Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
То женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух.
Аллах повелевает тем, под чьей опекой находится сирота женского пола, и он боится, что не сможет ей выплатить махр, соответствующий её статусу – жениться на другой женщине. Ведь их много, и в их выборе Аллах не ограничивает.
Аль-Бухари сообщает, что, когда ‘Урва бин аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, задал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, вопрос о словах Аллаха Всевышнего: ﴿ و َ إ ِ ن ْ خ ِ ف ْ ت ُ م ْ أ َ ل ا ّ َ ت ُ ق ْ س ِ ط ُ و ا ْ ف ِ ى ا ل ْ ي َ ت َ ـ ا م َ ى ﴾ «Если же вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами», Oна сказала «О сын моей сестры! (Речь идёт о таком случае, когда) девушка-сирота находится на попечении своего опекуна и является совладелицей его имущества, а этот опекун, привлекаемый её имуществом и красотой, хочет жениться на ней, но не желает придерживаться справедливости (при выплате) махра и давать ей то, что дал бы ей любой другой. Вот почему таким было запрещено жениться на (сиротах), если только (опекуны) не будут придерживаться справедливости по отношению к ним и не станут выплачивать им наибольшего принятого в их среде махра, (в противном же случае) им было велено (Аллахом) жениться на других женщинах, которые им понравятся». ‘Урва сказал: «(Кроме того) ‘Аиша сказала: «После (ниспослания) этого аята, люди стали обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами о вынесении решений (по тем или вопросам, касающимся женщин), и тогда Аллах ниспослал аят (в котором говорится): ﴿ و َ ي َ س ْ ت َ ف ْ ت ُ و ن َ ك َ ف ِ ى ا ل ن ّ ِ س َ آ ء ِ ﴾ “И они будут просить тебя вынести решение относительно женщин” » (4: 127). ﴿ و َ ت َ ر ْ غ َ ب ُ و ن َ أ َ ن ت َ ن ك ِ ح ُ و ه ُ ن ّ َ ﴾ “не желая жениться на них” (4: 127), (под чем подразумевается) нежелание кого-либо из вас жениться на сироте, (находящейся на) его (попечении), если она недостаточно богата и красива». красота и богатство которых их привлекали, так как если бы (эти сироты) были недостаточно богаты и красивы, то они не пожелали бы жениться на них». Слово Аллаха: ﴿ م َ ث ْ ن َ ى و َ ث ُ ل َ ا ث َ و َ ر ُ ب َ ا ع َ ﴾ И двух, и трех, и четырех – т.е. женитесь на других женщинах кроме них, если хотите на двух, на трёх и даже на четырёх. Такого рода количества Аллах упоминает в аяте: ﴿ ج َ ا ع ِ ل ِ ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة ِ ر ُ س ُ ل ا ً أ ُ و ل ِ ى أ َ ج ْ ن ِ ح َ ة ٍ م ّ َ ث ْ ن َ ى و َ ث ُ ل َ ا ث َ و َ ر ُ ب َ ـ ا ع َ ﴾ Сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными… (35: 1) – т.е. у некоторых из них по два крыла, у некоторых – по три, у некоторых по четыре. Количество крыльев у ангелов не ограничивается этим числом, однако количество дозволенных одновременно жён для мужчины – четыре.Здесь это количество приводится как упоминание о дозволенном благе, если бы дозволялось иметь больше жён, то об этом обязательно было бы сказано. Аш-Шафии сказал: «Пророческая Сунна, основанная на слове Аллаха, указывает на то, что никому, кроме посланника Аллаха не дозволялось иметь одновременно больше четырёх жён». Это мнение аш-Шафии единогласно принято всеми учёными Уммы, кроме некоторых сект шиитов, которые дозволяют иметь до девяти жён одновременно. Некоторые считают, что дозволенно иметь неограниченное количество жён. Они основываются на том, что пророк был женат на девяти жёнах одновременно, согласно хадисам в двух Сахихах. В некоторых сборниках приводятся хадис с текстами от аль-Бухари, что у пророка было одиннадцать жён одновременно.
В хадисе, переданном аль-Бухари от Анаса говорится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился пятнадцать раз, с тринадцатью жёнами он сожительствовал, одновременно у него было одиннадцать жён, а на момент смерти у него было девять жён.
По мнению всех учёных это было одной из его особенностей, которая не относится к остальным членам Уммы. Мы приведём ещё хадисы об ограничении о четырёх жёнах.
Имам Ахмад передаёт от отца Салима, что, когда Гейлан ибн Салама ас-Сакафи имел десять жен. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Выбери из них четырёх». Во времена правления Умара, он развёлся со своими жёнами и разделил наследство между своими сыновьями. Эта весть достигла Умара, и он возмутился: «Я думаю, что шайтан, который похищает вести с неба, услышал о твоей близкой смерти и внушил это тебе, может быть тебе немного осталось. Клянусь Аллахом, либо ты вернёшь себе своих жён и вернёшь своё имущество, а затем справедливо разделишь между наследниками, либо я сам разделю твоё наследство и прикажу закидать твою могилу камнями как закидали могилу Абу Ригаля [4]». Передают, что Салим рассказывал со слов своего отца, что, когда Гейлан ибн Салама принял ислам, у него было десять жен, каждая из которых также обратилась в ислам. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал ему выбрать из этих жен четырех. (Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Тем не менее аль-Бухари, Абу Зур‘а и Абу Хатим сообщили, что у хадиса есть скрытые недостатки).
Из этих хадисов становится ясно, что если бы было дозволено иметь больше четырёх жён одновременно, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволил бы Гейлану оставить их. Но он повелел оставить четырёх и развестись с остальными. Если это решение относится к тем, кто недавно обратился в Ислам, то оно естественно относится к тем, кто желает жениться больше, чем на четырёх жёнах одновременно, уже будучи мусульманином. Аллах знает лучше.
﴿ ف َ إ ِ ن ْ خ ِ ف ْ ت ُ م ْ أ َ ل ا ّ َ ت َ ع ْ د ِ ل ُ و ا ْ ف َ و َ ا ح ِ د َ ة ً أ َ و ْ م َ ا م َ ل َ ك َ ت ْ أ َ ي ْ م َ ـ ا ن ُ ك ُ م ْ ﴾ А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы – если вы боитесь, что будете несправедливы к своим жёнам, будучи многожёнцами, как об этом сказал Аллах: ﴿ و َ ل َ ن ت َ س ْ ت َ ط ِ ي ع ُ و ا ْ أ َ ن ت َ ع ْ د ِ ل ُ و ا ْ ب َ ي ْ ن َ ا ل ن ّ ِ س َ آ ء ِ و َ ل َ و ْ ح َ ر َ ص ْ ت ُ م ْ ﴾ И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого. (4: 129) - кто же боится этого, то пусть ограничится одной женой или наложницей из числа невольниц, ведь необязательно ровно распределять ночи между ними. Хотя справедливость даже между ними приветствуется.
Аллах сказал: ﴿ ذ ل ِ ك َ أ َ د ْ ن َ ى أ َ ل ا ّ َ ت َ ع ُ و ل ُ و ا ﴾ Это - ближе, чтобы не уклониться – некоторые сказали: т.е. таким образом у вас будет меньше иждивенцев. Однако это спорное мнение. Ведь к иждивенцам относятся как свободные женщины, так и наложницы. Поэтому мнение большинства комментаторов здесь наиболее правильно, а именно: ﴿ ذ ل ِ ك َ أ َ د ْ ن َ ى أ َ ل ا ّ َ ت َ ع ُ و ل ُ و ا ْ ﴾ Это - ближе, чтобы не уклониться – чтобы не быть несправедливым. Это мнение ибн Джарира. Ибн Абу Хатим передаёт от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прокомментировал аят: ﴿ ذ ل ِ ك َ أ َ د ْ ن َ ى أ َ ل ا ّ َ ت َ ع ُ و ل ُ و ا ْ ﴾ Это - ближе, чтобы не уклониться – чтобы не быть несправедливым. Однако ибн Абу Хатим считает, что это высказывание не пророка, а скорее Аиши. Это мнение ибн Аббаса, Аиши, Муджахида, Икримы, аль-Хасана, Абу Малика, Абу Разина, ан-Нахаи, аш-Шааби, ад-Даххака, Ата аль-Хурасани, Катады, ас-Судди, Мукатиля ибн Хаййана.
Слово Аллаха: ﴿ و َ ء َ ا ت ُ و ا ا ل ن ّ ِ س َ آ ء َ ص َ د ُ ق َ ـ ا ت ِ ه ِ ن ّ َ ن ِ ح ْ ل َ ة ً ﴾ И давайте женам их приданное в дар – махр. Мухаммад ибн Исхак передаёт от Урвы, что Аиша сказала: «Приданное т.е. махр». Катада и Джурайдж сказали: «Слово ا ل ن ح ل ة у арабов означает «Обязательно». Иначе говоря, пусть не женится, не назначив ей обязательного махра, т.к. никому не подобает после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) жениться без назначенного махра. Также нельзя назначать махр обманом. Мужчина должен обязательно выплатить махр женщине, и при этом выплата должна быть добровольной от сердца. Если же после этого она позволит ему потреблять из того, что он выплатил, то ему дозволено делать это.Об этом Аллах сказал: ﴿ ف َ إ ِ ن ط ِ ب ْ ن َ ل َ ك ُ م ْ ع َ ن ش َ ي ْ ء ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ ن َ ف ْ س ا ً ف َ ك ُ ل ُ و ه ُ ه َ ن ِ ي ئ ا ً م ّ َ ر ِ ي ئ ا ً ﴾ Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас,
|