![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Композиция
Инкрустация, как и все виды декоративно-прикладного искусства, имеет свои художественные закономерности. Создать композицию в инкрустации — это значит найти художественную форму и декоративный образ, учитывая содержание, характер и назначение предмета. Декор в утилитарных изделиях играет подчиненную роль, подчеркивая форму, объем, пропорции. В декоративных композициях изображение имеет самостоятельное определяющее значение: вызывает у нас ассоциативные связи с реальным миром. Декор в инкрустации может быть орнаментальным и сюжетно-изобразительным, но необходимо помнить, что каким бы ни был принцип построения узора, все элементы декора должны быть строго уравновешены. По своему идейному замыслу и разнообразию приемов декорирования сюжетно-изобразительные или тематические композиции более сложные по сравнению с орнаментальными. Они зачастую тяготеют к станковому искусству, к изображению действий, различных событий, образов народной лирики, сказочных сюжетов. В сюжетно-изобразительных композициях проявляется способность художника подмечать наиболее интересное, умение создавать художественный образ. Пейзаж, натюрморт также можно отнести к этому направлению. В последнее время сюжетно-изобразительные произведения, например декоративные панно, находят все более широкое применение в оформлении интерьеров. Решение композиции начинаем с выбора темы в соответствии с назначением предмета. При разработке декора необходимо определить, какая часть предмета будет нести основную орнаментальную нагрузку: в шкатулках, сундучках, хлебницах — крышки; в подносах — донышки; в солонках — передняя и задняя стенки и т.д. Затем выполняем ряд черно-белых или цветных эскизов. Остановив свой выбор на лучшем рисунке, продолжаем работать над уточнением деталей задуманной композиции и переходим к изготовлению изделия. Начинать работать над композицией следует с простых изделий и постепенно переходить к более сложным. При создании произведений декоративно-приклад- ного искусства, инкрустированных соломкой, будь то декоративное панно, шкатулка или поднос, важно учесть уравновешенность элементов декора, их ритмическое чередование, соотношение цветовых тонов. При разработке композиции огромное значение имеет выделение отдельных групп узора и их объединение через связующие элементы в единое целое. Следует избегать фрагментарных решений. Узор должен быть законченным, замкнутым в данной плоскости, но не нарушать при этом целостности восприятия изделия. Произведением прикладного искусства предмет может стать только тогда, когда возникает синтез декоративного оформления и формы предмета, когда нельзя вопреки художественному образу что-либо переставить местами или убрать. Красота любой вещи заключается в соблюдении соответствия декоративного оформления и формы предмета. На вклейке представлены разные по форме и назначению предметы: одни (декоративная тарелка и панно) могут служить украшением интерьера, другие (закладки, сундучки) выполняют сразу две функции — утилитарную и декоративную.
В декоративной тарелке ведущим элементом является лучеобразный ромб, при помощи которого художнику удается передать своеобразие такой формы, как круг. Композиционное решение панно «Танец» из триптиха «Свадьба» Н. Гурло очень динамично и декоративно. В нем передано движение танца, найден выразительный силуэт, орнаментальная кайма образует своеобразную раму и несет смысловую нагрузку — птица Сирин символизирует счастье, радость. Изделия, инкрустированные соломкой, особенно красивы, когда удачно найдена цветовая гамма. Используется цвет для усиления образного решения, но необходимо помнить, что прекрасную по рисунку вещь случайным распределением цвета можно раздробить так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. При разработке орнаментальных и сюжетно-изобра- зительных композиций необходимо использовать все богатство оттенков теплых и холодных тонов. К теплым относятся — красный, оранжевый, желтый цвета, к холодным — зеленый, синий, фиолетовый и их оттенки. Ведущее место в инкрустированных композициях все же должен занимать естественный цвет соломки. При разработке изделий необходимо уделять внимание выбору фона, так как от его плотности, насыщенности, гармоничного сочетания с естественной и подкрашенной соломкой зависит выразительность и красота набора. Искусная тщательная графическая разработка рисунка помогает в процессе работы избежать грубых ошибок. Словом, необходимо сочетание мастерства и фантазии, чувства меры и требовательного вкуса, и созданное умелыми руками будет радовать вас. На первых порах можно копировать произведения других авторов. Иллюстративный материал есть в специальных альбомах по народному искусству, буклетах, журналах. Рисунок, выбранный вами, можно увеличить или уменьшить (рис. 19). Расчерчиваем выбранный рисунок на определенное количество квадратов, такую же сетку на чистом диете бумаги в масштабе задуманного вами размера. На сетку чистого листа переносим линии узора. Приобретая навык в строгой последовательности от простого к сложному, можно создавать свои неповторимые композиции.
|