Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Получение вещественных доказательств от органов зарубежной уголовной юстиции в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам






Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и соглашения Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), уголовно-процессуальное законодательство России предусматривают основания, условия и порядок, при которых следователь (дознаватель) вправе осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств и использовать в качестве доказательств по уголовному делу полученные от них материалы.

В соответствии с ч. 1 ст. 453 УПК основаниями для оказания правовой помощи являются:

1) международные договоры Российской Федерации;

2) международные соглашения;

3) принцип взаимности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» термин «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (именоваться они могут договорами, соглашениями, конвенциями, протоколами и т.д.).

Таким образом, термины «международные договоры Российской Федерации» и «международные соглашения» являются синонимами.

«Принцип взаимности» означает оказание государствами правовой помощи друг другу при отсутствии соответствующих договоров. Взаимность - общепризнанный принцип межгосударственных отношений. На основе взаимности государство может принимать надлежащие меры в ответ на какие-либо действия со стороны другого государства. Принцип взаимности применять недопустимо, если ответные акции сопряжены с нарушением международно-правовых норм или общепринятых норм морали. В соответствии с ч. 2 ст. 453 УПК принцип взаимности подтверждается письменными обязательствами перечисленных ней государственных органов, оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Международные договоры, имеющие преимущество перед принципом взаимности, могут быть многосторонними и двухсторонними. Если государство является одновременно участником многостороннего и двухстороннего договоров, то положения многостороннего договора имеют преимущество перед положениями двухстороннего договора в случае их расхождения.

Международные договоры заключаются на разных уровнях и в соответствии с этим делятся на:

- межгосударственные – договоры высшего уровня, заключаемые от имени Российской Федерации;

- межправительственные – договоры, заключаемые от имени Правительства;

- договоры межведомственного характера – договоры, заключаемые на уровне ведомств (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Несмотря на эти различия все они являются договорами государства в целом и именно оно несет ответственность за их выполнение. Независимо от уровня представляющих государства органов договоры согласно международному праву обладают равной юридической силой.

Важным многосторонним международным договором Российской Федерации, который она подписала с оговорками и ратифицировала с оговорками и заявлениями, является Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам 1959 года с дополнительным протоколом 1978 года, вступившая в силу для России 9 марта 2000 года.

Следует иметь в виду, что положения Европейской конвенции имеют преимущества перед положениями любых договоров, конвенций или двусторонних соглашений, регулирующих взаимную правовую помощь по уголовным делам между Российской Федерацией и иностранными государствами, кроме положений двусторонних соглашений или договоренностей, в которых предусматривается прямая передача просьб о помощи между их соответствующими органами. Россия может заключать двусторонние или многосторонние соглашения с другими государствами о взаимной правовой помощи по уголовным делам лишь с целью дополнения положений Европейской конвенции или содействия применению содержащихся в ней принципов (ст.26 Европейской конвенции).

Немаловажное значение также имеют принятые государствами – членами Содружества Независимых Государств Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года с Дополнительным протоколом к ней 1997 года, вступившая в силу для России 10 декабря 1994 года, а также Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 года).

Министерствами внутренних дел государств – членов Содружества Независимых Государств подписаны соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (Киев, 21 октября 1992 года) и в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашгабат, 17 февраля 1994 года), которыми предусмотрено проведение по запросам участвующих сторон оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с наркотиками, включая осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением сбытчиков наркотиков, располагающих межгосударственными связями, а также по делам, связанным с организованной преступностью.

Суд, прокурор, следователь, установив в ходе производства по уголовному делу необходимость производства процессуального действия, в том числе и направленного на собирание вещественных доказательств, на территории иностранного государства, обращаются в органы, указанные в ч. 3 ст. 453 УПК, с запросом об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

Таким образом, условием оказания правовой помощи является наличие запроса суда, прокурора или следователя компетентным органам иностранного государства о производстве на их территории допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий. Причем, запрашиваемая сторона выполняет их в порядке, установленном ее законодательством (ч. 1 ст. 3 Европейской конвенции). Определенные следственные действия могут быть выполнены согласно процедуре запрашивающего государства, если это не нарушает законы запрошенного государства, что не противоречит ч. 2 ст. 457 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

Этот перечень является исчерпывающим, и запросы о производстве процессуальных действий не могут быть направлены, минуя вышеуказанные органы.

