войско под руководством московского князя Дмитрия Донского разбило татарского хана Мамая в битве на Куликовом поле, а в конце XV века при князе Иване III Русь была полностью освобождена от монголо-та­тарского ига. Иван III первым из московских князей име­нует себя «государем всея Руси». В XVI веке его внук Иван IV Грозный расширяет границы государства, присое­диняя новые земли. Москва становится столицей Русской державы, символом ее величия и славы.

Эпоха Московской Руси — новый этап в развитии на­циональной культуры и искусства. Создают свои шедевры великие художники — Феофан Грек, Андрей Рублев, Дани­ил Черный, Дионисий, возникают новый архитектурный ансамбль Московского Кремля (К работе над созданием Кремля были привлечены итальянские мастера, в том числе архитектор А. Фиораванти и инженер П. Солари), многочисленные монастыри и соборы. К середине XVI века относится и появление пер­вых печатных книг: в 1564 году И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана богослужебная книга «Апостол».

В песенном фольклоре этого времени рождается новый эпический жанр — историческая песня, которая при­ходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях. Тогда же по­является и лирическая песня с ее глубокими эмо­циональными образами и импровизационным характером напевов, о чем свидетельствует существование множества вариантов песен. С этим жанром связано и развитие особо­го вида многоголосия — русской хоровой подголосочной полифонии.

При московском дворе продолжало развиваться свет­ское искусство. Несмотря на постоянные преследования скоморохов со стороны церкви как «нечестивцев», творивших «богомерзкие дела», московские цари любили скоморошьи «забавы» и содержали для них целый штат артистов. По­степенно в придворном быту появляются и европейские музыкальные развлечения — слушание «заморской» музы­ки, исполняемой на органе и клавикордах. В Москве посто­янно заботились и о состоянии церковного пения: была про­ведена большая работа по исправлению ошибок в старин­ных знаменных распевах и систематизированы духовные песнопения, что привело к созданию в XV веке «Обихода» — певческой книги русской православной церкви. В конце XV века при дворе Ивана III учреждается хор госуда­ревых певчих дьяков. В него входили 30—35 певцов, которые постоянно сопровождали царя и пели как в собо­рах, так и во время различных дворцовых церемоний (В XVIII веке хор был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу). Вре­мя Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры знаменного пения.

XVII век стал рубежом в истории России: закончилось Средневековье и наступил новый важный этап в развитии государства, в течение которого произошли серьезные изме­нения во всех сферах жизни. Тревожное начало века, слож­ная политическая и социальная обстановка внутри страны были связаны со многими причинами: это «смутное» время междуцарствия с его борьбой за трон, завершившейся при­ходом к власти в 1613 году династии Романовых, стихий­ные бедствия и крестьянские бунты, борьба против польской и шведской интервенции. Лишь к середине века укрепля­ется государственный строй России, восстанавливается ее экономика. Важным событием для дальнейшего развития государства, сближения и тесного взаимодействия культуры славянских народов стало объединение России и Украины в 1654 году. Вместе с тем рост государственных налогов и закрепощение крестьянства приводят во второй половине XVII века к новым социальным потрясениям, среди кото­рых самым значительным стала крестьянская война под предводительством Степана Разина. А церковные реформы патриарха Никона вызвали движение протеста (раскол) среди крестьянского и городского населения и многочисленные выступления в защиту «старой веры».

Несмотря на все потрясения, XVII век явился перелом­ным в области просвещения, культуры и искусства. Усиле­ние международного авторитета России, рост внешней тор­говли способствуют укреплению ее культурных связей со странами Западной Европы, развитию науки и образования. Успешно развивается книгопечатание, причем издается не только религиозная литература, но и научные и техниче­ские книги. В дворянском обществе усиливается тяга к об­разованию и просвещению: организуются первые школы, дающие среднее образование, а в 1687 году в Москве откры­вается первая высшая Славяно-греко-латинская академия. В литературном творчестве возникают новые светские жан­ры — бытовые, исторические, сатирические повести. Боль­шие перемены происходят в живописи. Одной из централь­ных фигур в искусстве XVII века был художник, ученый, педагог и богослов Симон Ушаков; уже в иконописи он стре­мился воссоздать живое человеческое лицо («как в жизни бывает»). Такое новое понимание основной задачи искус­ства как отражения реальной действительности приводит к рождению парсунного письма, то есть жанра светско­го портрета («Парсуна» — искаженное латинское слово «персона», что означает «лицо», «личность».).

