Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон Божий






Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину, скрытую густым облаком, которое, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым от печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх. 19: 18, 19). Явление присутствия Божьего было столь величественно, что весь Израиль вострепетал.

Наконец раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий из густой тьмы, скрывавшей Его от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он провозгласил Десять Заповедей. Своему народу Моисей сказал: «Господь пришел от Синая... и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно Он любит народ Свой; все святые Его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор. 33: 2, 3).

Когда Бог дал Свой Закон на горе Синай, Он не только явил Свое величие и верховную власть во Вселенной, но представил Себя и как искупителя Своего народа (Исх. 20: 2). Он – Спаситель, потому что Он призвал не только Израиль, но и все человечество (Екк. 12: 13) соблюдать десять кратких, но всеобъемлющих и авторитетных повелений, охватывающих обязанности людей перед Богом и другими людьми.

И сказал Бог:

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов и любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20: 3–17).

Природа Закона. Как отражение Божьего характера Закон Десяти Заповедей нравственен, духовен, всеобъемлющ и содержит универсальные принципы.

Отражение характера Законодателя. Писание усматривает в Законе Божием качества Его характера. Как и Бог, «закон Господа совершен» и «Заповедь Господа светла» (Пс. 18: 8, 9). «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7: 12). «Заповеди Твои – истина. Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их навеки» (Пс. 118: 151, 152); поистине, «все заповеди Твои праведны» (Пс. 118: 172).

Нравственный Закон. Десять Заповедей выражают образец поведения, переданный Богом человечеству. Они определяют наши отношения с нашим Творцом и Искупителем и наши обязанности по отношению к людям. Преступление Закона Божьего Писание называет грехом (1 Ин. 3: 4).

Духовный Закон. «Закон духовен» (Рим. 7: 14). Потому только духовные и имеющие плод Духа могут повиноваться ему (Ин. 15: 4; Гал. 5: 22, 23). Дух Божий дает нам силы исполнять Его волю (Деян. 1: 8; Пс. 50: 12–14). Пребывая во Христе, мы обретаем силу, которая необходима нам, чтобы приносить плоды во славу Его (Ин. 15: 5).

Человеческие законы затрагивают только явные действия. Но Десять Заповедей «безмерно обширны» (Пс. 118: 96) и затрагивают наши наиболее сокровенные мысли, желания и чувства, такие как ревность, зависть, похоть и честолюбие. В Нагорной проповеди Христос подчеркнул духовную сторону Закона, открыл, что преступление начинается в сердце (Мф. 5: 21, 22, 27, 28; Мк. 7: 21–23).

Позитивный Закон. Десять Заповедей – это нечто большее, чем краткий сборник запретов. Он содержит обширные принципы, которые распределяются не только на то, чего мы не должны делать, но и на то, что следует делать. Мы должны не только удерживаться от злых дел и мыслей; мы также должны учиться использовать во благо данные нам Богом таланты и дары. Поэтому каждое запретное повеление имеет и побудительное значение.

Например, шестая заповедь «не убивай» имеет свой побудительный смысл: «Содействуй жизни». «Воля Божия состоит в том, чтобы Его последователи стремились содействовать благополучию и счастью каждого, кто оказывается в сфере их влияния. В самом глубоком смысле призыв благовествовать – нести добрую весть о спасении и вечной жизни в Иисусе Христе – опирается на побудительный принцип, заключенный в шестой заповеди»1.

Закон десяти Заповедей следует рассматривать «не столько со стороны запрещений, сколько со стороны милости. Его запреты служат надежной гарантией счастья при условии послушания. Принятый во Христе Закон содействует чистоте характера, который принесет нам радость на вечные времена. Для послушных Закон – это защищающая их стена. В нем мы видим благость Бога, Который, открыв людям неизменные принципы праведности, стремится спасти их от зла, которое есть следствие преступления Закона2.

Простой Закон. Глубина Десяти Заповедей заключается в их простом и всеобъемлющем характере. Они настолько кратки, что даже ребенок может их быстро запомнить, но обладают таким широким значением, что охватывают все возможные грехи.

«В Законе Божьем нет тайны. Все могут постичь великие истины, заключенные в нем. Самый слабый ум способен понять эти правила, самый невежественный человек может руководствоваться ими в жизни и формировать характер в соответствии с Божественным образцом»3.

Закон, содержащий принципы. Десять Заповедей – это краткое изложение всех верных принципов, они обращены ко всему человечеству во все временя. Писание говорит: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12: 13).

Декалог – Десятисловие, или Десять Заповедей (Исх. 34: 28) – состоит из двух частей, по числу каменных скрижалей, на которых он был написан Богом (Втор. 4: 13). Первые четыре заповеди определяют наши обязанности по отношению к нашему Творцу и Искупителю, остальные шесть – к людям4.

Закон разделен на две части, и это связано с двумя основополагающими принципами любви, на которых основано Царство Божие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10: 27; ср. Втор. 6: 4, 5; Лев. 19: 18). Те, которые живут по этим принципам, будут в полной гармонии с Десятью Заповедями, ибо они выражают эти же принципы более подробно.

Первая заповедь учит поклоняться единому истинному Богу. Вторая запрещает идолопоклонство5. Третья осуждает непочтительное отношение к Богу и ложную клятву, призывая Его имя. Четвертая призывает к соблюдению субботы и показывает, что истинный Бог есть Творец неба и земли, Своего народа.

Пятая заповедь требует от детей повиновения родителям как избранным Богом исполнителям, передающим Его волю последующим поколениям (См. Втор. 4: 6–9; 6: 1–7). Шестая защищает жизнь как святой Божий дар. Седьмая предписывает соблюдать чистоту в супружестве и оберегает семейные отношения. Восьмая защищает собственность. Девятая охраняет истину и запрещает лжесвидетельство. А десятая обращена к основам человеческих взаимоотношений и запрещает желать того, что принадлежит другим6.

Уникальный Закон. Уникальность Десяти Заповедей заключается в том, что это единственные слова, которые Бог изрек вслух ко всему народу (Втор. 5: 22). Не доверив этого Закона забывчивым людским умам, Бог написал эти заповеди перстом Своим на дух каменных скрижалях, которые должны были храниться в ковчеге скинии (Исх. 31: 18; Втор. 10: 2). Чтобы помочь Израилю соблюдать эти заповеди, Бог в дополнительных законах подробно определил отношения людей к Нему и друг к другу. Часть этих дополнительных законов касалась гражданской жизни Израиля (гражданские законы), другие регулировали порядок служения в святилище (церемониальные законы). Эти дополнительные законы Бог передал людям через посредника – Моисея, который записал их в «Книгу Закона» и положил ее «одесную ковчега завета» (Втор. 31: 25, 26), а не в ковчег, где находилось высшее Божие откровение – Декалог. Эти дополнительные законы известны как «Книга Закона Моисеева» (Ис. Нав. 8: 31; Неем. 8: 1; 2 Пар. 25: 4) или просто – «Закон Моисеев» (4 Цар. 23: 25; 2 Пар. 23: 18)7.

Радующий Закон. Закон Божий – вдохновение для души. Псалмист сказал: «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем». «А я люблю заповеди твои более золота, и золота чистого». «Даже когда скорбь и горесть постигли меня, – сказал он, – заповеди Твои – утешение мое» (Пс. 118: 97, 127, 143). Тем, кто любит Господа, «заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5: 3). Те, кто почитает Закон Божий тяжелым бременем, сами являются преступниками Закона, ибо греховные умы «закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8: 7).

Назначение Закона. Бог дал Свой Закон с тем, чтобы обильно благословить народ и во имя спасения привести его к личному общению с Собой. Обратите внимание на следующие назначения Закона:

1. Он открывает волю Божию человеку. Будучи отражением характера Божьего и Его любви, Десять Заповедей открывают Его волю и намерения по отношению к человечеству. Они требуют совершенного послушания, ибо «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2: 10). Послушание Закону как принципам жизненно важно для нашего спасения. Христос сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19: 17). Это послушание возможно только силой пребывающего в нас Святого Духа.

2. Он – основа Божьего завета. Моисей записал Десять Заповедей и пояснительные законы в книгу, названную книгой завета (Исх. 20: 1; 24: 7)8. Позже он назвал Десять Заповедей «скрижалями завета», отметив их важность как основы вечного завета (Втор. 9: 9; ср. 4: 13). (Подробное о заветах см. 7-ю гл. этой книги).

3. Он служит критерием суда. Как и Сам Бог, Его «заповеди... праведны» (Пс. 118: 172). Поэтому Закон устанавливает критерий праведности. Каждый из нас будет судим по этим праведным принципам, а не по нашей совести. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, – говорит Писание, – ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13, 14; ср. Иак. 2: 12).

Совесть у людей бывает разной. У некоторых совесть «немощная», у других – «оскверненная», «прозрачная», «сожженная» (1 Кор. 8: 7, 12; Тит. 1: 15; Евр. 10: 22; 1 Тим. 4: 12). Подобно часам, как бы хорошо они не работали, их нужно «ставить» по некоторому эталону, чтобы они имели какую-либо ценность. Наша совесть подсказывает нам, что мы должны поступать правильно, но она не говорит нам, что правильно. Только совесть, поставленная по великому Божьему эталону – Его Закону, – может уберечь нас от греха9.

4. Он указывает на грех. Без Десяти Заповедей люди не могут правильно понимать ни Божией святости, ни своей вины, ни необходимости покаяться.

Не сознавая себя нарушителями Божьего Закона, они не чувствуют ни собственной потерянности, ни нужды в примирительной крови Христа.

Закон действует подобно зеркалу, помогая людям увидеть свое истинное состояние (см. Иак. 1: 23–25). Те, кто «смотрится» в него, видят недостатки своего характера в свете Божьего праведного характера. Тем самым нравственный Закон показывает, что весь мир виновен перед Богом (Рим. 3: 19) и все ответственны перед Ним.

Посредством Закона мы познаем грех (Рим. 3: 19). Так как «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). Апостол Павел сказал: «Я не иначе узнал грех, как посредством Закона» (Рим. 7: 7). Обвиняя грешников в их грехах, Закон помогает им осознать, что суд Божьего гнева сулит им наказание вечной смертью. Через него они осознают свою полную беспомощность.

5. Он – посредник в деле обращения. Закон Божий – это то средство, с помощью которого Святой Дух ведет нас к обращению. «Закон Господа совершен, обращает душу» (Пс. 18: 7, англ. пер.). Увидев свой истинный характер, мы осознаем себя грешниками, приговоренными к смерти и не имеющими надежды, мы чувствуем нужду в Спасителе. И тогда благая весть Евангелия приобретает для нас смысл. Таким образом, Закон указывает на Христа, единственного, Кто может помочь нам выбраться из нашего безвыходного положения10. Именно в этом смысле апостол Павел называл как моральный, так и обрядовый закон «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24)11.

Закон открывает нашу греховность, но он не может спасти нас. Как водой смывают грязь с лица, так и мы, обнаружив свою ущербность посредством зеркала нравственного Закона Божьего, тянемся к «источнику... для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13: 1) и очищаемся «кровью Агнца» (Откр. 7: 14). Мы должны взирать на Христа, и, когда мы видим Его на голгофском кресте, умирающего под тяжестью грехов всего мира, Дух Святой открывает нам то, как Бог относится ко всем тем, кто раскаивается в своих преступлениях12. Тогда надежда наполняет наши сердца, и мы с верой устремляемся к нашему Спасителю, наделяющему нас даром вечной жизни (Ин. 3: 16).

6. Он обеспечивает истинную свободу. Иисус сказал, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). Преступая Закон Божий, мы теряем свободу, а послушание Десяти заповедям обеспечивает нам истинную свободу. Жизнь в пределах, ограниченных Законом Божиим, означает свободу от греха. Это также и свобода от всего того. Что сопутствует греху: «постоянного беспокойства, угрызений совести, растущего чувства вины и сожаления, истощающих наши жизненные силы. Псалмист сказал: «Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих» (Пс. 118: 45). Апостол Иаков называл Декалог «Законом царским», «совершенным Законом свободы» (Иак. 2: 8; 1: 25). Чтобы обрести эту свободу, Иисус Христос приглашает нас прийти к Нему с бременем наших грехов. Он предлагает взамен Свое иго, которое легко. Иго (или ярмо) – это орудие труда. Оно распределяет тяжесть и с ним легче работать. Христос предлагает нам соединиться с Ним. Иго – это Закон, «великий Закон любви, открытый в Едеме, провозглашенный на Синае и в Новом Завете, написанный в сердце, – именно он соединяет трудящегося человека с волей Божьей»13. Когда мы соединены со Христом, Он несет тяжесть нашего бремени и делает послушание радостью. Он делает нас способными преуспевать там, где раньше это было невозможным. И Закон, написанный в сердцах наших, становится радостью и наслаждением. Мы свободны, потому что мы хотим делать то, что Он заповедал.

Если Закон представлен без спасительной силы Христа, тогда мы не свободны от греха. Но спасающая благодать Божия, не отменяя Закона, наделяет нас силой, освобождающей от греха, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17).

7. Он обуздывает зло и приносит благословения. Волна преступности, насилия, безнравственности и злодеяний, захлестывающая мир, есть следствие пренебрежения к Декалогу. Там, где этот Закон принимается, он обуздывает грех, побуждает к правильным поступкам и содействует утверждению праведности. Те народы, которые включили Его принципы в свои Законы, испытали великие благословения. И наоборот, отказ от Его принципов ведет к упадку.

В ветхозаветные времена Бог часто посылал отдельным людям и целым народам Свои благословения, соизмеримые с их послушанием Его Закону. «Праведность возвышает народ, – говорится в Писании, – правдою утверждается престол» (Притч. 14: 34; 16: 12). Непослушные заповедям Божиим навлекают на себя бедствия (Пс. 88: 31–33). «Проклятие Господне на дом нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет» (Притч. 3: 33; ср. Лев. 26; Втор. 28). Этот же общий принцип действует и сегодня14.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал