Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поистине, Аллах - Знающий, Кроткий!
Аллах говорит: ﴿ و َ ل َ ك ُ م ْ ن ِ ص ْ ف ُ م َ ا ت َ ر َ ك َ أ َ ز ْ و َ ا ج ُ ك ُ م ْ ﴾ И вам - половина того, что оставили ваши супруги – если у них нет детей, если же у них есть дети, то вам четверть того, что они оставили после завещания и выплаты долгов (если таковые имеются). Как уже говорилось ранее, долг приоритетнее завещания. После завещания идёт наследство. В этом единогласны все учёные. Правила, касающиеся детей, также относятся и ко внукам.
Затем Всевышний Аллах сказал: ﴿ و َ ل َ ه ُ ن ّ َ ا ل ر ّ ُ ب ُ ع ُ م ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك ْ ت ُ م ْ ﴾ А им - четверть того, что оставили вы (до конца аята) – одна, две, три или четыре жены могут претендовать на раздел четверти или одной восьмой части наследства между собой.
Слово Аллаха: ﴿ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ و َ ص ِ ي ّ َ ة ٍ ﴾ После завещанного – об этом уже говорилось ранее. Слово Аллаха: ﴿ و َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ر َ ج ُ ل ٌ ي ُ و ر َ ث ُ ك َ ل َ ا ل َ ة ً ﴾ А если мужчина оставляет наследство по боковой линии – слово ا ل ك ل ا ل ة образованно от слова ا ل إ ك ل ي ل т.е. «венок», который охватывает голову. Здесь подразумевается тот, кто наследует по боковой линии, а не является прямым наследником. Как передаёт аш-Ша’би мнение Абу Бакра по этому поводу, когда его спросили об этом: «Я выскажу своё мнение. Если оно верно, то оно от Аллаха, если ошибочно, то – от шайтана, а Аллах и Его посланник непричастны к нему ا ل ك ل ا ل ة это тот, у кого нет ни детей, ни родителей». Когда к власти пришёл Умар, он сказал: «Я не стесняюсь опровергнуть мнение Абу Бакра на этот счёт». (Это повествование передал ибн Джарир и другие).
Ибн Абу Хатим передаёт в своём тафсире, что ибн Аббас сказал: «Я был последним из людей, кто видел Умара ибн аль-Хаттаба, я слышал как он сказал: «Ты был прав, я теперь утверждаю то же, что и вы ا ل ك ل ا ل ة - это тот, у кого нет ни детей, ни родителей». Это также мнение Али ибн Абу Талиба, ибн Масуда, ибн Аббаса, Зайда ин Сабита. Также считали: аш-Ша’би, ан-Нахаи, аль-Хасан аль-Басри, Катада, Джабир ибн Зайд, аль-Хакам. Это же мнение предпочли учёные Медины, Куфы и Басры. Семь известных богословов и четыре имама, большинство ранних и поздних учёных считает также. Есть сообщения об единогласии Уммы на этот счёт.
Слово Аллаха: ﴿ و َ ل َ ه ُ أ َ خ ٌ أ َ و ْ أ ُ خ ْ ت ٌ ﴾ И у него есть брат или сестра – т.е. по материнской линии, согласно некоторым ранним учёным, в том числе и Са’ду ибн Абу Уаккасу.
Катада передаёт это мнение от Абу Бакра ас-Сыддика. ﴿ ف َ ل ِ ك ُ ل ّ ِ و َ ح ِ د ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ م َ ا ا ل س ّ ُ د ُ س ُ ف َ إ ِ ن ك َ ا ن ُ و ا ْ أ َ ك ْ ث َ ر َ م ِ ن ذ ل ِ ك َ ف َ ه ُ م ْ ش ُ ر َ ك َ آ ء ُ ف ِ ى ا ل ث ّ ُ ل ُ ث ِ ﴾ То каждому из них обоих - одна шестая. А если их больше этого, то они - соучастники в трети – братья по материнской линии отличаются от остальных наследников по следующим пунктам: 1) они получают долю наследства из-за матери; 2) братья и сёстры равны в доле на наследство; 3) они наследуют только в том, случае, если у покойного нет других наследников: отца, деда, детей или внуков; 4) они могут претендовать лишь на треть наследства, даже если их много, как мужчин, так и женщин.
Слово Аллаха: ﴿ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ و َ ص ِ ي ّ َ ة ٍ ي ُ و ص َ ى ب ِ ه َ آ أ َ و ْ د َ ي ْ ن ٍ غ َ ي ْ ر َ م ُ ض َ آ ر ّ ٍ ﴾ После завещанного, которое он завещает, или долга, не причиняя вреда - т.е. завещание должно быть составлено справедливо, а не с целью навредить наследникам тем, чтобы лишить кого-либо из них причитающейся доли, уменьшить её или увеличить больше предписанного Аллахом. Кто же стремиться делать такое, подобен тому, кто противится законам Аллаха и Его разделу. В достоверном хадисе говорится: «إ ِ ن ّ َ ا ل ل ه َ ق َ د ْ أ َ ع ْ ط َ ى ك ُ ل ّ َ ذ ِ ي ح َ ق َ ح َ ق ّ َ ه ُ ف َ ل َ ا و َ ص ِ ي ّ َ ة َ ل ِ و َ ا ر ِ ث» «Поистине, каждому имеющему право (на что-либо) Аллах уже дал то, на что он имеет право, а поэтому не следует (составлять особого)
|