Серьезные изменения произошли в этом столетии и в музыке. Еще в XVI веке возникли такие ранние формы цер­ковного многоголосия, как двух- и трехголосное пение. Но настоящее утверждение многоголосия в русской духовной музыке происходит во второй половине XVII века, когда в Москве закрепляется пришедший с Украины новый хоровой стиль — партесное пение («Партес» (лат.) — «голоса»; партесное пение — пение по голосам, по хоровым партиям). Обычно это были пес­нопения для четырех, шести, восьми, двенадцати и большего количества голосов. Их запись делалась уже с помощью пятилинейной нотации, которая называлась «киевское пись­мо» и имела ноты квадратной формы. Наиболее развитой формой партесного многоголосия стали духовные кон­церты. Они исполнялись во время праздничного богослу­жения, отличались большой роскошью музыкального пись­ма, а количество голосов могло достигать 24-х. Характерны­ми чертами партесного концерта были полнота и насыщен­ность звучания, красочные динамические контрасты при чередовании хоровых и ансамблевых эпизодов.

Параллельно с утверждением в богослужении партесно­го пения в быту возникает жанр многоголосной песни, кото­рая исполнялась дома в часы досуга. Это были канты, так­же пришедшие с Украины. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лириче­ским и даже шуточным. По форме кант представлял собой куплетную песню, имел трехголосное изложение, в котором два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас давал гармоническую основу:

Кант впоследствии положил начало жанру русского ро­манса.

В XVII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции: так, в 1648 году под влиянием церкви был издан царский указ, запрещавший участие скоморохов в празднествах и повелевавший уничтожать их маски и музыкальные инструменты. В то же время при дворе и в кругу просвещенного боярства растет увлечение европей­ской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож по­являются домашние хоры и оркестры. Важным событием стало создание в царствование Алексея Михайловича пер­вого русского придворного театра. В его репертуаре преоб­ладали представления на библейские сюжеты, причем боль­шую роль в них играла музыка, для исполнения которой музыканты выписывались из-за границы.

XVIII век вошел во всемирную историю как «век разу­ма и просвещения» (Просвещение — идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Наиболее выдающимися деятелями Просвещения были Дж. Локк в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро во Франции, Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. В. Гёте в Германии, Т. Джеффер-сон, Б. Франклин в США, М. Ломоносов, Н. Новиков, А. Радищев в Рос­сии. Просветители боролись за политические свободы и гражданское равенство, за установление «царства разума». Большое место в достиже­нии нового общественного порядка просветители отводили распростра­нению знаний; так, во Франции под руководством Дидро была создана «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» в 35-ти томах). Торжество свободной человеческой мысли, победившей средневековое мировоззрение, приводит к стремительному развитию естественных наук, философии, литературы и искусства. В XVIII веке Россия благодаря ре­формам Петра I также включается в общий процесс развития, приобщаясь к достижениям европейской цивилизации (Петр I — первый российский император, царствовал с 1689 по 1725 год). Указы Петра изменили весь уклад российской жизни: ру­шились старые обычаи и вводились новые, открывались граж­данские (то есть нецерковные) школы, была учреждена Ака­демия наук, укреплялись культурные связи с западноевро­пейскими странами. Преобразования петровского времени были продолжены в царствование императрицы Елизаветы Петровны ( Елизавета Петровна — дочь Петра I, российская императрица с 1741 года). В годы ее правления были достигнуты значи­тельные успехи во внешней политике и хозяйстве страны, а также произошли такие важные культурные события, как открытие Московского университета и общедоступного Рос­сийского театра, учреждение Академии художеств с музы­кальными классами.


Вторая половина XVIII века стала «золотым веком» русского дворянства, но расцвет абсолютной монархии при Екатерине II имел двойственный характер. С одной сторо­ны, Россия к концу века становится сильной державой, вли­яющей на судьбы мира (чему способствовали военные побе­ды над прусским королем Фридрихом II и над Турцией), с другой — постоянно усиливается угнетение крестьянства, и доведенный до крайности народ поднимается на грандиоз­ную войну, которую возглавил Емельян Пугачев. Несмотря на подавление восстания, влияние его свободолюбивых идей сильно воздействовало на лучшие умы того времени.

Напряженному развитию общественной мысли отвечал и стремительный прогресс в области художественного твор­чества. Благодаря тесному взаимодействию традиций евро­пейской культуры и многовекового опыта древнерусского искусства в России к концу столетия создаются нацио­нальные школы в литературе и живописи, скульптуре и архитектуре, театре и музыке (Школа — направление в литературе, науке, искусстве, представите­ли которого связаны единством основных взглядов, творческих интере­сов и методов). Гордостью отечественной культуры стали имена писателей Тредиаковского, Ломоно­сова, Сумарокова, Радищева, Новикова, Державина, Фонвизина, Крылова,

Усадебное бытовое музицирование в России XVIII века

 

Карамзина, художников Аргунова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, скульпторов Шубина и Козловского, архитекторов Баженова и Казакова, артистов Волкова и Дмитревского, композиторов Дубянского, Бере­зовского, Пашкевича, Фомина, Матинского, Хандошкина, Бортнянского, Козловского и других.

Развитие музыкального искусства в России в XVIII веке было необычайно быстрым — от знакомства с неизвестны­ми до той поры зарубежными операми, камерными и сим­фоническими произведениями до появления целой плеяды национальных композиторов. Петр I открыл новые для рос­сийского общества европейские формы общественных собра­ний — ассамблеи, маскарады, придворные торжества и пир­шества с музыкой и танцами,

еженедельные концерты из инструментальных сочинений композиторов XVII и XVIII ве­ков. Созданные специальным указом военные духовые оркестры играли на парадах и праздниках, а в Москве на Красной площади открылся первый публичный театр, спек­такли которого неизменно сопровождала музыка. В то же время в петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и особый род приветственных кантов — канты-виваты («Виват» (лат.) — «да здравствует»). Так начинается кант, сочиненный в 1721 году по по­воду окончания Северной войны:


Постепенно музыка стала входить в повседневную жизнь русского дворянства: становится модной игра на различ­ных инструментах (клавикордах, арфе, флейте, гитаре), боль­шую популярность приобретает на домашних вечерах ис­полнение светских кантов — любовно-лирических, шу­точных, поздравительных. Позже обычай домашнего музи­цирования перенимают и люди других сословий. В усадь­бах и городских домах все чаще звучит музыка. Это город­ские и российские песни, танцевальные пьесы, вариации на народные темы, а также и более сложные произведения — сонаты и квартеты.

Городская песня возникла на основе народной кре­стьянской песни, которая «приспосабливалась» к городскому быту – новой манере исполнения: ее мелодия сопро­вождалась аккордовым аккомпанементом какого-либо ин­струмента с четкой ритмической структурой и простыми гармоническими оборотами.

Народная песня этого времени очень разнообразна по содержанию; кроме ранее существовавших жанров появля­ются новые — солдатские и рекрутские, походные и моло­децкие. Иное содержание получают исторические песни, в которых рассказывается о военных победах России, деяни­ях Петра I, походах Суворова, о крестьянских восстаниях, их героях, вождях и судьбах обездоленных людей.

В XVIII веке начинается изучение лучших образцов на­ционального фольклора; появляются исследования, посвя­щенные русским народным сказкам, пословицам, обрядам и песням. Впервые делаются нотные записи народных песен и составляются специальные сборники с их обработ­ками. Такими сборниками стали «Собрание русских простых песен с нотами» певца и гуслиста В. Трутовского и «Собрание народных русских песен с их голосами» Н. Льво­ва и И. Прача (Н. Львов — видный деятель русской культуры, ученый, худож­ник, поэт, любитель музыки, собиратель текстов народных песен. И. Прач — чешский композитор, преподаватель фортепиано, музыкаль­ный фольклорист; большую часть жизни прожил в Росси). Песни из этих сборников, обработанные для голоса с фортепиано, использовались как любителями музы­ки, так и композиторами, которые заимствовали их для сво­их произведений — опер, инструментальных вариаций, сим­фонических увертюр.

В середине столетия возникает новый вид вокальной -лирической музыки — российская песня (песни, со­зданные на русские поэтические тексты — Сумарокова, Дер­жавина и других поэтов). Первые российские песни были сочинены известным любителем музыки, государственным деятелем и ученым Г. Тепловым и изданы в сборнике «Между делом безделье». Своим изложением они еще очень близки кантам. Произведения, написанные в конце века Ф. Дубянским и О. Козловским, уже имеют достаточно раз­витую фортепианную партию, более сложную форму и ста­новятся первыми русскими романсами.

С домашним музицированием связано также развитие камерной инструментальной музыки. Особенно любимыми были всевозможные танцевальные пьесы — ме­нуэты, полонезы, экоссезы, контрдансы и другие — и вариа­ции на темы народных песен для различных инструментов. Множество таких вариаций для скрипки создал Иван Евстафьевич Хандошкин (1747—1804) — композитор и первый русский скрипач-виртуоз, дирижер и педагог. Большую часть жизни он прожил в Петербурге. Хандошкин хорошо владел также игрой на альте, гитаре и балалайке, а в своей концертной деятельности славился искусством импровизации. Он явился создателем русской сольной скрипичной сонаты.

Другим выдающимся композитором XVIII — начала XIX века был Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825). Музы­кальное образование он получил сначала в Придворной пев­ческой капелле, а затем в Италии, где прожил десять лет и стал признанным композитором. По возвращении в Рос­сию вся дальнейшая судьба музыканта была связана с Придворной певческой капеллой, где сначала он занимал долж­ность капельмейстера, а позднее стал ее директором. Твор­чество Бортнянского велико и разнообразно — помимо ин­струментальной музыки (клавирные сонаты, камерные ан­самбли и другие) он сочинял оперы и романсы. Но в исто­рию русской культуры он вошел как автор более ста хоро­вых произведений. Композитор создал замечательные ду­ховные концерты, которые продолжили традицию партес­ного концерта и в то же время испытали влияние светской музыки — оперной и симфонической. Духовные концерты Бортнянского по своей форме приближаются к симфони­ческому циклу и состоят из самостоятельных частей, кон­трастных по характеру, где хоровые эпизоды чередуются с ансамблевыми и широко используются приемы постепенно­го нарастания и затухания звучности. Помимо культовой музыки композитор сочинял и светскую хоровую музыку — песни, гимны, кантаты.

Автор замечательных хоровых концертов Максим Созонтович Бере­зовский (1745—1777), как и Бортнянский, сначала учил­ся в Придворной певческой капелле, а затем в Италии у знаменитого теоретика музыки падре Мартини. Выдержав экзамен, он был принят в число членов Болонской акаде­мии. По возвращении в Россию его творческая и личная жизнь складывалась крайне неудачно. Короткая и драма­тичная жизнь Березовского закончилась самоубийством в возрасте 32-х лет.

Однако главное место среди музыкальных жанров в XVIII веке занимала опера. Она, как и многие инстру­ментальные жанры, появилась в России благодаря ино­странным музыкантам. В 30-е годы в Петербурге был со­здан придворный итальянский театр, в репертуаре которо­го состояли оперы-сериа и буффа. В течение многих лет в столице жили и работали такие известные европейские ком­позиторы, как Арайя, Галуппи, Паизиелло, Сарти, Чимароза. Немного позже в Петербурге появляется и французская опер­ная труппа, представлявшая комические оперы Руссо, Филидора, Гретри, Монсиньи. Веселые спектакли оказали ре­шающее воздействие на формирование русского оперного жанра. Его развитию способствовала деятельность как госу­дарственных и частных театров, так и распространенных повсеместно крепостных театров; некоторые из них (напри­мер, у графа Шереметева) успешно соперничали с лучшими европейскими театрами.

Русские оперы XVIII века представляли собой народно-бытовые музыкальные комедии, построенные на чередова­нии разговорных диалогов-сцен (как во французской коми­ческой опере) и музыкальных номеров песенного и ариозного характера, часто основанных на народных мелодиях. Первыми значительными произведениями в этом жанре стали оперы 1770—1780-х годов «Мельник — колдун, об­манщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты» и «Скупой» В. Паш­кевича, «Сокол» и «Сын-соперник» Д. Бортнянского, «Ям­щики на подставе» Е. Фомина.

Евстигней Ипатьевич Фомин (1761—1800) — первый русский ком­позитор, воплотивший в своем творчестве трагическую тему. Он написал оркестровую музыку к мелодраме (Мелодрама — возникший в XVIII веке в Европе жанр музыкаль­но-театрального представления, в котором литературный текст произ­носился в сопровождении оркестровой музыки: он либо чередовался с музыкальными номерами, либо звучал на их фоне). «Орфей» на текст Я. Княжнина, которая была поставлена в Петербурге при участии знаменитого трагика И. Дмитревского. Увер­тюра к «Орфею» стала первым образцом русской драмати­ческой симфонической музыки. Оперная увертюра была тем жанром, благодаря которому развивалась отечественная сим­фоническая музыка в XVIII веке: в недрах театра, как это было и в Европе, рождалась будущая русская симфония.

 

Рождение и взаимодействие многих жанров и художе­ственных стилей в русской музыке XVIII века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и скла­дывавшиеся традиции музицирования, возникновение хо­ровых капелл, оркестров, оперных трупп, развитие музыкаль­ного образования (В конце XVIII века музыкальные классы создаются также при Московском университете, в институтах, лицеях, пансионах; появляется целый ряд частных школ) и становление концертной деятельности, наконец, появление национальной композиторской школы подготовили создание и расцвет русской классической му­зыки в XIX веке.

Вопросы и задания

1.Каковы истоки русской музыки? Где формировались особенно­сти национального музыкального стиля?

2. Где и когда зародилась профессиональная музыка в России?

3. Расскажите о скоморохах и певцах-сказителях Киевской Руси.

4. Что такое знаменное пение?

5. Где сохранялись традиции древнерусской культуры после рас­пада Киевской Руси?

6. Какова была роль Московской Руси в развитии национальной культуры и искусства? Какие новые жанры появились в эту эпоху в песенном фольклоре и светском искусстве?

7. Какие перемены произошли в XVII веке в области просвеще­ния, культуры и искусства? Что такое парсунное письмо? партесное пе­ние? духовный (партесный) концерт? кант?

8. Назовите главные культурные события XVIII века и русских писателей, художников, композиторов этого времени.

9. Как развивается кант в XVIII веке?

10.Что такое городская песня? российская песня?

11.Назовите авторов первых сборников русских народных песен. Каково значение появления нотных записей народной музыки?

12.Перечислите основные жанры инструментальной и хоровой му­зыки XVIII века.

13.Что представляли собой первые русские оперы, каковы их осо­бенности?

14.Расскажите о композиторах XVIII века и основных жанрах их творчества.

 

Русская музыка первой половины XIX века

В первой половине XIX века начинается расцвет рус­ской классической музыки. Творчество Глинки и Дарго­мыжского открывает период стремительного взлета нацио­нального музыкального искусства до вершин мировой куль­туры. Развитие музыки было частью общего процесса — подъема всего русского искусства в знаменательный пери­од исторического развития Российского государства. Отече­ственная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 году вызвали мощный взрыв патриотических чувств, подъем духовных сил нации. «Двенадцатый год, — писал Белин­ский, — потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил...»

Именно в этот период происходит формирование рус­ской классической литературы, музыки и живописи. Веду­щая роль принадлежала литературе. Знаком эпохи стало творчество Пушкина, которое было подготовлено произведе­ниями Жуковского, Карамзина, Батюшкова, Крылова. Пуш­кин явился создателем русского литературного языка, опре­делив тем самым дальнейший путь развития националь­ной литературы. В одно время с Пушкиным сочиняют свои произведения Грибоедов, Рылеев, Вяземский, Дельвиг, Язы­ков, Баратынский; позднее начинается творческая жизнь Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Белинского. К середине века появится новое поколение писателей — Достоевский, Тол­стой, Некрасов, Тургенев, Гончаров и другие.

Первая половина XIX века положила начало и русской классической живописи (картины Кипренского, Тропинина, Венецианова, Щедрина, Брюллова, Иванова, Федотова) и скульптуры (Клодт и другие), архитектуры (Воронихин, За­харов, Бове, Жилярди, Росси).

Русское искусство первых десятилетий XIX века испы­тало на себе сильное воздействие нового европейского худо­жественного направления — романтизма. «Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период», — пи­сал Белинский. Характерные для него независимость твор­чества художника и внимание к внутреннему миру челове­ка, интерес к жизни родного народа, его истории, песням, сказ­кам и легендам, мятежность духа и свободолюбие, страст­ность и смелость высказывания, восторженная приподня­тость находят воплощение в произведениях этого времени. Через романтизм, его повышенную эмоциональность и субъективность русское искусство шло к утверждению прин­ципов художественного реализма.

Музыкальная жизнь России с начала XIX века начина­ет приобретать новые черты. Важными музыкальными цент­рами становятся лицеи, пансионы, университеты, а также литературно-художественные кружки. В этих кружках объе­динялись любители искусства, писатели, артисты, художни­ки, музыканты. Здесь исполнялись новые произведения, об­суждались оперные спектакли и концерты. Такие собрания устраивались в Петербурге в домах Дельвига, Одоевского, графа Михаила Виельгорского, в Москве — у Грибоедова, княгини Зинаиды Волконской.

Оживляется концертная жизнь: в 1802 году в Петер­бурге создается первая русская концертная организация — «Филармоническое общество», которое устраивало публич­ные симфонические концерты. Концерты камерной музы­ки проходят в частных домах, дворянских и благородных собраниях и различных учебных заведениях, в них участву­ют как русские, так и иностранные музыканты. Значитель­ную роль продолжают играть хоры и симфонические орке­стры крепостных музыкантов, которые существовали во мно­гих дворянских усадьбах.

Одним из излюбленных жанров симфонической музы­ки в это время стали программные увертюры к операм и драматическим спектаклям, которые сочиняли Козловский, Давыдов, Алябьев, Верстовский. В жанре музыкального те­атра также происходят заметные изменения. Любимая в XVIII веке бытовая комическая опера постепенно уступает место операм-сказкам («Князь-невидимка» и «Илья-бога­тырь» Кавоса, «Днепровская русалка» Давыдова) и роман­тическим операм («Аскольдова могила» Верстовского). Наряду с оперой широкое распространение получают воде­виль, музыка к драматическим спектаклям («трагедии на музыке»), а также балет, расцвет которого в России насту­пил с деятельностью великого французского балетмейстера Шарля Дидло.

Успешное развитие этих жанров было неотделимо от формирования русских исполнительских школ в опере (Е. Сандунова, О. Петров, А. Петрова-Воробьева), балете (А. Ис­томина, Е. Колосова, А. Глушковский), драме (Е. Семенова, П. Мочалов, М. Щепкин).

Повсеместное распространение получает бытовое домаш­нее музицирование. Любители музыки собирались по вече­рам, играли и пели под аккомпанемент гитары, арфы или фортепиано. В репертуаре были народные песни — кресть­янские, городские, солдатские. Их обработки делали многие композиторы, наиболее популярными были сборники Кашина и Рупина. Они исполнялись как сольные песни, дуэты и в виде инструментальных вариаций и ансамблей. В этой об­становке складывался и развивался любимый жанр эпо­хи — романс.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал