![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Орнамент
Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное назначение — украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала. Главным мотивом изображений является живая природа: солнце, звезды, деревья, цветы, травы, звери, птицы, человек и т. д. Однако орнамент не передает их в натуральном виде, а стилизует наиболее характерные черты и формы. Стилизация заставляет художника приспосабливаться к особенностям выбранного материала. Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники, линии — главные составляющие элементы узора, в различных комбинациях образуют бесконечное разнообразие орнаментальных вариантов. По используемым мотивам орнамент подразделяется на два основных вида Г геометрический и растительный. Наиболее распространен геометрический, для -которого характерно сочетание мелких, дробных элементов — звезд, розетов, зигзагов, линий, различных решеток. ' Мотивы растительного орнамента — геометризованные, стилизация обусловлена и техникой нанесения узора и используемыми мотивами, часто заимствованными в ткачестве, вышивке, резьбе и инкрустации по
В. И. Гаврилюк. Декоративное панно «Птица». Ткань, соломка
дереву. В последнее время его часто применяют в оформлении шкатулок и декоративных панно. Могут быть и более сложные композиции, объединяющие геометрический или растительный орнамент с зооморфными мотивами (стилизованные фигуры животных, птиц, фантастических зверей). Бесспорным достоинством орнамента в инкрустации соломкой является масштабная согласованность всех частей узора с формой и размером украшаемого предмета. Характер орнамента определяется ритмом. Ритм — это закономерное чередование, повторение элементов, их соподчинение, гармоничное распределение узора по декорируемой плоскости. Ритмическое построение в инкрустации достигается различными приемами: а) раппортное построение — всевозможные типы сеток из квадратов, ромбов, треугольников заполняются элементами узора. Сетчатый орнамент может представлять собой как простую схему, так и более сложную. Этот прием чаще используется при создании компо
зиции прямоугольных, квадратных шкатулок и сундучков; б) симметричное построение — гармоничное расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси или двух пересекающихся прямых, когда узор повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении. По этому принципу набираем узоры на шкатулках (в основном квадратной или прямоугольной формы), сундучках, а также декоративном панно с изображением дерева, куста с симметрично расположенными ветвями, цветами. Здесь ствол может стать своеобразной осью; в) орнаментальные ленты (рис. 23), как правило, состоят из одинаковых элементов. Они могут повторяться, но чаще всего чередуются (широкая полоса, узкая, широкая и т. д.), могут располагаться по принципу убывающего и нарастающего ритма. Такое членение плоскости встречается в сундучках и прямоугольной формы шкатулках; г) центричное построение — элементы узора расположены на одной прямой, но в разных направлениях
от центральной точки. По этому принципу оформляются квадратные и круглые шкатулки (рис. 24); д) свободное распределение узора по всей плоскости. Чаще всего этот принцип встречается в асимметричных композициях. При разработке такого орнамента необходимо достигнуть соответствия всех элементов узора. Асимметричные композиции более интересны, но создавать их гораздо сложнее. Чаще всего это декоративное панно с сюжетным изображением (см. декоративное панно «Птица»). По схемам композиционного построения орнаменты могут быть статичными и динамичными. Статичные орнаментальные схемы чаще всего имеют или симметричный, или раппортный характер. Элементы узора уравновешены, края плоскости четко обозначены. Динамичная схема строится по диагональным осям, расположение элементов узора на плоскости свободнее. В динамичных композициях в основном используются условно трактуемые растительные мотивы, изображения животных, птиц, человека. Это самое фантастическое искусство, где возможно все. На фото приведена в качестве примера работа художника В. С. Басалыги «Беловежская пуща». Изображенный олень с необычными рогами (древо жизни) как бы символизирует и пышную живую растительность и взаимосвязь всего живого с природой.
|