Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение изучения темы. В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в
В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в стране преобразований социально-экономического и общественно-политического характера. Именно два последних десятилетия стали временем неуклонного поступательного нарастания заболеваемости населения стрессогенной патологией, которая не обязательно будет психогенной, отражающей только плохое самочувствие без физических изменений, но и это могут быть артриты, аллергия, инфекционные заболевания, травмы, опухоли, инсульты и пр., т.е. весь спектр соматических, эндокринных, хирургических и неврологических заболеваний. Обучение студентов методикам борьбы со стрессом приведет к повышению стрессоустойчивости и снижению заболеваемости, как у самих студентов, так и в будущем у их пациентов. 3. Цели занятия: Общая цель: обучающийся должен овладеть способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2); способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47); способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48); Учебная цель - обучающийся должен знать современные методики, применяемые в общеврачебной практике, для диагностики и коррекции стресса, уметь применять опросники для выявления стресса на практике и владеть навыками расшифровки опросников. 4. План изучения темы: 4.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты). 4.2. Самостоятельная работа по теме: - заполнение опросников; - расшифровка опросников - выявление типичных ошибок 4.3. Итоговый контроль знаний: - решение ситуационных задач, тесты по теме; - подведение итогов. 5. Основные понятия и положения темы. Понятие «стресс». Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Методы самооценки уровня стресса: шкала социальной адаптации Холмса и Рея и тест Ридера. Методы преодоления стресса. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки. Методы самооценки тревоги и депрессии: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS); тест Бека (BDI), шкала Цунга, шкала депрессий Центра эпидемиологических исследований (CES-D); тест тревожности Спилбергера-Ханина. СТРЕСС — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает. Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением. К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» и пр.). К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены также множественные соматические и физиологические проявления — мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации. Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях. Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует. Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса Стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию. Условно стрессоры можно разделить на: · стрессоры управляемые (зависят от нас) · стрессоры неуправляемые (неподвластные нам) · стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора. Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры. Стрессоры управляемые (зависят от нас). К наиболее часто встречающимся стрессорам, которые можно контролировать, относятся стрессоры межличностного характера. Поведение людей часто определяют и факторы здоровья, и факторы нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, иногда простой недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса. Обучение таким основам, как развитие уверенности в себе, социальные навыки, овладение способами межличностного общения (коммуникации), позволяет преодолевать многие стрессовые ситуации и избегать стрессовых реакций. К управляемым стрессорам можно отнести ситуации и условия, которые легко можно избежать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения: Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс, сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека, т.е. его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья. Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья. Шкала оценки социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Рей) Отметьте каждое событие в Вашей жизни, имевшее место в предыдущем году. Сложите полученные баллы.
Сумма баллов 150 и менее — относительно небольшое количество перемен в жизни и низкая восприимчивость к нарушениям здоровья, вызываемым стрессом в последующие 2 года. Сумма выше 300 — шанс нарушений здоровья, связанных со стрессом, увеличивается до 80% (на основе статистической модели прогнозирования Холмса-Рей). Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера. В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса может быть рекомендована шкала психологического стресса Ридера (Reeder L.G. et al, 1969). Эта методика использовалась для диагностики уровня стресса в ряде популяций, в том числе и в одном из районов г. Москвы (1985-1986 гг.) в рамках программы интегрированной профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Была выявлена связь уровня стресса с наличием стенокардии напряжения, артериальной гипертонии. На основании этого предложены приведенные ниже критерии оценки уровней стресса. ВОПРОСНИК на определение уровня стресса (Reeder L.)
|