Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Празднование Вечери Господней
Среди протестантов наиболее распространенное название причастия – Вечеря Господня (1 Кор. 11: 20). Другие названия – «трапеза Господня» (1 Кор. 10: 21), «преломление хлеба» (Деян. 20: 7; 2: 42)6 и Евхаристия. Первое название указывает на такие стороны служения, как благодарение и благословение (Мф. 26: 26, 27; 1 Кор. 10: 16; 11: 24). Вечеря Господня должна быть событием радостным, а не печальным. Предваряющее ее служение ногоомовения предоставляет возможность для самоисследования, исповедания грехов, примирения, покаяния и прощения. Вновь очищенные кровью Спасителя, верующие готовы к участию в особом общении со своим Господом. Осененные спасительным светом креста, они обращаются к Его трапезе с радостью, готовые праздновать искупительную победу Христа. Значение Вечери Господней. Вечеря Господня заменяет ветхозаветный праздник Пасхи. Пасхальное служение, указывавшее на будущую жертву Спасителя, нашло свое исполнение, когда Христос – истинный Пасхальный Агнец – отдал Свою жизнь. Перед Своей смертью Христос лично установил эту замену Пасхи как великий праздник духовного Израиля в Новом Завете. Поэтому многие прообразы и символы Вечери Господней уходят в древнее пасхальное служение. 1. Воспоминание об освобождении от греха. Подобно тому как праздник Пасхи служил напоминанием об освобождении Израиля из египетского рабства, Вечеря Господня напоминает об освобождении из духовного Египта, из рабства греха. Кровь пасхального агнца, нанесенная на перекладину и косяки двери, защитила живущих в доме от смерти, а съеденная плоть его дала им силы бежать из Египта (Исх. 12: 3–8). Таким образом, жертва Христа приносит освобождение от смерти; верующие получают спасение, причащаясь от Его плоти и крови (Ин. 6: 54). Вечеря Господня возвещает, что смерть Христа на кресте принесла нам спасение, прощение и вечную жизнь. Иисус сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11: 24). Вечеря Господня подчеркивает заместительный характер примирительной жертвы Христа. «Сие есть тело Мое, – сказал Христос, – за вас ломимое» (1 Кор. 11: 24; ср. 53: 4–12). Вместо виновных на крест взошел Безвинный, вместо неправедных – Праведник. Закон, требующий смерти грешника, был полностью удовлетворен. Этим великим подвигом любви, дающим прощение, мир и уверенность в вечной жизни раскаявшемуся грешнику, крест снял с нас осуждение, дал нам одежду праведности Христа и силу побеждать зло. А. Хлеб и плод виноградной лозы. Иисус использовал множество сравнений, преподавая различные истины о Себе. Он говорил: «Я есмь путь» (Ин. 10: 7); «Я есмь дверь» (Ин. 14: 6); «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15: 1); «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6: 35). Мы не можем понимать эти выражения буквально: «Я есмь путь», «Я есмь лоза», «Я есмь дверь», поскольку Он не присутствует в каждой двери или лозе. Эти сравнения иллюстрируют Божии истины, помогая нам лучше понять их. Когда Иисус чудесным образом накормил 5000 человек, Он раскрыл более глубокое значение Своего тела и крови. Будучи истинным Хлебом, Он сказал: «Не Моисей дал вам истинный хлеб с неба... ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6: 32–35). Он отдал Свое тело и кровь, чтобы утолить голод и жажду наших глубочайших нужд и желаний (Ин. 6: 50–54). Пасхальный хлеб, который ел Иисус, был пресным, а плод виноградной лозы – неперебродившим7. Закваска (дрожжи), вызывающая брожение, считалась символом греха (1 Кор. 5: 7, 8). Поэтому хлеб из квасного теста не мог представлять Агнца, «непорочного и чистого» (1 Петр. 1: 19)8. Только пресный, или «бесквасный», хлеб мог символизировать безгрешное тело Христа. Точно так же только неиспорченный плод виноградной лозы, неперебродившее вино, символизирует безупречное совершенство очищающей крови Спасителя9. Б. Еда и питье. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53, 54). Есть плоть Христа и пить Его кровь – это на символическом языке значит усваивать Слово Божие, через которое верующие поддерживают общение с небом и обретают духовную жизнь. Он говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6: 63); «не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4, старослав. пер.). Верующие питаются Христом – Хлебом жизни причащаясь от слова жизни – Библии. Это слово несет в себе животворную силу. В служении Причастия мы также причащаемся от Христа, усваивая Его Слово посредством Святого Духа. Именно поэтому проповедь Слова сопровождает каждую Вечерю Господню. Поскольку мы верой принимаем благодеяния примирительной жертвы Христа, то Вечеря Господня – это нечто намного большее, чем просто памятная трапеза. Участие в служении Причастия означает возрождение нашей жизни укрепляющей силой Христа, которая наполняет нас силой и радостью. Другими словами, символы показывают, что «мы зависимы от Христа в духовной жизни так же, как от еды и питья в физической жизни»10. Во время служения Причастия мы «благословляем» чашу (1 Кор. 10: 16). Подобно тому как Христос «благодарил» (Мф. 26: 27) за чашу, и мы выражаем благодарность за кровь Христа. 2. Совместное общение со Христом. В мире, полном распрей и разногласий, наше совместное участие в праздновании Вечери содействует единству Церкви, свидетельствует об истинности нашего общения со Христом и друг с другом. Указывая на это общение, апостол Павел говорил: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10: 16, 17). Хлеб для причащения преломляется на многие части, которые верующие съедают; и так как все эти части одного хлеба, то и все верующие, участвующие в служении причащения, соединяются в Том, Чье ломимое тело символически представлено преломленным хлебом. Совместно участвуя в этом служении, христиане открыто свидетельствуют о единстве и принадлежности к великой семье, глава которой – Христос11. Все члены Церкви должны участвовать в этом святом Общении, потому что во время этого акта посредством Духа Святого «Христос встречается со Своим народом и придает ему силы Своим присутствием. Это служение может совершаться недостойными сердцами и руками, и все же Христос присутствует при этом, чтобы служить Своим истинным детям. Все, кто пренебрегает этой возможностью обрети божественное преимущество, потерпят урон. О таких можно справедливо сказать: «Не все же вы чисты!»12. Мы испытываем глубочайшее чувство единства на трапезе Господней. Здесь мы объединены общей целью и все барьеры, разделяющие нас, разрушены. Здесь мы легче осознаем, что в то время, когда в обществе нас разъединяет очень многое, во Христе есть все необходимое, чтобы объединить нас. Подав ученикам чашу причастия, Иисус установил с ними новый завет. Он сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27, 28; ср. Лк. 22: 20). Подобно тому как ветхий завет утверждался кровью жертвенных животных (Исх. 24: 8), так новый завет был утвержден кровью Христа. Во время вечери верующие обновляют свой обет верности Господу, вновь признавая, что они являются участниками завета, который Бог заключил с человечеством. Будучи частью этого завета, они хотят праздновать его. Поэтому Вечеря Господня одновременно и воспоминание, и благодарение за установление вечного завета благодати. Благословения, получаемые при этом, соответствуют вере участников трапезы. 3. Предвосхищение Второго пришествия. «Ибо всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещайте, доколе Он придет» (1 Кор. 11: 26). Служение Вечери охватывает период времени от Голгофы и до Второго пришествия Христа. Оно соединяет Крест и Царство. Оно соединяет «уже» с «еще нет», что и составляет сущность новозаветного видения мира. Вечеря соединяет жертву Спасителя и Его Второе пришествие – спасение предложенное и спасение совершенное. Вечеря Господня провозглашает присутствие Христа через духа до Его видимого пришествия. Обетование Иисуса: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29) имеет силу пророчества. Оно направляет взор нашей веры к грядущему празднованию трапезы Общения с нашим Спасителем в Его царстве. Это будет великий праздник «брачной вечери Агнца» (Откр. 19: 9). Христос предупреждал о необходимости быть готовым к этому событию: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им» (Лк. 12: 35–47). Как когда-то в Иерусалиме, Иисус будет праздновать Вечерю вместе со Своими последователями, собранными за праздничным столом. Этого времени он ждал так долго! И вот все готово: Христос встает со Своего престола и выходит вперед, чтобы совершить служение. Всех охватывает изумление. Они чувствуют, что недостойны принять от Спасителя это служение. Многие пытаются возражать: «Позволь нам послужить!» – но Христос спокойно настаивает на Своем. «Христос никогда не был более величественен на земле, как на той памятной Вечере Господней, когда Он занял место слуги и смирил Себя. Момент наивысшего величия Христа на небе – когда Он служит Своим святым»13. Это и есть великая надежда, на которую указывает нам Вечеря Господня: радость будущей славы через личное соучастие со Христом в Его вечном Царстве. Готовность к участию. Христианской вере содействуют два святых установления: крещение и Вечеря Господня. Первое служит дверью к членству в Церкви, второе же обновляет в вере ее членов14. Иисус установил первое празднование Вечери с наиболее преданными Своими последователями. Поэтому служение Воспоминания предназначается только для верующих христиан. Дети, как правило, не участвуют в нем до крещения15. Библия наставляет верующих, чтобы они праздновали Вечерю с должным благоговением пред Богом, ибо «кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11: 27). «Недостойно» означает или неподобающее поведение (см. ст. 21), или недостаток живой, действенной веры в примирительную жертву Христа»16. Такое поведение демонстрирует неуважение к Господу, такой человек расценивается как отвергающий Спасителя и, следовательно, разделяющий вину распявших Его. Недостойное участие огорчает Бога. Те, кто едят и пьют недостойно, те едят в «осуждение» себе, «не рассуждая о теле Господнем». Они не видят разницы между обычной пищей и священными символами примирительной смерти Христа. «Верующие не должны относиться к этому установлению как к простому воспоминанию некого исторического события. Это, несомненно, так, но и много больше того – это напоминание о том, какую цену заплатил Бог за грех и чем человек обязан своему Спасителю. Вечеря Господня также освежает в сознании верующего его обязанность открыто свидетельствовать о своей вере в искупительную смерть Сына Божьего»17. Учитывая такую опасность, апостол Павел советует верующему «испытать себя» перед участием в Вечере господней (1 Кор. 11: 28). Верующие должны с молитвой пересмотреть свой христианский опыт, исповедать грехи и восстановить нарушенные отношения. Опыт первых адвентистов показывает, какие благословения может принести такое самоисследование: «Когда нас было мало, празднование Вечери было самым обогащающим душу событием. Накануне, в пятницу, каждый член Церкви стремился избавиться от всего, что могло разделять его с братьями и с Богом. Тщательно исследовались сердца, возносились искренние молитвы о том, чтобы Бог открыл тайные грехи; мы исповедовались в недобросовестно выполненных делах, в необдуманных, поспешных словах и во взлелеянных грехах. Господь был близок к нам, и наши силы и мужество умножались»18. Такое исследование – сугубо личное дело. Никто не сделает этого за нас, ибо кто может читать в сердцах наших и отделять пшеницу от плевел? Христос, наш великий Пример во всем, отвергал избирательность при праздновании Вечери. И хотя явный грех является препятствием для участия (1 Кор. 5: 11), Сам Иисус разделил трапезу с Иудой – внешне преданным последователем, а внутренне вором и предателем. Готовых достойно участвовать в служении Причастия отличает особое состояние сердца, полное посвящения себя Христу и вера в Его жертву, а не формальная принадлежность к какой-либо Церкви. Следовательно, верующие христиане из любых Церквей могут участвовать в Вечере Господней. Все приглашаются чаще принимать участие в этом великом празднике нового завета, свидетельствуя тем самым о принятии Христа как своего личного Спасителя19. Во все века Бог наделял всех членов Своей Церкви духовными дарами, которые каждый должен использовать на благо Церкви и человечества. Этими дарами Святой Дух наделяет каждого члена по Своей воле. Таким образом, Церковь становится способной выполнить определенное ей Богом предназначение. Писание учит, что эти дары, удовлетворяя нужды Церкви, проявляют себя в вере, исцелении, пророчестве, проповеди, учении, управлении, примирении, утешении и в самоотверженном благотворительном служении с целью помочь людям и ободрить их. Некоторые члены призваны Богом и одарены Духом, чтобы совершать доверенное им и признанное Церковью служение в роли пасторов, евангелистов, апостолов и учителей. Это необходимо для того, чтобы приготовить членов к особому служению: содействию духовной зрелости Церкви, укреплению единства в вере и познании Бога. Когда члены используют эти духовные дары как хранители «многоразличной благодати Божией», то Церковь, защищенная от разрушительных влияний ложных учений, возрастает в Боге и укрепляется в вере и любви (Основание веры, 16). ГЛАВА 16
|