Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Е. Варламов






Александр Егорович Варламов (1801—1848) родился в Москве в семье скромного чиновника. Страстное влечение мальчика к музыке и его одаренность проявились рано: подбирая по слуху народные песни, он сам научился играть на скрипке. Благодаря незаурядным способностям и кра­сивому голосу его в десять лет приняли певчим в петербург­скую Придворную певческую капеллу. Здесь Варламов за­нимался под руководством директора капеллы, выдающе­гося композитора Д. С. Бортнянского. Успехи в пении по­зволили ему вскоре стать солистом хора; он научился так­же играть на гитаре, фортепиано и виолончели.

После обучения в капелле Варламов получает назначе­ние на службу в Голландию в качестве регента (Регент — руководитель и вокальный педагог хора певчих) русской посольской церкви в Гааге. Годы, проведенные за границей, оказали большое влияние на музыкальное развитие буду­щего композитора: он часто посещает оперу и концерты, сам выступает как певец и гитарист.

По возвращении в Петербург Варламов сначала препо­дает в Театральной школе, а затем снова поступает в При­дворную певческую капеллу хористом и учителем пения. В 1827 году он знакомится с Глинкой; общение с ним име­ло огромное значение для творческих устремлений молодо­го музыканта.

Первые романсы и церковные хоры Варламова относят­ся к концу 1820-х годов, но настоящий расцвет компози­торской деятельности начинается после переезда в 1& 32 году в Москву, где он получил место капельмейстера, а затем «композитора музыки» императорских театров. Варламов быстро сблизился с московским артистическим миром, по­дружился с композиторами Гурилевым и Верстовским, пи­сателем М. Загоскиным, актерами М. Щепкиным и П. Мочаловым, поэтом-актером Н. Цыгановым, на чьи стихи он создал многие романсы. Всех их объединяли общие худо­жественные интересы и любовь к русской песне.

Варламов сочиняет множество прославивших его вокаль­ных произведений — это «Ах ты, время, времечко», «Что это за сердце», «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди», «Что мне жить и тужить», «Оседлаю коня» и другие. Среди них одним из самых зна­менитых стал «Красный сарафан» (стихи Н. Цыганова), который, по словам современника, «был певаем всеми со­словиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужи­ка». По роду своей службы Варламов много пишет теат­ральной музыки к трагедиям, мелодрамам, балету, а также постоянно выступает в концертах как оркестровый и хоро­вой дирижер, так и певец. У него был небольшой, но краси­вый тенор, его пение отличалось великолепной вокальной техникой и необычайной задушевностью. В 1840 году Вар­ламов издает «Школу пения», которая стала первым в Рос­сии учебным пособием по вокальному искусству и сыграла важную роль в обучении многих русских певцов.

Последние годы композитор провел в Петербурге, где его жизнь сложилась очень трудно. Широкая известность не помогла ему снова получить службу в капелле, и Варламов с семьей находился в трудном материальном положении. Его здоровье ухудшалось, и он скончался от чахотки в 1848 году.

В историю русской музыки Варламов вошел как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. В выборе стихов он обращался как к русским поэтам — Пушкину, Жуковскому, Дельвигу, Лермонтову, Плещееву, Фету, Коль­цову, так и к Гёте, Гейне, Беранже. Основными жанрами для композитора были «русская песня» и лирический романс. В его сочинениях, полных задушевности, соседствуют и за­думчивая мечтательность, и порывистая романтическая устремленность и приподнятость.

Варламов одним из первых композиторов обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовной атмо­сфере 1830—1840-х годов и передавала острую неудовле­творенность окружающей жизнью и «вольнолюбивые меч­ты» русских людей. В романсе «Белеет парус одинокий» композитор сумел отразить эти чувства и настроения. В его музыке слышны «жажда бури» лермонтовского героя, его непримиримость и непокорность. Широкая энергичная ме­лодия в начале куплета сразу достигает кульминации — звука соль, который является вершиной яркой выразитель­ной кантилены. Взволнованность чувства в романсе под­черкивается аккордовым сопровождением с чеканным рит­мом полонеза-болеро:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал