Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дар пророчества в библейские времена
Хотя грех прервал непосредственное общение людей с Богом (Ис. 59: 2), Бог не прекратил Свои отношения с человечеством. Он предложил другие способы общения, посылая вести ободрения, предупреждения и обличения через пророков2. Пророк – это человек, «который получает сообщения от Бога и передает их суть Его народу»3. Пророки пророчествовали не по своей воле, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1: 21). В Ветхом Завете слово «пророк» соответствует древнееврейскому «наби». Значение этого слова раскрывается в Книге Исход: «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить фараону»(Исх. 7: 1, 2). Отношение Моисея к фараону было подобно отношению Бога к Своему народу. Как Аарон пересказывал фараону слова Моисея, так пророк передавал людям вести от Бога. Слово пророк означает «поставленный Богом человек для передачи Его слова». В греческом языке древнееврейскому «наби» соответствует «профетэс». «Прозорливец» – это перевод древнееврейского «роэ» (Ис. 30: 10) или «хосэ» (2 Цар. 24: 11; 4 Цар. 17: 13), которые тоже служат для обозначения обладателя пророческого дара. Слово пророк и прозорливец тесно связаны. Как сказано в Писании: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем» (1 Цар. 9: 9). В слове прозорливец подчеркивается способность особым образом воспринимать Божественную волю. Бог открывает «глаза» или умы пророков для восприятия тех сведений, которые необходимо передать Его народу. Во все века Бог передавал откровения Своей воли посредством людей, наделенных даром пророчества: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам» (Ам. 3: 7; ср. Евр. 1: 1). Дар пророчества в Новом Завете. В Новом Завете пророчество занимает особое место среди даров Святого Духа: один раз Новый Завет называет его первым и дважды – вторым среди наиболее полезных для Церкви служений (см. Рим. 12: 6; 1 Кор. 12: 28; Еф. 4: 11). Апостол Павел поощрял желание иметь дар пророчества (1 Кор. 14: 1, 39). Согласно Новому Завету пророки имели следующие обязанности4: 1.Они содействовали основанию Церкви. Церковь утверждена «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2: 20, 21). 2. Были инициаторами миссионерской деятельности Церкви. Именно через дар пророчества Дух Святой отделил Павла и Варнаву и послал их в первое миссионерское путешествие (Деян. 13: 1, 2), а также подсказывал, где именно им необходимо было сосредоточить свои усилия (Деян. 16: 6–10). 3. Они наставляли Церковь. «Кто пророчествует, – писал апостол Павел, – тот назидает церковь... тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14: 3, 4). Наряду с другими дарами Бог дал Церкви способность к пророчеству, чтобы готовить верующих «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4: 12). 4. Содействовали единству и защите Церкви. Пророки содействовали «единству веры», защищали Церковь от лжеучений, чтобы верующие «не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4: 14). 5. Предупреждали о грядущих трудностях. Один из пророков Нового Завета предупреждал о приближающемся голоде. В ответ Церковь оказывала помощь пострадавшим от этого бедствия (Деян. 11: 27–30). Другие пророки предупреждали об аресте и заключении апостола Павла в Иерусалиме (Деян. 20: 23; 21: 4, 10–14). 6. Утверждали основы веры в эпоху религиозных споров. На первом соборе Дух Святой привел Церковь к единственно верному решению спорного вопроса об обращении язычников в христианство. Затем через пророков тот же Дух утвердил верующих в истинном учении. Передавая решения собора, «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их» (Деян. 15: 32).
|