Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умеренно скоро. Но далее плясовая тема сама начинает изменяться и постепенно приобретает очертания свадебной, тем самым подготавливая ее возвращение:






 

Но далее плясовая тема сама начинает изменяться и постепенно приобретает очертания свадебной, тем самым подготавливая ее возвращение:

Глинка, найдя общность основного мотива в обеих темах (нисходящее поступенное движение к тонике), сблизил и объединил их признаки, сумев добиться непрерывности му­зыкального развития. Звучание плясовой в заключении пе­редает широкую удаль и размах народной пляски.

«Русское скерцо» — так любил Глинка называть «Ка­маринскую» — сыграло важную роль в развитии русской симфонической музыки. Контрастное сопоставление народ­ных тем и приемы их музыкального развития — подголосочная полифония, вариационная орнаментика, разнообра­зие тембров, свойственные народному исполнительству, — нашли свое дальнейшее воплощение в произведениях рус­ских композиторов-классиков. Много лет спустя, в 1888 году Чайковский в своем дневнике записал: «Русских симфо­нических сочинений написано много, можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа» И что же? Вся она в „Камаринской", подобно тому как весь дуб в жёлуде! И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и много сил, что­бы исчерпать все его богатство».

«Вальс-фантазия» занимает особое место в творчестве Глинки. Это одно из самых романтических сочинений ком­позитора (Вальс посвящен Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Пет­ровны Керн, воспетой Пушкиным). Он был написан в 1839 году для фортепиано; позднее композитор делал оркестровые редакции, последняя осуществлена в 1856 году. Скромная танцевальная пьеса превратилась в настоящую лирическую поэму.

Основная тема произведения – задумчивая, мечтательно-задушевная; повышение IV ступени и тритоновая интонация вносят в нее трогательный щемящий оттенок. Трехтактовое строение фразы (а не четырехтактовое, квадратное, как в европейском вальсе) исходит из нечетной структуры русских народных песен, оно придает теме постоянное ощущение устремленности вперед:

«Вальс-фантазия» имеет рондообразное строение. Глав­ная тема проходит много раз, чередуясь с различными по настроению эпизодами, то светлыми и изящными, то драмати­чески-взволнованными. Сочинение отличается необыкновен­ной изысканностью оркестровки. Ее воздушность, «парящий характер» определяются преобладающим звучанием струн­ной группы, «чистыми» однородными тембрами много­численных соло, выразительными подголосками основных тем.

«Вальс-фантазия» Глинки положила начало целой вет­ви русской музыки; его лирические танцевальные образы получили дальнейшее развитие в симфониях и балетах Чай­ковского и Глазунова.

Вопросы и задания

1.Назовите симфонические произведения Глинки.

2.Каковы особенности строения и тонального плана увертюры к опере «Руслан и Людмила»?

3.Расскажите об основных темах «Камаринской», приемах их развития.

4.Охарактеризуйте «Вальс-фантазию». Назовите особенности строения главной темы, форму всего произведения.

5.
В чем заключается своеобразие инструментовки Глинки, характера звучания симфонического оркестра в его произведениях?

6.Каково значение оркестровых сочинений Глинки в русской симфонической музыке?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал