Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умеренно
Благородная мелодия отличается плавными и закругленными фразами, немногочисленными, но изысканными хроматизмами, нисходящими интонациями вздоха. Романс имеет куплетную форму. Если в первой части куплета (ля минор), где господствует печальное настроение, мелодия спокойна и сдержанна, то во второй части (до мажор) она оживляется, устремляется вверх, выражая беспокойный порыв, и предельно точно воспроизводит оттенки поэтической речи. В кульминационной фразе («и не могу предаться вновь») музыка, полная живого и трепетного чувства, приобретает патетический характер. В фортепианном сопровождении романса преобладает гармоническая фигурация — фактура, типичная для бытового романса первой половины XIX века. Романс обрамляется вступлением и заключением, которые придают его форме законченность и стройность. В 1840 году Глинка создает свой единственный вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Н. Кукольника. Такое название цикл получил в связи с намечавшимся отъездом Глинки за границу. И хотя в нем нет единой сюжетной линии, все 12 романсов объединяются одной темой — темой прощания с родиной, темой странствования. «Попутная песня» (№ 6) была написана по случаю открытия первой в России железной дороги. В ней чередуются два контрастных образа7. Один из них (ре мажор) — оживленный, радостный, праздничный — передает веселую суету и шум толпы. Быстрая скороговорка восьмых в вокальной мелодии дублируется фортепианной партией, а четкий упругий ритм и энергичный акцентированный аккорд сопровождения в начале каждой строфы носят изобразительный характер: Другой, лирический образ (си минор) передает переживания героя, его волнение в ожидании встречи: моторный характер сопровождения остается прежним, но скороговорка вокальной партии сменяется широкой и распевной кантиленой:
Романс «Жаворонок» (№ 10) воспринимается как лирический образ родной природы. В нем тонко преломлены характерные черты «русской песни». Романс имеет куплетную форму. Уже фортепианное вступление настраивает на задумчивый лад, а звучание верхнего регистра, форшлаги, восходящие октавные ходы подражают пению птицы. Вокальная партия выражает не просто трогательное состояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Прекрасная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей». Особенностью мелодии является постоянное возвращение к си — V ступени ми минора, которое как бы притягивает к себе все остальные звуки и, «выразительно вибрируя», рождает впечатление звенящего высоко в небе голоса жаворонка:
|