![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с повседневной жизньюСтр 1 из 8Следующая ⇒
Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с повседневной жизнью. С незапамятных времен человек научился обрабатывать природные материалы: дерево, кость, камень, глину, кожу, шерсть, различные злаковые культуры, создавать из них прекрасные высокохудожественные изделия. Потребность украшать свое жилище, предметы домашнего обихода обусловила развитие художественных ремесел. Инкрустация соломкой — интересный и своеобразный вид народного декоративно-прикладного искусства. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация соломкой», он не совсем точен. Техника инкрустации соломкой проста: /на поверхность предмета наклеиваются при помощи клея или лака мелкие пластинки соломки, чаще всего геометрической формы. Так что правильнее эту технику отнести к аппликации. Но уже издавна нанесение узора соломкой на дерево принято называть «инкрустация», а на ткань, бумагу — «аппликация». Вероятно, это потому, что зрительно воспринимая предмет, изготовленный из дерева и декорированный соломкой, возникает ощущение, что тонкие пластинки соломки не лежат на плоскости, а врезаны в поверхность. Приемами декорирования изделий соломкой владели многие народы мира. К сожалению, почти не сохранились изделия, декорированные соломкой, но те немногие образцы, которые находятся в музейных коллекциях, датируются XVIII — началом XX век и говорят о широком распространении этого вида народного творчества. Можно предположить, что свое происхождение искусство инкрустации соломкой ведет от интарсии и мозаики, тетехник, которые применялись для украшения мебели и других предметов: в деревянную поверхность врезались мелкие кусочки дорогих пород дерева, кости, перламутра, металла, Создавая необходимые предметы быта, деревенские мастера стремились украсить их. Вместо дорогих и редких материалов, например кости, использовали f- дешевую, доступную, но не менее красивую соломку. В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий, шкатулки, табакерки Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали небудничную красоту и выразительность. Народное искусство, как правило, складывалось в деревне. Создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, /крестьянин был и исполнителем и потребителем этого искусства, поэтому он в совершенстве знал особенности того материала, с которым работал! / а такие универсальные и доступные материалы, как дерево, солома, особенно умел ценить. С древнейших времен признавалась исключительная роль хлеба в жизни человека. В хлебе отразились трудолюбие, благополучие, народная фантазия. Сколько песен, легенд, загадок, поговорок сложили о хлебе. Человек ценил не только хлебный колос, но и стебель — прекрасный поделочный материал, из которого изготавливал плетеные корзины, шкатулки, кублы для хранения зерна, муки, посуду, игрушки, подвесные украшения. До наших дней сохранились царские врата, виртуозно сплетенные из золотистых стеблей соломы безымянным белорусским мастером. Кажется, что именно в художественной обработке растительных материалов особенно проявились творческие возможности белорусских мастеров. Искусство инкрустации до недавнего времени бытовало как домашнее увлечени нередко изготавливались изделия на продажу, но развивалось оно повсеместно — в Литве, на Украине, в Белоруссии, Ленинградской, Кировской, Горьковской и других областях.накопленный поколениями опыт, изучение и развитие определенных приемов и техники изготовления подняли это ремесло на высокий уровень В Белоруссии инкрустацшг соломкой как художественный промысел существует с середины 50-х годов. В г. Жлобине Гомельской области супруги Михаил Васильевич и Вера Никодимовна Дехтяренко организовали небольшой участок из четырех человек и за годы своей творческой деятельности передали опыт сотням учеников. Шкатулки различных форм, чернильные приборы, ларцы, вешалки для полотенец, декоративные панно, авторами которых были Дехтяренко, украсили незамысловатый послевоенный быт. Кропотливо изучая традиционные орнаменты ткачества, вышивки, постигая технические возможности материала, мастера сумели найти сувенирный и утилитарный ассортимент, способы его декорирования, разработали новую техноло гшр. В 60— 70-е_годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Белорусская соломка получила широкую известность и популярностьне только в республике. В промысел пришли работать молодые талантливые художники. Много новых приемов и элементов внесли в традиционное искусство Т. А. Алексеева, В. П. Котов и др. В это же время начинает развиваться производство инкрустированных изделий на Брестской фабрике сувениров. Здесь использовалась та же технология, те же грунты, но художественное оформление бытовых и декоративных предметов по своему образному решению значительно отличалось от жлобинских. (Несмотря на постоянное совершенствование композиционных приемов инкрустации, художественной выразительности, эта техника таит в себе еще много неиспользованных возможностей, которые постепенно раскрываются и осваиваются мастерами и художникамиЛ Примером может служить творчество народных мастериц В. И. Гаврилюк, Е. М. Русакович, Н. М. Пилюк, художниц JI. Ш. Валеевой, JI. О. Малаховой и многих других. В последнее десятилетие в Белоруссии появилась возможность изучать техники аппликации и инкрустации в Бобруйском, Гомельском и Кобринском профессионально-технических училищах. Задача книги — сделать это творчество доступным, ПОМОЧЬ будущему мастеру, художнику в овладении удивительным ремеслом. Инкрустатор должен знать приемы декорирования, свойства соломки, уметь выбрать материал, обладать ' художественным вкусом, изучать богатейший опыт старших поколений и наших современников. В связи с тем что техника инкрустации соломкой связана с обработкой дерева, то ее лучше всего осваивать в кружках, студиях, школах, где есть специальное оборудование, материалы и имеется возможность изготовить основу изделия. Аппликация соломкой более доступна для самостоятельного овладения этим мастерством. Опыт высококвалифицированных мастеров поможет быстрее освоить технологию, будет способствовать росту интереса к самому процессу инкрустации соломкой, постижению тайн ремесла, Чтобы закрепить навыки в выполнении различных приемов, познакомить с помощью какого инструмента можно выполнить ту или иную операцию, дать представление о многообразии художественных решений, текст сопровождается рисунками, фотографиями. Иллюстрируются самые характерные приемы оформления изделий декором из соломки.
|