Международными правовыми актами определяются органы, компетентные осуществлять правовую помощь по различным вопросам. Европейская конвенция в качестве органов, через которые направляются запросы о производстве следственных действий, называет министерства юстиции запрашиваемой и запрашивающей стороны. Одновременно она допускает использование государствами других каналов, о которых они должны уведомить Генерального секретаря Совета Европы во время подписания конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Российская Федерация, учитывая это положение, сформулированное в ч. 6 ст. 15 Европейской конвенции, в Федеральном законе «О ратификации Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ по поводу органов, правомочных оказывать такую помощь, сделала оговорку, почти дословно воспроизведенную в ч. 3 ст. 453 УПК. Указанная оговорка наиболее полно учитывает компетенцию и полномочия различных государственных органов в процессуальной сфере, что позволяет ускорить решение вопросов о выполнении просьб, содержащихся в запросах иностранных государств.

В двусторонних договорах могут указываться и другие органы. Например, в соответствии со ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1997 года, ратифицированного Федеральным законом от 27 мая 2000 года № 71-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам», передавать и получать запросы, просьбы и ответы по ним со стороны России должна Генеральная прокуратура, со стороны Канады – Министр юстиции Канады или официальные лица, назначенные им.

Нормами международного права предусматривается, что в случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам запрашиваемого государства. Ответы на них вместе с соответствующими документами должны направляться через компетентные органы (ст. 15 Европейской конвенции).

Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа (ст.454 УПК). Прилагаемые к запросу материалы должны быть подшиты, пронумерованы и скреплены печатью органа - инициатора запроса.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4. ст. 453 УПК).

Но, как правило, вопрос о том, на каком языке излагаются запросы, решается международными договорами. Например, ст. 16 Европейской конвенции допускает направление государству просьб и прилагаемых документов с переводом на его государственный язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из указанных языков. А, согласно Договору с Канадой 1997 года, запросы и прилагаемые к ним документы, направленные из Российской Федерации, должны сопровождаться переводом на английский или французский языки (ст. 18 Договора). Перевод запроса о производстве процессуального действия и прилагаемых к нему документов на официальный язык иностранного государства производится органом, через который эти документы направляются. Перевод подписывается переводчиком, инициатором поручения и скрепляется гербовой печатью.

В случае обращения на условиях взаимности в текст запроса или в сопроводительные документы к нему включается заверение о том, что российская сторона с учетом международных принципов взаимной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, готова оказать компетентным органам запрашиваемого государства по их запросам содействие в получении доказательств и выполнении иных процессуальных действий на территории Российской Федерации.

Статья 454 УПК содержит требования, предъявляемые к запросу о правовой помощи. Несоблюдение таких требований может явиться основанием для отказа в исполнении запроса.

Но следует сказать, что международно-правовыми документами допускается иная форма запроса. Так, в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г. (вступил в силу 1 сентября 2001 г.) при наличии чрезвычайных обстоятельств центральный орган запрашиваемой стороны может принять запрос в иной форме. В этом случае в течение 10 дней должно последовать письменное подтверждение запроса, если только Генеральная прокуратура не примет иного решения. А в соответствии с ч. 2 ст. 4 Соглашения государств-участников СНГ 1998 г. переданные устно запросы могут подтверждаться не только письменно, но и через электронные средства связи. В последнем случае для такого подтверждения устанавливается срок в 72 часа.

Но, как правило, запрос о производстве процессуальных действий должен содержать:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса. При необходимости проведения на территории иностранного государства процессуальных действий, которые производится по УПК РФ на основании судебного решения или санкции прокурора, к запросу прилагаются соответствующие процессуальные документы;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения. Эти сведения позволяют облегчить поиск необходимых лиц и ускорить выполнение просьбы о помощи. С целью получения наиболее полной информации о лицах, в отношении которых направляется запрос, например, в Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ 1998 г. указывается, что по возможности следует сообщать клички, а при необходимости - особые приметы лица;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств. При этом некоторыми двусторонними договорами устанавливается правило, согласно которому в случае представления вещественных доказательств в запросе должно содержаться указание на лицо или категорию лиц, которые будут отвечать за хранение вещественных доказательств, место, куда вещественные доказательства будут доставлены, указание на экспертизы, которые будут проводиться, и дату, к которой эти доказательства будут возвращены (ст. 13 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г., вступившего в силу 30 мая 2000 г.);

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением. Некоторыми международными договорами предусматривается возможность приложения к запросу копии уголовного дела. Сведения о размере вреда, причиненного преступлением, включаются в запрос в случаях необходимости (например, если Российская Федерация просит о наложении ареста на имущество в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением), при этом они отражаются в рублях, а также в валюте иностранного государства, куда направляется запрос, по курсу на момент совершения преступления.

В соответствии с международными договорами, международными соглашениями или взаимной договоренностью в запросе могут быть приведены и иные данные. Так, в запросе может содержаться просьба об указании даты и места исполнения поручения (ст.4 Европейской конвенции). А, например, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Корея запрос также должен содержать описание места проведения обыска и предметов, подлежащих изъятию, описание особых процедур или требований, которые должны быть соблюдены при исполнении запроса, информацию о выплатах и оплате расходов, причитающихся лицу, приглашаемому в запрашивающую сторону, и любую другую информацию, которая необходима для надлежащего исполнения запроса.

Статьей 455 УПК установлено, что доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, обладают такой же юридической силой, как если бы они были собраны на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями ее уголовно-процессуального законодательства.

Нормы международного права предусматривают использование представленных доказательств только в соответствии с указанными в запросе целями. Для другого применения необходимо письменное согласие компетентного органа запрашиваемой стороны, от которого может поступить просьба о неразглашении результатов исполнения запроса или использовании их только на условиях, которые могут быть ею оговорены. Использование в иных целях, чем указывалось в запросе, а также разглашение результатов его исполнения допускается, если законодательством запрашивающей стороны предписано действовать только таким образом. Однако об этом компетентный орган запрашивающей стороны уведомляет другую сторону заранее.

Некоторыми международно-правовыми актами предусматривается, что при возникновении сомнения в подлинности или содержании запроса об оказании правовой помощи может быть запрошено его подтверждение, например, ч. 3 ст. 4 Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ 1998 г. А согласно ч. 2 ст. 16 Договора с США каждое должностное лицо запрашиваемой стороны, на хранении которого находился предмет, обнаруженный в ходе обыска или изъятый при выемке, при наличии просьбы запрашивающей стороны, удостоверяет подлинность предмета, его неприкосновенность и непрерывность хранения.

Было отмечено, что основными недостатками, которые допускаются при оформлении и направлении международных поручений о собирании вещественных доказательств являются:

1. Нарушение установленного порядка международного сношения, что в основном связано с направлением запросов минуя центральные органы ведомств, указанных в ч. 3 ст. 453 УПК, или неправомерное обращение в другие органы, в основном Генеральную прокуратуру РФ, для решения вопросов, не относящихся к их компетенции.

2. Несоответствие содержания и формы запроса международным договорам и уголовно-процессуальному законодательству: отсутствие даты, регистрационного номера, номера уголовного дела и т.п.

3. Направление поручения без перевода его на язык запрашиваемой стороны.

4. Ошибки при ссылке на конкретный международный договор – основание выполнения запроса. В основном эта ссылка на Минскую конвенцию, при направлении поручений в страны дальнего зарубежья.

5. Небрежность при оформлении запроса: наличие ошибок, исправлений, подтирок и т.п.

Таким образом, при получении вещественных доказательств в порядке оказания международной правовой помощи по уголовным делам оценке подлежат следующие критерии, обеспечивающие их допустимость:

1) соответствие полученных доказательств запрашиваемым;

2) компетенция органов зарубежного государства, собиравших доказательства;

3) соответствие процедуры собирания доказательства законодательству зарубежного государства или УПК РФ, если применялись его положения;

4) соответствие порядка их передачи, установленному международным договором.

Включив принципы и нормы международного права в правовую систему страны, Конституция не определила достаточно четко их место в этой системе. Ответ на вопрос может дать совместный анализ обеих правовых систем.

Верховным Судом Российской Федерации рекомендовано в случае возникновения затруднений у судов при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой его применения).

Данное положение справедливо и для органов предварительного расследования.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать некоторые выводы.

I. Можно выделить следующие процессуально значимые признаки вещественного доказательства:

а) вещный характер объекта. В законе о вещественных доказательствах говорится как о предметах, но к ним могут быть отнесены мелкодисперсные сыпучие, жидкие, мазеобразные и газообразные вещества;

б) наличие процессуального документа, содержащего данные о происхождении вещественного доказательства. Вещественные доказательства обнаруживаются при производстве следственных действий, экспертиз, могут быть истребованы от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан либо представлены любым участником уголовного процесса, частными детективами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную и административно-юрисдикционную деятельность;

г) осмотр вещественного доказательства с подробным описанием его в протоколе; оно должно быть сфотографировано, снято на видео- или кинопленку, по возможности опечатано. В протоколе указывается:

общая характеристика места нахождения вещественного доказательства (или предполагаемого места нахождения);

методы и технические средства обнаружения вещественного доказательства;

месторасположение вещественного доказательства (расстояние от двух относительно неподвижных ориентиров);

форма (конструкция, контур), размеры, цвет и особенности вещественного доказательства;

дополнительный способ фиксации (фотографирование, звуко-, видеозапись, планы, схемы, чертежи и зарисовки);

способ изъятия (в натуре, с предметом, с частью предмета, перекопирован на пленку, изготовлен слепок и т.д., цвет пленки, материал слепка);

упаковка вещественного доказательства (во что упакован и какой печатью опечатан, какие надписи сделаны на упаковке, чьими подписями заверены);

е) вынесение специального постановления о признании объекта вещественным доказательством и приобщении его к уголовному делу. В постановлении о приобщении к делу указывать название приобщаемого объекта, его характерные особенности, кем, в каком порядке, когда и где он изъят или представлен (со ссылкой на соответствующий протокол), а также значение данного предмета для расследуемого дела и обстоятельства, к которым он относится;

ж) хранение вещественного доказательства при уголовном деле или в местах, указанных лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом. В законе должно быть отражено, что некоторые доказательства помещаются в криминалистические коллекции;

з) вещественное доказательство должно быть предъявлено в натуре адресату доказывания. В случае невозможности этого оно должно быть замещено объективной копией;

и) разрешение вопроса о вещественных доказательствах в приговоре, определении или прекращении уголовного дела. В законе также должно быть упоминание, что вещественное доказательство может оставаться в коллекции и после разрешения дела по существу.

И только совокупность вышеуказанных признаков превращает вещь, претендующую быть вещественным доказательством, в вещественное доказательство. Иными словами, в качестве вещественных доказательств в уголовном процессе могут выступать различные по происхождению и материальному воплощению объекты, которые объективно связаны с фактами, имеющими значение для расследования дела, и прошли все ступени процессуального оформления, установленного законом, порядок хранения и судьба которых зависят от их свойств, требований закона и значения не только для расследуемого дела, но практики борьбы с преступностью.

II. Собирание доказательств является первым и общепризнанным элементом процесса доказывания, который включает их поиск, обнаружение, фиксацию и сохранение.

III. Можно выделить следующие направления повышения эффективности собирания вещественных доказательств:

1. Оптимизация процесса собирания вещественных доказательств в ходе производства следственных действий.

Одним из основных способов собирания вещественных доказательств является производство следственных действий. Оптимизация процесса собирания вещественных доказательств в ходе производства следственных действий включает:

а) определение начала и окончания расследования как одного из важнейших условий допустимости производства следственных действий, направленных на собирание вещественных доказательств;

б) определение надлежащего субъекта производства следственных действий по собиранию вещественных доказательств;

в) определение надлежащих процедур производства следственных действий по собиранию вещественных доказательств;

г) определение оптимальных способов фиксации хода и результатов следственных действий по собиранию вещественных доказательств.

2. Совершенствование криминалистического обеспечения процесса собирания вещественных доказательств.

В совершенствовании криминалистического обеспечения процесса собирания вещественных доказательств можно выделить следующие аспекты: а) улучшение криминалистической подготовки лиц, осуществляющих расследование; б) обеспечение надлежащей технической оснащенности подразделений, осуществляющих расследование; в) совершенствование тактических основ процесса собирания вещественных доказательств.

3. Введение в доказывание вещественных доказательств, полученных от:

а) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

б) органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность;

в) подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей;

г) защитника;

д) лица, осуществляющего частную детективную деятельность.

4. Законодательное разрешение собирания вещественных доказательств экспертом в ходе производства экспертизы и предоставление их в распоряжение лица, осуществляющего расследование.

5. Получение вещественных доказательств от органов зарубежной уголовной юстиции в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам.

IV. Оптимизация собирания вещественных доказательств при производстве следственных действий включает в себя:

1. Изменения порядка возбуждения уголовного дела, которое может быть разрешено несколькими путями.

Во-первых, возвращением прежнего порядка возбуждения уголовного дела. Установленный УПК порядок возбуждения уголовного дела не обеспечивает неотложности следственных и других процессуальных действий, поскольку это процедура, длящаяся во времени, которая не всегда может быть обеспечена в максимально короткий срок. Особенно когда в местах дислокации от отдельных следственных подразделений, следственных групп и следователей, а также городских, поселковых отделений милиции прокуроры вообще отсутствуют.

Во-вторых, для придания институту возбуждения уголовного дела современного облика было предложено отказаться от доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях, по их получении немедленно возбуждать уголовное дело и начинать расследование. И только если в процессе расследования будут установлены предусмотренные законом основания прекращения уголовного дела, принимать такое решение. Было отмечено, что данное мнение встречает возражения чисто формального свойства – будет много прекращенных дел, что повлияет на статистику. Но дело вовсе не в показателях, а в назначении уголовного судопроизводства.

В-третьих, изменить сам порядок возбуждения уголовного дела, которое может начинаться не только с вынесения соответствующего постановления, но и с проведения первого процессуального действия.

2. Внесением в перечень следственных действий, предусмотренных ч. 4 ст. 146 УПК личного обыска. Необходимость его производства зачастую возникает в момент захвата лица с поличным либо непосредственно после этого. По существу, в этом плане личный обыск является незаменимым следственным действием по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, получении и даче взяток, при совершении преступлений корыстно-насильственного характера.

3. Следователю законом должен быть предоставлен выбор привлекать ли для участия в производстве следственного действия понятых или заменить их использованием технических средств фиксации, тем более, что использование достижений науки и техники при производстве следственных действий является одним из наиболее эффективных направлений объективизации процесса доказывания.

4. Закон не содержит норм, обязывающих следователя привлекать защитника к участию в следственных действиях, направленных на собирание вещественных доказательств. Но защитник вправе присутствовать при следственном действии, если оно производится по ходатайству защитника или обвиняемого (подозреваемого) или с их участием. Более того, неуведомление защитника о следственном действии, о проведении которого он ходатайствовал, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим в настоящее время недопустимость полученных при этом доказательств, в том числе и вещественных. Данное положение должно быть напрямую отражено в законе.

7. В законе недвусмысленно должны быть отражены положения, что осмотр места происшествия в жилище в случаях, не терпящих отлагательства, возможен без согласия проживающих в нем лиц и в их отсутствие.

8. Запрет производить фотосъемку следов на теле живого человека без его на то согласия не должен распространяться на детальную фотосъемку.

9. В законе должно найти отражение положение, позволяющее следователю проводить обыск в жилище без участия лица, если оно находится в розыске, и совершеннолетних членов его семьи, если они отсутствуют как таковые, с привлечением третьих лиц.

10.Тактические приемы проведения следственных действий могут быть предписаны законом, рекомендованы законом или являться результатом обобщения следственной и судебной практики. Это объясняется тем, что даже предписание закона оставляет следователю свободу выбора по виду тактического приема, времени и условиям его применения.

11. Можно выделить следующие наиболее существенные основания деления на виды тактических приемов осмотра места происшествия:

а) приемы планомерного перемещения по месту происшествия: концентрический, эксцентрический, линейно-фронтальный и смешанный осмотры;

б) по объему действий на месте происшествия: сплошной и выборочный осмотры;

в) приемы выделения мест для детального осмотра: объективный и субъективный осмотры;

г) по характеру (последовательности) действий: статический и динамический осмотры.

Данные основания деления тактических приемов осмотра места происшествия на виды не являются взаимоисключающими и конкурирующими. Они являются взаимодополняющими и могут применяться как отдельно, так и в совокупности.

12. Если говорить о тактических приемах освидетельствования, то можно вести речь только о некоторых общих рекомендациях.

Необходимо моделировать событие преступления и четко представлять, какие следы и на каких участках тела человека следует искать. С учетом этого, применять соответствующие технические средства и привлекать специалистов. При осмотре тела человека нужно соблюдать определенную последовательность: вначале осматривать открытые участки (голову и руки), после обнажения, остальные, по схеме сверху вниз, от общего к частному.

13. Тактические приемы обыска могут быть классифицированы по следующим основаниям:

а) тактические приемы планомерного перемещения по месту обыска: последовательное, выборочное, параллельное, встречное и смешанное обследования;

б) по объему тактические приемы обыска могут быть разделены на сплошной или частичный поиски;

в) тактические приемы поиска тайников или мест сокрытия искомых объектов: обследование без нарушения или с нарушением целостности объекта; сравнение однородных (одинаковых) объектов; микрообыск; поиск с использованием технических средств; поиск с использованием биодетекторов; смешанный поиск;

г) по количеству и составу поисковых групп тактические приемы могут быть разделены на одиночный, групповой, совместный или раздельный поиски;

д) тактические приемы, основанные на наблюдении: постоянный контроль над входом на объект, где производится обыск; постоянное наблюдение за поведением обыскиваемого, членов его семьи и других лиц;

е) тактические приемы обмена информацией: постоянная взаимная информация лиц, производящих обыск; информирование участников обыска следователем.

Данные основания деления тактических приемов обыска на виды не являются взаимоисключающими и конкурирующими. Они являются взаимодополняющими и могут применяться как отдельно, так и в совокупности.

V. Общие правила проверки данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, включают:

1. Проверку целей и задач оперативно-розыскной деятельности, которые изложены в ст. 1 и 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Следует также руководствоваться запретами, содержащимися в его ст. 5 и 8.

2. Проверку, уполномоченным ли органом проведены оперативно-розыскные мероприятия, поскольку их перечень является исчерпывающим.

3. Проверку, предусмотрено ли законом оперативно-розыскное мероприятие, в результате которого получена представляемая информация. Перечень оперативно-розыскных мероприятий, установленных ст. 6 закона об ОРД также является исчерпывающим.

4. Проверку оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, изложенных в ст. 7 этого закона.

5. Проверку дополнительных условий, предусмотренных для проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий, например, согласие лица при проведении его опроса с использованием полиграфа.

6. Проверку соблюдения установленного законом особого порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанного с ограничением конституционных прав граждан, на производство которых должно быть получено судебное разрешение.

7. Проверку соблюдения положений закона о неприкосновенности лиц, занимающих некоторые государственные должности.

8. Проверку информации о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков.

9. Проверку соответствия представленных предметов и документов, указанным в официальном сообщении (справке-меморандуме), подлинниках соответствующих оперативно-служебных документов или сопроводительном письме.

10. Назначение и производство соответствующих судебных экспертиз.

VI. По общему правилу, нарушение норм административного законодательства не является препятствием для введения этих данных в уголовный процесс в предусмотренном УПК порядке. Но если по каким-либо причинам осуществить это не представляется возможным, то для введения в уголовный процесс административно-процессуальных протоколов как иных документов оценке подлежат:

а) полномочия должностных лиц по составлению административных протоколов и осуществлению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

б) порядок и процедуры осуществления мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

в) формы административных протоколов и протоколов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

VII. Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. В данном случае речь идет именно о представлении имеющихся у указанных лиц доказательств, но не о их собирании.

VIII. В целях реализации назначения уголовного судопроизводства в ч. 3 ст. 86 УПК должно быть внесено дополнение, позволяющее защитнику выполнять действия, направленные на собирание вещественных доказательств, на нахождение которых ему укажет подзащитный или иные участники уголовного процесса, с детальным описанием этой процедуры. А в часть 1 ст. 53 УПК и часть 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изменениями от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.) должны быть внесены дополнения, разрешающее защитнику, от имени подзащитного, заключать договор с частным детективом на оказание услуг, предусмотренных соответствующим законом.

IX. При представлении частным детективом вещественных доказательств через клиента или лично подлежит проверке:

а) наличие у него лицензии;

б) наличие договора между ним и клиентом с точным указанием предоставляемых услуг;

в) наличие письменного уведомления об этом дознавателя, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело;

г) какие действия совершались детективом и не совершил ли он действий, которые ему запрещены;

д) информация о времени, месте и обстоятельствах получения предметов, документов, видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов;

е) соответствие письменного отчета договору.

Частный детектив может быть допрошен по делу в качестве свидетеля об обстоятельствах получения им вещественных доказательств, выполнения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. И если он не является участником со стороны защиты, то не вправе уклониться от дачи показаний. По фотоснимкам, аудио- и видеоматериалам могут быть назначены соответствующие экспертизы.

Содержащееся в п. 1 ч. 1 статьи 7 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предписание, запрещающее частным детективам скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, не распространяется на частного детектива, если он является представителем стороны защиты и если ставшие известными факты ему могут повлечь ухудшение положения представляемого им лица. Поэтому вышеуказанная норма закона требует соответствующего изменения.

Х. Насущные интересы практики законодательного разрешения эксперту собирания доказательств, для чего следует изложить п.2 ч.4 ст.57 УПК в следующей редакции: «самостоятельно собирать материалы для экспертных исследований, за исключением случаев, когда это необходимо для приведения объекта в рабочее состояние, с использованием аналогичных объектов из натурных коллекций, или для выявления латентных объектов на представленных на исследование предметах с целью определения их свойств и признаков».

XI. При получении вещественных доказательств в порядке оказания международной правовой помощи по уголовным делам оценке подлежат следующие критерии, обеспечивающие их допустимость:

а) соответствие полученных доказательств запрашиваемым;

б) компетенция органов зарубежного государства, собиравших доказательства;

в) соответствие процедуры собирания доказательства законодательству зарубежного государства или УПК РФ, если применялись его положения;

г) соответствие порядка их передачи, установленному международным договором.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...……….3

§1. Понятие вещественных доказательств и их собирания….………..7

§2. Основные направления повышения эффективности

собирания вещественных доказательств…………………………….…24

§ 3. Оптимизация собирания вещественных доказательств

при производстве следственных действий……………………..…….....26

§ 4. Совершенствование тактических основ собирания

вещественных доказательств. …………………………………………...52

§ 5. Собирание и представление вещественных доказательств

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…68

§ 6. Собирание и представление вещественных доказательств

органами, осуществляющими административно-юрисдикционную

деятельность…………………………………………………………..…..80

§ 7. Представление письменных документов и предметов

подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом,

гражданским ответчиком и их представителями……………………….86

§ 8.Собирание и представление вещественных доказательств

защитником ……………………………………………………………….87

§ 9. Собирание доказательств лицом, осуществляющим частную

детективную деятельность………………………………………………..89

§ 10. Собирание вещественных доказательств экспертом………………93

§ 11. Получение вещественных доказательств от органов зарубежной

уголовной юстиции в порядке оказания правовой помощи по уголовным

делам………………………………………………………………………..95

Заключение……………………………………………………...….……...104

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.034 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал