Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из того, что мало или много, удел определенный.
و َ إ ِ ذ َ ا ح َ ض َ ر َ ا ل ْ ق ِ س ْ م َ ة َ أ ُ و ْ ل ُ و ا ْ ا ل ْ ق ُ ر ْ ب َ ى و َ ا ل ْ ي َ ت َ ـ ا م َ ى و َ ا ل ْ م َ س َ ـ ك ِ ي ن ُ ف َ ا ر ْ ز ُ ق ُ و ه ُ م ْ م ّ ِ ن ْ ه ُ و َ ق ُ و ل ُ و ا ْ ل َ ه ُ م ْ ق َ و ْ ل ا ً م ّ َ ع ْ ر ُ و ف ا ً (8) А когда присутствуют при разделе родственники, сироты и бедняки, То наделяйте их из этого и говорите им слово благое. و َ ل ْ ي َ خ ْ ش َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ل َ و ْ ت َ ر َ ك ُ و ا ْ م ِ ن ْ خ َ ل ْ ف ِ ه ِ م ْ ذ ُ ر ّ ِ ي ّ َ ة ً ض ِ ع َ ا ف ا ً خ َ ا ف ُ و ا ْ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ف َ ل ْ ي َ ت ّ َ ق ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ و َ ل ْ ي َ ق ُ و ل ُ و ا ْ ق َ و ْ ل ا ً س َ د ِ ي د ا ً И пусть боятся те, которые, если бы оставляли позади себя слабое потомство, боялись бы за них. Пусть же они боятся Аллаха и говорят слово твердое! إ ِ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ أ ْ ك ُ ل ُ و ن َ أ َ م ْ و َ ا ل َ ا ل ْ ي َ ت َ ـ ا م َ ى ظ ُ ل ْ م ا ً إ ِ ن ّ َ م َ ا ي َ أ ْ ك ُ ل ُ و ن َ ف ِ ى ب ُ ط ُ و ن ِ ه ِ م ْ ن َ ا ر ا ً و َ س َ ي َ ص ْ ل َ و ْ ن َ س َ ع ِ ي ر ا ً (10) Поистине. те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, Пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени! Саид ибн Джубайр и Катада сказали: «Многобожники оставляли наследство лишь взрослым мужчинам, а женщинам и детям ничего не доставалось. Тогда Аллах ниспослал: ﴿ ل ّ ِ ل ر ّ ِ ج َ ا ل ِ ن َ ص ي ِ ب ٌ م ّ ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك َ ا ل ْ و َ ا ل ِ د ا َ ن ِ و َ ا ل أ َ ق ْ ر َ ب ُ و ن َ ﴾ Мужчинам - удел из того, что оставили родители и близкие (до конца аята). Аят указывает на то, что все равны в правах на наследство по закону Аллаха. Они все имеют право на наследство, хотя размер доли каждого различен в зависимости от степени родства к усопшему или опекунства, что тоже приравнивается к родству.
Ибн Мардувбях передаёт со слов Джабира, что как-то Умм Куджа пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О, посланник Аллаха, у меня две дочери, их отец умер, неужели им ничего не полагается?» Тогда Аллах ниспослал: ﴿ ل ّ ِ ل ر ّ ِ ج َ ا ل ِ ن َ ص ي ِ ب ٌ م ّ ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك َ ا ل ْ و َ ا ل ِ د َ ا ن ِ و َ ا ل أ َ ق ْ ر َ ب ُ و ن َ ﴾ Мужчинам - удел из того, что оставили родители и близкие (до конца аята). Мы ещё приведём этот хадис при комментарии двух аятов о завещании с другим смыслом.
Слово Аллаха: ﴿ و َ إ ِ ذ َ ا ح َ ض َ ر َ ا ل ْ ق ِ س ْ م َ ة َ ﴾ А когда присутствуют при разделе (до конца аята) – т.е. если при разделе имущества присутствуют родственники не являющиеся наследниками. ﴿ و َ ا ل ْ ي َ ت َ ـ ا م َ ى و َ ا ل ْ م َ س َ ـ ك ِ ي ن ُ ﴾ Сироты и бедняки – то пусть им перепадёт что-нибудь из имущества умершего. Это правило было обязательным в начале распространения Ислама. Некоторые считают, что оно было желательным к исполнению. У учёных есть разногласия – отменено ли действие этого аята или нет. Здесь два мнения. Аль-Бухари передаёт, что ибн Аббас сказал: А когда присутствуют при разделе родственники, сироты и бедняки - что этот аят не отменён. Ибн Джарир передаёт, от ибн Аббаса, что действие этого аята не отменено и подлежит исполнению. Ас-Саури передаёт, что Муджахид сказал об этом аяте: «Он обязателен для исполнения всем претендующим на долю завещания, если они соблаговолят». Такое же мнение передают от: ибн Масуда, Абу Мусы, Ибрахима ан-Нахаи, Аты ибн Аби Рабаха, аз-Зухри и Яхьи ибн Йамура. Все они считают, что этот аят обязателен для исполнения. Другие считают, что этот аят о завещании при смерти человека, если он завещал что-то подобное, то это следует исполнить.
Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:
|