Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 29 совместное творчество






 

Мольер получил приказ от короля сочинить блестящую пьесу с балетом для

карнавала 1671 года, который должен был произойти в Тюильри. Мольер

немедленно приступил к исполнению приказа и стал писать пьесу " Психея". По

мере того как он работал, испуг начинал охватывать его, потому что он видел,

что не успевает к сроку, назначенному королем.

Хворь все чаще одолевала его, по временам он был принужден бросать работу

и предаваться ипохондрии. Тогда он решил обратиться за помощью к другим.

Отношения его с Пьером Корнелем давно уже выровнялись после ссоры в эпоху

" Школы жен". Теперь и Мольера и Корнеля связывала общая нелюбовь к Расину.

Звезда старика Корнеля начала угасать, а Расин поднимался все выше и выше.

Расина играли в Бургонском Отеле, а Мольер стал ставить Корнеля у себя, в

Пале-Рояле.

Мольер пригласил Корнеля работать совместно над " Психеей", и старик,

нуждающийся в деньгах, охотно принял предложение. Работу они разделили так:

Мольер составил план пьесы с балетом в пяти действиях и написал пролог,

первый акт и первые сцены второго и третьего актов. Все остальное сочинил

Корнель, затратив на это около пятнадцати дней. Шестидесятипятилетний старик

прекрасно справился со своей задачей. Но и вдвоем оба мастера не поспели бы

сдать работу вовремя. Поэтому был приглашен третий-способный поэт и

драматург Филипп Кино, который сочинил все стихи для пения в этой пьесе.

Интересно то предисловие, которое написано к этой трагедии-балету. В нем

сказано очень осторожно, что господин Мольер в этой работе старался не

столько о правильности драматургической, сколько о пышности и красоте

спектакля. Говорят, что это предисловие принадлежит самому Мольеру.

" Психею" поставили в Тюильрийском дворце великолепно. Мольеру были

предоставлены лучшие театральные машины и приспособления для полетов. В

главных ролях были заняты: Психея-Арманда и Амур-Барон. Оба они показали

такой высокий класс игры, что поразили зрителей. Но первое же представление

" Психеи" при дворе 17 января принесло Мольеру новую тяжкую рану. В Париже

создался и упорно держался слух о том, что от былой неприязни Арманды к

наглому когда-то мальчугану Барону не осталось и следа и что она, влюбившись

в красавца и великого актера, стала его любовницей. Стареющий и больной

Мольер нигде и никак не отзывался на это.

С 15 марта он приступил к большому ремонту в Пале-Рояле. Заново были

отделаны все ложи и балконы, потолок отремонтировали и расписали, сцену

переоборудовали так, что на ней можно было теперь установить новые сложные

театральные машины.

Тут труппа стала просить директора о перенесении " Психеи" на

пале-рояльскую сцену. После долгих колебаний было решено это сделать,

несмотря на великие трудности, связанные с приобретением и установкой новых

машин и роскошных декораций. Но с этим в конце концов справились так же, как

и с еще одним затруднением: до " Психеи" музыканты и певцы никогда не

выступали перед публикой. Они играли и пели, скрываясь в ложах, за решетками

или занавесами. За повышенную плату удалось уговорить певцов и музыкантов

выступать перед публикой открыто на сцене. " Психею" репетировали около

полутора месяцев и дали премьеру 24 июля. Все хлопоты и все затраты

оправдались совершенно. Поражающий своей пышностью спектакль привлек буйные

волны публики в Пале-Рояль, пьеса прошла около пятидесяти раз в течение

сезона и принесла сорок семь тысяч ливров.

В период времени между представлением " Психеи" при дворе и премьерой ее в

Пале-Рояле труппа Мольера играла со средним успехом его фарс " Проделки

Скапена". Фарс этот был признан грубым и недостойным пера Мольера. На чем

основано такое мнение, я не понимаю. По-моему, именно в " Скапене"

великолепно сказался комический Мольер, и совершенно несправедливо Буало

упрекал своего друга, считая, что он опускается, приспособляясь ко вкусам

публики, и ругал ту сцену, где человека сажают в мешок и бьют палками,

говоря, что это безвкусный шаблон. Буало заблуждается: это смешной,

великолепно завинченный фарс, который не портит даже малоправдоподобная

развязка.

" Проделки Скапена" были причиной нового обвинения в плагиате. Говорили,

что Мольер, как ловкий хищник, выхватил и перенес к себе из " Одураченного

педанта" Сирано де Бержерака две сцены с турецкой галерой и сцену Зербинетты

и Жеронта. В ответ на это обвинение Мольер говорил, что эти сцены

принадлежат ему по праву. Дело в том, что " Одураченного педанта" Мольер

помогал сочинять Бержераку.

Комические актеры Пале-Рояля во главе с Мольером-Скапеном прекрасно

представляли фарс (любовников- Октава и Леандра-играли Барон и Лагранж).

В этом году Мольер не имел отдыха. Опять последовал новый заказ от

короля. В Сен-Жермене должны были совершиться в конце года праздники по

случаю бракосочетания Единственного Брата Короля. Мольер стал спешно

работать над комедией под названием " Графиня д'Эскарбанья", материалом для

которой ему послужили наблюдения над провинциалами. Комедия при дворе

понравилась, в особенности потому, что в нее были введены интермедия и

балет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал