Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темп мазурки







В дальнейшем интонации и ритмы полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков; но если полонез не изменит свой надменный характер, то мазурка в четвертом действии приобретет совсем иной психологиче­ский подтекст (поляки в глухом заснеженном лесу). Та­ким образом, впервые в русской опере танцы перестали иг­рать роль вставных номеров и приобрели важное драматур­гическое значение, стали средством характеристики действу­ющих лиц. Именно здесь таятся истоки будущего русского классического балета.

Действие третье состоит из двух частей. Первая (до при­хода врагов), лирическая и светлая по настроению, отлича­ется неторопливым и спокойным течением событий. На­чинается она песней Вани «Как мать убили», выражающей, по словам Глинки, «тихую и беззаботную жизнь и благодар­ность благодетелю». Приветливая и ясная мелодия близка русским народным песням:

Миром и покоем наполнено звучание голосов в следу­ющем далее квартете Сусанина, Собинина, Вани и Антониды.

Вторая часть третьего акта начинается с появления по­ляков; с этого момента музыкально-сценическому действию будут свойственны стремительное развитие событий, драма­тические столкновения, резкие контрасты.


Центральный и наиболее напряженный эпизод — сце­на Сусанина с поляками. В этой драматической сцене-диа­логе поляки охарактеризованы темами трехдольных польских танцев, хотя в них уже нет былой удали и беспеч­ности. Речь Сусанина резко противопоставлена агрессивным интонациям врагов: она звучит серьезно, с большой гордо­стью и достоинством. Его ответы полякам Глинка построил на темах главных хоровых сцен оперы — интродукции и эпилога. В первом ответе («Велик и свят наш край род­ной») зарождается тема финального хора «Славься»:

Во втором ответе («Страха не страшусь») звучит тема мужского хора из интродукции:

Так Глинка подчеркивает неразрывную связь между подвигом Сусанина и героизмом народа, выражает идею народного патриотизма. Контраст между музыкальными характеристиками персонажей — Сусанина и поляков — достигает кульминации в эпизоде, где их темы звучат одно­временно; такое сочетание разных метров называется поли­метрией («Боже, дай силы мне»):

После ухода Сусанина с поляками в избе собираются девушки: следует свадебный хор «Разгулялися, разливалися», который своей безмятежностью и поэтичностью усугубляет драматизм предыдущей сцены. Тихая светлая мелодия, переменный лад, пятидольный размер, преоблада­ние бесполутоновых оборотов роднят ее с русскими обрядо­выми песнями:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал