Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы работы над тексом на уроках чтения






Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.

Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: ”Читай дальше, читай громче, читай ещё раз...” Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приёмами работы над содержанием текста.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок и открывает в нём то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя здесь:

- создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работ;

- стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи;

- больше внимания уделять словарной работе;

- чаще использовать творческие задания;

- сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроках;

- учить работать с текстом.

 

Формы работы над тексом на уроках чтения:

1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказ текста.

5. Чтение нового текста учеником, заранее подготовленным дома.

6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложение или слово, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение «цепочкой» по предложению, по строчке (стихотворение)

8. Чтение «цепочкой» по абзацу.

9. Чтение «цепочка-эстафета» (ученик читает предложение и называет имя следующего ученика)

10. Чтение вполголоса.

11. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

12. Чтение, ответы на вопросы.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения (позже предложение можно заменить логически законченным отрывком).

15. Чтение „выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту).

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно)

22. Чтение, подборка звукового оформления „фильма”.

23. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

24. Беседа с сопровождением выборочного текста.

25. Чтения самого красивого места в рассказе или стихотворения.

26. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

27. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

28. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

29. Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)

30. Чтение по ролям.

31. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

32. Чтение-сурдоперевод, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

33. „Живая картинка” (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

34. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

 

 

35. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.

36. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

37. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

38. Нахождение образных слов и описаний.

39. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

40. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

41. Чтение стихотворений, расстановка пауз.

42. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

43. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

44. Чтения отрывка текста с распространением предложений в нём.

45. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме _____чн ____ ___жи _____ и т. д.

46. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

47. Нахождения в рассказе самого длинного слова.

48. Нахождение двух -, трех -, четырехсложных слов.

49. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).

50. Чтение, пометка непонятных слов.

51. Чтение с слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

52. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

53. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

54. Чтение слов, к которым даны сноски.

55. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

56. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме „Осень”, „Зима” и т. д.

57. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

В конце урока предлагается прочитать текст по частям, соблюдая нормы орфоэпии, выразительности т. д.

 

Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом достигаются значительные успехи в выразительности чтения, понимании прочитанного, повышении техники чтения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал