Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Насколько важно крещение.
Стоит ли из-за него рисковать жизнью? Считает ли Бог крещение необходимым? Есть ли каждый. Если Христос, безгрешный Божий Сын, прошел через крещение, чтобы «исполнить всякую правду», то мы, грешники, должны следовать Его примеру. Заповедь Христа. Заканчивая Свое земное служение, Христос заповедал ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их зависимость между крещением и спасением? Пример Иисуса. В жизни Иисуса наступил день, когда Он, попрощавшись с родными, оставил плотницкую мастерскую в Назарете и отправился на Иордан, где проповедовал Его двоюродный брат Иоанн. Встретившись с ним, Иисус пожелал креститься. Иоанн, смутившись, пытался отговорить Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь, – ответил Иисус, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 13–15). Крестившись, Иисус навсегда утвердил это Божественное установление (Мф. 3: 13–17; ср. Мф. 21: 25)2. Крещение – это приобщение к праведности Христа, причастником которой может стать соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 18–20). Совершенно ясно, что Христос повелел креститься каждому, кто желает стать членом Его Церкви, Его духовного царства. И когда через служение учеников Дух Святой приводил людей к покаянию и они принимали Иисуса как своего Спасителя, им необходимо было креститься во имя Триединого Бога. Крещение – знак того, что человек вступил в личные отношения со Христом и решился жить в согласии со всеми принципами Его царства благодати. Христос завершает повеление о крещении заверением: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». После вознесения Христа на небо ученики провозглашали необходимость и безотлагательность крещения (Деян. 2: 38; 10: 48; 22: 16). В ответ на это крестилось множество людей, образуя новозаветную Церковь (Деян. 2: 41, 47; 8: 12), подчиненную Отцу, Сыну и Святому Духу. Крещение и спасение. Христос учил, что тот, «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16: 16). В апостольской Церкви крещение сразу следовало за принятием Христа. Оно служило подтверждением веры новообращенного (см. Деян. 8: 12; 16: 30–34). Чтобы убедительнее представить связь между крещением и спасением, апостол Петр призвал слушателей вспомнить переживания Ноя во дни потопа. В допотопные времена грех настолько овладел людьми, что Бог вынужден был положить этому конец. Через Ноя Бог призвал народ покаяться и спастись от неминуемой гибели. Но только восемь верующих душ вошли в ковчег и «спаслись от воды». «Так и нас, – говорил Петр, – ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3: 20, 21). Петр объяснил, что мы спасаемся крещением, подобно тому, как Ной и его семья были спасены, пройдя через воды потопа. Конечно, Ной был спасен Богом, а не водою. Точно так же обстоит дело и с крещением: грехи верующего омыты не водою, в которой совершается крещение, а кровью Христа. «Но крещение, как и послушание (Ноя), когда он вошел в ковчег, служит обещанием доброй совести Богу». Когда человек по благодати и силе Божией дает обещание, для него становится действенным спасение «воскресением Иисуса Христа». Однако, хотя крещение неразрывно связано со спасением, оно не гарантирует его4. Апостол Павел рассматривал пример Израиля как символичную иллюстрацию крещения5. Он писал: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море и все пили одно и то же духовное питание». Погруженный в воду – по сторонам расступившееся море, сверху облако – народ Божий был символически крещен в Красном море. И все же, несмотря на это событие, «не о многих из них благоволил Бог» (1 Кор. 10: 1–5). Так и в наше время крещение не обеспечивает спасения. Опыт древнего Израиля описан «в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10: 11, 12). «ОДНО КРЕЩЕНИЕ» В христианском мире существуют различные способы крещения: погружение, окропление и обливание. То единство, которое Дух приносит в Церковь, проявляет себя в практике «одного крещения» (Еф. 4: 5–6)6. Что же говорит Библия о значении слова «крестить», о самом акте крещения и его духовном значении? Значение слова «крестить». Русское слово «крестить» соответствует древнегреческому глаголу «баптизо», означающему погружение, который происходит от глагола «бапто» – «погружать в или под»7. Применительно к водному крещению слово «баптизо» означает погружение крещаемого в воду8. В Новом Завете глагол «крестить» встречается: 1) когда речь идет о водном крещении (Мф. 3: 6; Мк. 1: 9; Деян. 2: 41); 2) как символ страданий и смерти Христа (Мф. 20: 22, 23; Мк. 10: 38, 39; Лк. 12: 50); 3) как символ сошествия Духа Святого (Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16; Ин. 1: 33; Деян. 1: 5, 11–16); 4) при описании ритуала омовение рук (Мк. 7: 3, 4; Лк. 11: 38). В четвертом случае этот глагол указывает на омовение для устранения ритуальной нечистоты и не дает основания совершить крещение таким способом9. Существительное «крещение» в Писании главным образом обозначает водное крещение и смерть Христа (Мк. 3: 7; 20: 22). Дж. К. Ховард отмечает, что в Новом Завете «нет свидетельства того, что окропление практиковалось в первоапостольские временя. По всем известным данным оно имеет более позднее происхождение»10. Крещение в Новом Завете. Случаи водного крещения, описанные в Новом Завете, совершались посредством погружения в воду. В частности, мы читаем, что Иоанн крестил в реке Иордан (Мф. 3: 6; ср. Мк. 1: 5) и «в Еноне близ Салима, потому что там было много воды» (Ин. 3: 23). «Много воды» требуется только для полного погружения. Этим же способом Иоанн крестил Иисуса, как сказано: «Иисус... крестился от Иоанна в Иордане» и после крещения «вышел из воды» (Мк. 1: 9–10; ср. Мф. 3: 16). Первоапостольская Церковь тоже крестила погружением в воду. Когда евангелист Филипп крестил евнуха ефиоплянина, они «сошли оба в воду», затем «вышли из воды» (Деян. 8: 38, 39). История крещения. В дохристианскую эру иудеи крестили своих новообращенных погружением в воду. Ессеи в Кумране крестили таким способом как членов Церкви, так и новообращенных11. Изображения, найденные в катакомбах, мозаика полов, настенные и потолочные росписи, барельефы и древние рисунки новозаветного периода «неопровержимо доказывают распространенность крещения погружением в христианской Церкви на протяжении первых десяти-четырнадцати веков»12. Кроме того, баптистерии (бассейны для крещения) в древних храмах, церквах и некоторых развалинах на севере Африки, в Турции, Италии, Франции и других местах говорят об очень древних корнях этого обряда13. ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ# Значение крещения тесно связано со способом его проведения. Альфред Пламмер об этом говорит так: «Крещение обретает свой подлинный смысл только в том случае, если оно совершается путем погружения в воду»14. Символ смерти и воскресения Христа. Как погружение в воду у евреев в древности символизировало сильную скорбь и страдания (Пс. 41: 8; 68: 2; 123: 4, 5), так водное крещение Иисуса служило пророческим предзнаменованием Его страдания, смерти и погребения (Мк. 10: 38; Лк. 12: 50). Когда же Он вышел из воды, то тем самым засвидетельствовал о последующем Своем воскресении (Рим. 6: 3–5). Крещение не имело бы значения как символ страдания Христа, если бы первоапостольская Церковь крестила новообращенных каким-либо другим способом. Наиболее сильным аргументом в пользу крещения погружением является теологический аргумент15. Символ смерти для греха и жизни для Бога. При крещении верующие становятся причастниками страданий нашего Господа. Апостол Павел сказал об этом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3–4). Насколько близки отношения верующего со Христом, можно судить по выражениям «крестившиеся в смерть Его», «крещением погреблись с Ним в смерть». Дж. К. Ховард замечает: «Через символику крещения верующий принимает смерть Христа, и эта смерть становится его смертью; он принимает воскресение Христа, и оно становится его воскресением»16. Что приносит сопричастность страданиям нашего Господа? 1. Смерть для греха. В крещении верующие «соединены с Ним (Христом) подобием смерти» (Рим. 6: 5), они «сораспяты Христу» (см. Гал. 2: 20). Это означает, «что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6: 6–8). Верующие оставили свою прежнюю жизнь. Они умерли для греха и утвердились в том, что «древнее прошло» (2 Кор. 5: 17), их жизнь сокрыта со Христом в Боге. Крещение символизирует распятие прежней жизни. Это не только смерть, но и погребение греховной жизни. Мы «погребены с Ним в крещение» (Кол. 2: 12). И как за физической смертью следует погребение, так при погружении верующего в водную могилу погребена его прежняя жизнь, от которой он отказался, приняв Христа. Крещение – это отречение верующего от мира. В послушании заповеди «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор. 6: 17) они демонстративно оставляют служение сатане и принимают в свою жизнь Христа. Во дни апостолов призыв к покаянию содержал в себе и призыв ко крещению (Деян. 2: 38(. Таким образом, крещение означает также и глубокое покаяние. Верующие умирают для нарушения Закона Божьего и получают прощение грехов через очищающую кровь Иисуса Христа. Крещение демонстрирует внутреннее очищение человека – омовение исповеданных им грехов. 2. Жизнь для Бога. Сила Христова воскресения проявляется в нас. Она дает нам возможность «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4, англ. пер.) «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 11). Мы свидетельствуем, что единственная наша надежда одержать победу над старым греховным естеством заключается в благодати воскресшего Господа, который силой Духа Святого обогатил нас новой духовной жизнью. И эта жизнь возводит нас на более высокую ступень человеческого опыта, определяя новые ценности, устремления и желания, в центре которых - преданность Иисусу Христу. Мы становимся новыми учениками нашего Спасителя, и крещение – знак нашего ученичества. Символ завета. В ветхозаветные времена символом завета между Богом и Авраамом было обрезание (Быт. 17: 1–7). Этот завет имел как духовное, так и национальное значение. Обрезание было также и знаком национальной принадлежности. Сам Авраам и все мужчины его семьи восьми дней отроду и старше должны были быть обрезаны (Быт. 17: 10–14, 25–27). О необрезанных мужского пола было сказано: «истребится душа та, как нарушающая завет». Тот факт, что завет между Богом и Авраамом был заключен, когда Авраам был в зрелом возрасте, раскрывает духовное значение этого акта. Обрезание Авраама ознаменовало и утвердило предыдущий опыт оправдания верою. Его обрезание стало «печатью праведности через веру, которую (он) имел в необрезании» (Рим. 4: 11). Но само по себе обрезание не гарантировало перехода к истинной духовной жизни. Очень часто вестники Божии повторяли, что только духовное обрезание будет угодно Богу. «Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор. 10: 16; ср. 30: 6; Иер. 4: 4). Человека с «необрезанным сердцем» ожидала та же участь, что и язычника (Иер. 9: 25, 26). Иудеи не признали Иисуса Мессией, нарушив этим Завет с Богом и потеряв особое положение избранного народа (Дан. 9: 24–27; см. 4-ю гл. этой книги). После этого был избран другой народ и с ним заключен новый завет на тех же условиях. Духовный Израиль стал полноправным преемником иудейского народа (Гал. 3: 27–29; 6: 15, 16). Новый завет был утвержден (т.е. получил силу закона) смертью Христа. Народ вступал в этот завет посредством духовного обрезания – живой веры в искупительную смерть Иисуса. Христиане получили «благовестие для необрезанных» (Гал. 2: 7). Новый завет предполагает не «внешнюю обрядность», а внутреннюю веру тех, кто принадлежит к духовному Израилю. Иудеем можно быть по рождению, но только родившись свыше можно стать христианином, «ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6). Единственное, что имеет значение, так это «обрезание, которое в сердце, по духу» (Рим. 2: 28, 29). Крещение – знак спасительных отношений с Иисусом – и есть духовное обрезание. «В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из первых» (Кол. 2: 11, 12). После «совлечения тела плоти» посредством духовного обрезания, совершаемого Иисусом, духовно крещенный «облекается во Христе» и вступает в новозаветные отношения со своим Спасителем. Как следствие он получает право на исполнение Божьих обещаний Нового завета17. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись...Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 27–29). Вступившие в завет с Господом получают заверение: «Буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31: 33). Символ посвящения на служение Христу. При крещении на Иисуса особым образом был излит Святой Дух. Этим было отмечено Его помазание, или посвящение, на дело, предназначенное Ему Отцом (Мф. 3: 13–17; Деян. 10: 38). Этот опыт жизни Христа говорит о единстве водного и духовного крещения. Крещение без принятия Святого Духа несовершенно. В первоапостольской Церкви излитие Святого Духа следовало за водным крещением. И сегодня, принимая крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа, мы соединяем и посвящаем свою жизнь трем великим небесным Силам, делу распространения вечного Евангелия. Дух Святой готовит нас к этому служению, очищая наши сердца от греха. Иоанн возвестил, что Иисус «будет крестить нас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11). Исаия пророчествовал, что Бог очистит Свой народ «духом суда и духом огня» (Ис. 4: 4). «Очищу с тебя примесь, – говорит Господь, – и отделю от тебя все свинцовое» (Ис. 1: 25). Для греха «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12: 29). Дух Святой очистит жизни всех, кто предан Ему. Затем Дух Божий наделяет верующих дарами. Это «особые, получаемые от Бога при крещении способности, благодаря которым верующий может служить делу Церкви и тем, кто еще не принял Христа»18. Крещенная Духом Святым первоапостольская Церковь получила исключительную силу для благовестия (Деян. 1: 5–8), и лишь крещение той же силы сделает Церковь способной завершить дело провозглашения вечного Евангелия Царства (Мф. 24: 14; Откр. 14: 6). Символ вступления в Церковь. Крещение указывает не только на возрождение или рождение свыше (Ин. 3: 3–5), но и на вступление человека в духовное царство Христа19. Соединяя верующего со Христом, крещение становится своеобразной дверью в Церковь. Через крещение Господь прилагает верующих к Своему телу, новых учеников к Церкви (Деян. 2: 41, 47; 1 Кор. 12: 13). После этого они становятся членами Божией семьи. Невозможно принять крещение, не присоединившись к семье верующих.
|