![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар 6
1. Тема: «Воля» 2. Значение изучения темы: · Учебное – изучение особенностей формирования и закономерностей проявления волевой сферы. · Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний об волевой сфере человека, о роли волевых процессов в жизни человека и его целенаправленном поведении. · Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача. 3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление о волевой сфере личности, о роли и значении воли в учебном процессе и в профессиональной деятельности; должен знать структуру волевого процесса, волевые качества личности; уметь определять состояние волевых процессов человека по его мимике и жестам, особенностям речи и поведения; проводить психологическое исследование и анализ волевой сферы личности. 4. План изучения темы: 4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос). 4.2. Самостоятельная работа по теме: · Работа в парах. Исследование волевой сферы с помощью теста «Способность самоуправления»; · Составление заключений по исследованию. 4.3. Итоговый контроль знаний: · Проверка заключений по исследованию; · Решение ситуационных задач. 5. Основные понятия и положения темы: Понятие о воле и ее основные признаки. Воля как сознательная организация, саморегуляция личностью своей деятельности. Функции воли (побудительная и тормозная). Внешняя и внутренняя локализация контроля. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные, или производные, волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность. Теории воли.Общее положение дел в области теоретических исследований воли. Волевая регуляция поведения как его наделение более высоким смыслом. Необходимость возникновения волевого действия и его особенности. Участие воли на различных этапах регуляции деятельности, от ее инициации до завершающего контроля. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля. Волевая регуляцияповедения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба, мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения. 6. Задания для уяснения темы занятия: · Тесты: 1. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его: a. настойчивость; b. самостоятельность; c. принципиальность; d. решительность. 2. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как: a. настойчивость; b. сознательность; c. оптимизм; d. трудолюбие. 3. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его: a. настойчивость; b. самостоятельность; c. принципиальность; d. самоуверенность. 4. Волевой акт состоит из этапов, кроме: a. побуждение; b. желание; c. выбор ведущего мотива; d. поведение. 5. Третий этап волевого акта – это: a. потребность; b. борьба мотивов; c. желание; d. действие. 6. Совершению действия предшествует этап: a. борьбы мотивов; b. выбора ведущего мотива; c. возникновения потребности; d. формирования желания. 7. Понятие «усталость» включает: a. физический компонент; b. психологический компонент; c. нарушение высших психических функций; d. физический и психологический компонент. 8. Воля - регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование: a. сознательное; b. неосознанное; c. интуитивное; d. непроизвольное. 9. Критерием(ями) проявления воли не является(ются): a. волевое действие; b. волевые качества человека; c. выбор мотивов и целей; d. показатель интеллектуального развития. 10. Параметром(ами), который(е) обычно используется(ются) для описания, волевых процессов, является(ются): a. только сила и направленность; b. только направленность и свобода; c. только направленность; d. сила, направленность и свобода. · Ситуационные задачи: 1. Больной Ж., 42 г., недостаточно активен, малоподвижен и малоразговорчив, залеживается в постели при отсутствии необходимости соблюдать постельный режим. В общении с психологом ограничивается только конкретными ответами на вопросы, скудно и невыразительно излагает жалобы, мало интересуется результатами исследования. При расспросе отмечает утрату прежних интересов, отсутствие внутренней активности, желания действовать.
|